Ожидания и результаты

Автор статьи: Лариса Фёдорова

За прошедшее столетие темп нашей жизни резко возрос, изменилась также и наша способность справляться с ним. Требования времени стали другими.

Понимание механизмов того, как мы учимся, может помочь нам сделать процесс обучения максимально эффективным, контролировать собственные "разочарования" и "откаты", которые могут иметь место на пути к достижению целей. 

Иногда взрослые проявляют нетерпение, пытаясь изучить всё сразу. Но уже признано, что это неэффективно. Нужно действовать постепенно, основываясь на прошлом опыте, прикладывая каждый новый навык к хорошо усвоенному предыдущему.

Неосознанное и сознательное изучение.

Исследования показывают, что во всех областях процесс обучения и изменения нашего восприятия собственных знаний одинаков. Вначале мы не осознаём, как мало знаем (неосознанная некомпетентность). Затем мы понимаем, как мало мы знаем (осознанная некомпетентность). После этого нам открывается мир новых знаний (осознанная компетентность) и в конце концов мы начинаем принимать новые знания как очевидные (неосознанная компетентность).

Неосознанная некомпетентность.

"Давайте прокатимся верхом! Ведь это так здорово, да и лошади прекрасны!" Новичок полагает, что все виды спорта похожи один на другой, что они объединены общей идеей. На этом этапе центр внимания приходится на униформу и снаряжение. Или другой пример. "У меня хоть и нет психологического образования, но я тоже психолог, всё понимаю и чувствую. Что сложного в консультировании, люди сами всё рассказывают, тебе главное - выслушивать". 

Осознанная некомпетентность.

Как только мы начинаем осваивать новый навык, начинается прогресс. Теперь мы осознаём, что не всё так просто, как казалось вначале, чувствуем большую заинтересованность и хотим больше узнать о том, как и что делать. На этом этапе большую часть времени мы проводим, наблюдая, слушая, задавая вопросы и читая. Теперь в нашей речи появляются фразы, которые свидетельствуют об осознании того, что мы вообще ничего не знаем. Мы начинаем искать поддержки со стороны, задавая вопрос: "Я правильно это делаю?"

Осознанная компетентность.

Наши навыки развиваются быстро, и мы можем увидеть собственные успехи. Мы уже осознаём, как много знаем, а не знаем ещё больше, и сколь многому нам ещё придётся учиться. Теперь обучение концентрируется на формировании новых навыков и выявлении новых способностей.

Сфера подсознательного.

В конечном счёте мы достигаем той стадии, когда уже имеем хорошие навыки и, самое главное, можем применять их без раздумий. Теперь мы больше действуем на уровне веры: "Я легко это делаю". Чем больше мы работаем на уровне подсознания, тем больше "мозговых ресурсов" остаётся для овладения другими навыками. 

Мотивация самого себя при прохождении через эти стадии и преодолении задержек в обучении является важным аспектом, который следует учесть при планировании.

Упражнение "Ваши достижения".

Все мы чего-то достигаем, справляемся с трудными обстоятельствами, находим пути решения на первый взгляд трудных задач. И всё это ради какой-то выгоды. Подумайте обо всём, что Вы изучили или начали изучать, от умения ходить или говорить до умения сдавать экзамены, устраиваться на работу, управлять машиной и т.д. Составьте список своих наиболее впечатляющих личных успехов. Включите в список как минимум 30 пунктов того, что Вы изучили и достигли. Пометьте звёздочкой те, которые нравятся Вам больше всего. Обращайтесь к этому списку, пополняя его. Просматривайте его всякий раз, когда начинаете во внутреннем диалоге негативно отзываться о своих способностях.

Ожидания и результаты.

Есть ли связь между тем, чего мы надеемся достичь, и реальными достижениями? Альберт Бандура, психолог из Стэндфордского университета, показал, что мы ожидаем достичь намного большего, чем уже достигли. И эти будущие достижения невозможно вывести только из результатов подобного опыта в прошлом. Здесь решающую роль играет то, насколько позитивно мы настроены в своём подходе к новой ситуации. Например, если мы ожидаем что-то сделать хорошо, то, вероятно, так оно и будет.

Мы все встречали не по годам развитых детей, которые говорили "я сделаю это", и действительно прекрасно справлялись. Встречали также и робких, которые говорили "я не думаю, что смогу сделать это" или, что более вероятно, "я не хочу делать этого" и справлялись с этим плохо. Являются ли рано развившиеся дети болезненно честолюбивыми или это проявление нормально оптимизма? Не получилось ли так, что робкие дети каким-то образом "научились" своему нежеланию?

