"Кинезиологическая помощь в преодолении дислексических нарушений у детей младшего школьного возраста с правополушарным типом мышления"
«Рука является вышедшим наружу мозгом»
И.Кант
Проблема леворукости остается одной из актуальных и серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт.
«Леворукость — это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка» Сиротюк А.Л.
Кроме генетической леворукости, существует еще патологическая и социальная. И если генетическая леворукость наследственная, то патологическая может быть в результате мозговой дисфункции, возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Социальная леворукость является следствием насильственного переучивания.
Ведущая рука формируется в основном к 4 годам. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя.
В результате такого переучивания у детей развиваются невротические реакции (беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи). Чаще всего ухудшается подчерк. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д., что приводит к хроническому стрессу, снижению самооценки и школьной мотивации.
Такие дети часто направляются школьными учителями на психолого-педагогическую комиссию как неуспевающие для обучения по VII виду. Работая в ПМПК г. Краснодара, мне не раз приходилось сталкиваться с проблемой дислексии у детей правополушарного типа младшего школьного возраста.
Практически все школьное образование построено таким образом, чтобы развивать преимущественно левое полушарие, игнорируя вторую составляющую умственных возможностей ребенка – творческое мышление, интуицию, ритм, создание образов.
Б. Белый очень точно сформулировал особенности восприятия этой группы учащихся: «Правополушарные за лесом не видят отдельных деревьев». Другими словами, обучение для них должно быть построено на основе синтеза, а не анализа, как это принято в современном образовании.
Кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению).
Кинезиологические методики, используемые для преодоления дислексического нарушения, направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Ежедневно мы подвергаемся различного рода стрессам. Стресс ослабляет наш организм, расшатывает нервную систему, отбирает жизненные силы. Кроме того, он не исчезает, а записывается в памяти клеток нашего тела, и продолжает существовать там, в виде негативного эмоционального заряда, подтачивая наше здоровье изнутри.
Мы часто ругаем детей за неусидчивость и невнимательность в школе, глупые ошибки, низкие оценки, нежелание делать домашние задания и ходить на уроки. Однако, не у всех, испытавших какой-то стресс или эмоциональное потрясение, появляются трудности в обучении связанные с дислексией. Ребенку, страдающему дислексией, трудно организовать свое пространство; специфические ошибки, которые он совершает при чтении, не исчезают и даже могут усугубляться.
Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. При таком расстройстве, ребенку очень трудно научиться читать.
У детей без дислексии – эти трудности проходят с овладением техники чтения без специальной помощи.
Одна из разновидностей дислексии - «Зеркальное чтение». Первым, кто высказал предположение о связи между латерализацией и неспособностью к чтению, был С. Ортон - врач, работавший в первых десятилетиях нашего века с детьми, которые испытывали затруднения при чтении и письме.
В ходе своей работы он обратил внимание на то, что эти дети иногда пишут «зеркально», переворачивая отдельные буквы и меняя порядок их расположения в слове. Например: вместо «Он», читает «Но», «Кот» как «Ток». Чаще всего такое явление можно наблюдать у «скрытых» или «переученных» левшей. Это нарушение не является результатом умственной отсталости или физической травмы. Причины нарушений носят зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого, не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.
Многие серьезные проблемы учебной и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Два полушария нашего мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям.
Ортон утверждал, что информация, представленная в доминантном полушарии, ориентирована правильно, в то время как информация в недоминантном полушарии является ее зеркальным отражением. Тем не менее, основное представление о том, что неспособность к чтению может быть связана с межполушарной асимметрией, все еще активно изучается.
Нужно учитывать, что учащимся с ведущим правым полушарием характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу. Они склонны доверять мнению коллектива, родителей и учителя, нежели себе и своему собственному убеждению.
В праворуком мире левши испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Окружающий их мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.).
В классе таким детям лучше сидеть так, чтобы доска и учитель находились слева от них (предположительно третий ряд). Они лучше воспринимают информацию, написанную на светлой доске темным мелом, а не наоборот.
Правополушарные учащиеся по типу восприятия являются визуалами или кинестетиками. Для визуалов вся информация должна быть представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают сами читать текст учебника, чем слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.).
Переработка информации происходит мгновенно и спонтанно. Про таких детей говорят: «торопыжка». Они не контролируют правильность своей речи, но ориентированы на интонацию. В устной речи могут возникнуть проблемы в грамматике и подборе слов, возможны смысловые пропуски, особенно если правополушарный ученик импульсивен. Действия, требующие постоянного самоконтроля, будут выполняться такими учащимися плохо.
Правополушарный ученик с визуальной памятью способен «видеть слова глазами мозга». Визуализация информации — основной ключ к академическому успеху в обучении. Это важная задача начальной школы.
Известно, что визуальная и кинестетическая память правополушарных учащихся являются основой врожденной грамотности: «глаза и пальцы сами знают, как надо написать слово». Однако в школе обучение грамотности правополушарных детей строится на аналитическом подходе, не свойственном этой группе учащихся, в результате врожденная грамотность разрушается.
Следует учитывать, что память правополушарных учащихся является непроизвольной, поэтому они не могут запоминать усилием воли. Запоминание информации должно проходить в игре, в мозговом штурме, практической деятельности. В школах же практикуется технократическое зазубривание и многократное повторение материала.
Правополушарные дети решают арифметические задачи не с помощью выявления принципиального ключа, позволяющего успешно справляться со всеми задачами данного типа, а каждый раз очень конкретно и индивидуально, с использованием бытовых ассоциаций. Эти особенности детского мышления необходимо использовать при обучении. Но, поскольку школа усматривает одну из главных задач в развитии и тренировке логического мышления, все усилия педагогов оказываются направленными на стимуляцию левополушарных возможностей.
Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами дающие им возможность проявить свои творческие способности, дать собственный развернутый ответ.
Дифференцированное обучение всегда предполагает использование учебных материалов, ориентированных как на левополушарный, так и на правополушарный тип учащихся.
Организуя образовательный процесс, всегда следует помнить, что одновременная работа двух полушарий эффективна в любой области деятельности, и в творчестве в том числе. Творчество не является функцией только правого полушария. Этот процесс требует от левого полушария техники и деталей, а от правого — образов, непрерывности, инсайта, эмоций и чувств.
Под влиянием кинезиологических тренировок в коре головного мозга происходят положительные структурные изменения. Кинезиологические методики позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей деятельности мозга.
Пол и Гейл Деннисон - американские ученые, доктора философских наук, разработали и предложили простые упражнения для раскрытия умственных возможностей. Они поставили и решили задачу улучшения процесса усвоения информации, с помощью простых и доступных каждому двигательных упражнений.
Мозговая гимнастика эффективна и доступная для всех. Она улучшает способность к обучению и качество исполнения любой деятельности и на любом уровне, во всем, что касается действий, включающих сознание. Благодаря тому, что эти упражнения снижают стресс, улучшается общее состояние здоровья. Двигательная реакция служит внутренним стимулом, подкрепляющим полученный навык и побуждающим к дальнейшим занятиям.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия, такие как: проведение занятий ежедневно, без пропусков, в доброжелательной обстановке. Необходимо точное выполнение всех движений и приемов стоя или сидя за партой.
Кинезиологические упражнения полезны не только детям с правополушарным, но и с левополушарным типом. Благодаря двигательным упражнениям происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного взаимодействия, что способствует детской стрессоустойчивости при обучении в школе. Занятия направлены на гармонизацию работы головного мозга и устранение дезаптации в процессе обучения.
Проблема школьной неуспеваемости слишком серьезна, чтобы решать ее наскоком, посредством одного - двух упражнений. Только упорство, систематичность и терпеливость родителей, педагогов и психологов, помогут школьнику избавиться от надоевших двоек и троек.
И если ребенок страдает от дислексии, то стоит обратиться за помощью к кинезиологу. Благодаря мышечному тестированию, используемому в кинезиологии концепции «Три в одном» (основатели Гордон Стоукс, Дэниэл Уайтсайд и Кэндис Кэллауэй), кинезиолог подберет упражнения (их количество, последовательность, длительность выполнения), которые помогут ребенку установить равновесие между обоими полушариями мозга.
Эти несложные упражнения нравятся всем детям, они с удовольствием выполняют их не только на занятиях, но и дома.
Таким образом, за трудностями обучения грамотному чтению и письму лежат объективные причины, кроющиеся в индивидуальных особенностях функциональной организации мозга.
В заключение хочу привести пример из практики: работа с ребенком правополушарного типа по проблеме дислексии.
Глеб, 8 лет. Ученик 2 класса общеобразовательной школы Краснодарского края. Глеб - левша, его мама переученная левша, папа и старший брат – праворукие.
Проблемы Глеба: быстрая утомляемость, переключаемость внимания, проблемы с чтением, письмом и счетом (в том числе наличие «зеркального воспроизведения»). В анамнезе заключение невролога «Перинатальное поражение головного мозга». Из рассказа мамы: в детском саду речевых нарушений не было, в первый класс пошел с удовольствием, быстро запоминал и выполнял задания. Ситуация изменилась когда Глеб перешел во 2-й класс. Мотивация к обучению снизилась, замечания учителя вместо привычной похвалы и насмешки одноклассников, стали вызывать протестные реакции, гнев, обиду, нежелание заниматься и ходить в школу. Физические и умственные упражнения на скорость, координацию вызывали стресс. Он терялся и отказывался от выполнения заданий. Дома, в спокойной обстановке, Глеб выполнял все задания. Но постоянный повышенный контроль и тревожность со стороны мамы привели к неуверенности и страху сделать что-либо неправильно. Мальчик стал часто болеть и пропускать занятия в школе, что отразилось на успеваемости. Вопрос встал о психолого-педагогической комиссии. Мама обратилась с просьбой о помощи, так как психолога в школе нет.
После тестирования и проведения первого кинезиологического сеанса негативное отношение Глеба к работе снизилось, а затем вовсе исчезло. В ходе коррекции был выявлен стресс на ситуацию в классе, когда Глеб прочел задание, исказив слова, и весь класс смеялся и дразнил его. В процессе дальнейшей работы в памяти всплыли и другие схожие моменты, когда мальчик испытывал гнев, стыд, обиду и другие неприятные чувства.
В ходе работы проводились кинезиологические упражнения, определялось их количество, последовательность, и длительность выполнения. Регулярно проводились занятия и ежедневно выполнялись упражнения дома. В результате проведенной работы и ответственного подхода родителей к проблеме сына, были отмечены следующие изменения: повысилась работоспособность, мотивация, успеваемость, снизилась утомляемость и тревожность, значительно улучшились координация и скорость переключения мыслительных процессов. В данный момент Глеб продолжает обучаться в своем классе с положительными результатами, наладил взаимоотношения с одноклассниками, посещает спортивную секцию.
Список литературы:
1. Бурбо Лиз. «Твое тело говорит: Люби себя!» М.: София, 2009.
2. Деннисон П., Деннисон Г. «Гимнастика ума». - М.: Восхождение, 1997.
3. Любимова Н.А. «Кинезиология или природная мудрость тела» С-Пб.: Невский проспект, 2005.
4. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. «Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие». Рязань: РГПУ, 2000.
5. Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развития школьников».-М.: ТЦ Сфера, 2002.
6. Сиротюк А.Л. – «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». М.: ТЦ Сфера, 2003.
7. Спрингер С, Дейч Г. «Левый мозг, правый, мозг». Пер. с англ.-М.: Мир, 1983.
8. Уайтсайд Д., Стокс Г. «Единый мозг. Коррекция дислексических нарушений способности к обучению и интеграция головного мозга». М.: Диалог-МГУ, 1996.