Выявление компетентности.

Компетентность - это то, что живёт в каждом из нас. Но нам часто мешают убеждения относительно собственной личности. Однако то, что подстёгивает наши ожидания, может дать нам и временную неосознанную компетентность, когда новые навыки даются особенно легко. Это похоже на эффект плацебо в медицине. Пациенту дают "пустышку" вместо лекарства (иногда об этом не знает сам врач). И врач, и пациент ожидают улучшения, что и имеет место. Эти ожидания выявляют скрытый потенциал иммунной системы.

Кривая Бандуры.

Альберт Бандура показал, что динамика прогресса в освоении любого навыка аналогична. Когда мы только начинаем учиться, наши ожидания прогресса растут, и мы действительно движемся вперёд, но намного медленнее, чем ожидаем. Затем наши ожидания в отношении собственных способностей прекращают расти, наступает неосознанная некомпетентность. По мере того, как мы приближаемся к осознанной некомпетентности, усилия, которые мы затрачиваем, уже не такие значительные и наши успехи менее впечатляют.

Мы замечаем спад и чувствуем себя подавленными. Часто задаём себе вопрос: "Почему у меня получается хуже, чем в начале?" Просто теперь различие между нашими ожиданиями и результатами выше, чем раньше. Развивается кризис. Однако, анализируя ситуацию и внося изменения, мы можем достигнуть уровня осознанной компетентности.

Например, Вы сидите на диете. Если Вы действительно хотите похудеть, то мобилизуются все виды компетентности. Здесь и физические упражнения разумной интенсивности, и изменение некоторых своих пищевых предпочтений, и исключение из рациона суррогатных продуктов. Вы начнёте худеть, но в конечном итоге, выйдете на плато. Темп потери веса замедлится, а прежние пищевые предпочтения могут опять проявить себя. Вы опять начнёте набирать вес. Для успеха начинания Вам будет необходимо подкорректировать своё поведение. 

Ожидания и результаты

Внесение изменений.

Ответьте себе на следующие вопросы:

  • Какую ситуацию можно считать неудачей?
  • Каковы мои успехи, скажем, за два года?
  • Какие уроки я могу извлечь из своего опыта?
  • Что бы я сделал по-другому?

Новая личность.

Когда Вы почувствуете необходимость произвести внутренние изменения, знайте, что Вы достигли роковой черты. Скорее всего Вы больше не сможете сказать: "Я всего лишь новичок". Если эта новая личность для Вас некомфортна или приходит в противоречие со старой, Ваши успехи в учёбе могут стать неустойчивыми. Избегайте этого, думая о положительных сторонах Вашей прежней индивидуальности, о том, как её навыки можно приспособить под новую индивидуальность.

Иногда между нашими ожиданиями и успехами есть различие. Мы можем воспринимать "кризисную точку" как "неудачу" и снижать ожидания. Тогда у нас появляются мысли: "Это не сработает. Всё бесполезно." А когда уменьшаются наши успехи, ожидания падают ещё больше. И мы можем "опуститься" даже ниже начального уровня. Необходима самая разнообразная поддержка.

Практическое изучение.

Нам нет нужды знать всю теорию, прежде чем приступать к практическому освоению чего-либо. Вспомните своё детство. Никто не рассказывал Вам об анатомии ноги, оптимальной последовательности перемещения ног и переноса массы тела, когда Вы учились ходить, не так ли? Слов и описаний недостаточно. Вам необходимо проделывать всё это на практике, и чем больше, тем лучше.

Чем больше мы практикуемся или повторяем последовательность действий, тем глубже это входит в нас, пока не перестаёт осознаваться. Именно поэтому настолько важно сразу делать всё правильно. Ведь плохие привычки и неверные убеждения прививаются также легко, как и хорошие.

Читайте также:

Как концентрировать сознание на цели
Какие вопросы себе задать, чтобы достичь цели
Подписывайтесь на новые публикации

 

 



Просмотров: 324
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Когда вы перестанете быть "удобной" для многих вы сразу станете "стервой"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Разговор о сексе. Когда "больше дела, меньше слов" не работает
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Когда вкусно- не могу остановиться" Что делать?". Вопрос от читателя канала
  • Разница между "прилагать усилия" и "заставлять себя"
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Психологический практикум: И "ад", и "рай", которые мы носим в себе
  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Когда ты больше не можешь быть "не собой".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь