Причины вспышек агрессии или почему мы наступаем на ноги другим?

Автор статьи: Елена Тухарели

Человек по природе своей существо,

недовольное всеми остальными.

Йозеф Чапек



 Задумывались ли вы, как часто мы сталкиваемся с агрессивным поведением, особенно немотивированным? Такое поведение не всегда означает прямую угрозу жизни и здоровью. Но оно может нанести моральный урон, психологически травмировать и вызвать негативные эмоциональные последствия. Столкнувшись с оскорблениями, хамством и прочими проявлениями агрессии, ответьте себе на один вопрос: насколько то, что происходит, связано с вами? Исходило ли от вас что-то, что реально спровоцировало такой отклик?
Бывает, что мы отвлеклись и налетели на незнакомого человека, наступили случайно в транспорте на ногу, облаченную в белую кроссовку. Но зачастую ответная агрессия происходит, что называется, «на пустом месте». Что побуждает людей реагировать агрессивно?

Рассмотрим несколько причин агрессивного поведения в спонтанных ситуациях.

1. Отсутствие элементарного воспитания и культуры.

Такой человек в принципе не знает, как вести себя в социуме. Он идет по «накатанной» дорожке силового, агрессивного воздействия, поскольку другие программы поведения ему чужды. Эта причина является одной из распространенных для начала конфликтов, какой бы банальной она ни казалась. Сам человек не виноват, что родился в определенном окружении, не получил базовое воспитание, но в более сознательном возрасте обычно приходит понимание неэффективности модели взаимодействия с другими. Человек начинает учиться, осознавать свои ошибки и формировать навыки социального поведения, тем самым принимая нормы общества. Но не всегда он осознает эту потребность в развитии и продолжает придерживаться во взрослой жизни единственной знакомой модели поведения. Для него привычно отвечать хамством и агрессией на обращение к нему.

2. Лучшая защита – нападение.

Обвиняя других, мы как бы снимаем с себя ответственность за свои проступки. Виноват другой, не я. Умение нести ответственность за свои действия формируется в определенном возрасте, примерно после четырех – пяти лет. Есть очень простой пример – представьте себе трехлетнего ребенка, который бежит по лужайке и спотыкается о скамейку. Кто для него виноват в этой ситуации? В этом возрасте – скамейка, она стоит не там и мешает ребенку продолжить бег. В более старшем возрасте ребенок уже в состоянии осознать, что виноват он сам, поскольку не смотрел, куда бежал. Однако эта внутренняя ответственность формируется не всегда и не у всех в силу различных моментов воспитания. Это значит, что и в 30 лет «ребенок» будет винить скамейку в своих неудачах.

В психологии есть такое понятие – «локус контроля». Это свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо только внутренним, либо только внешним факторам. Если человек склонен приписывать результаты деятельности исключительно внешним факторам – это внешний локус контроля (тот самый ребенок, обвиняющий скамейку). А склонность человека приписывать результаты деятельности только внутренним факторам – это, соответственно, внутренний локус контроля. По сути – это два способа работы с ответственностью. Людям с внешним локусом проще агрессивно реагировать на замечания других, так как в своих неудачах они обвиняют внешние обстоятельства и окружающих людей.

3. «Черная полоса» в жизни или эмоциональный срыв.

Никто не застрахован от такой ситуации, у каждого могут накопиться отрицательные эмоции. И если не давать им дозированно выходить, то рано или поздно случается срыв от их переизбытка. Это как пар в кипящем чайнике: когда вода кипит, он должен куда-то выходить. Человек в таком состоянии может сорваться на нас из-за пустяка, который ему видится последней каплей его злоключений.

4. Состояние аффекта.

Похоже чем-то на срыв, но без предварительного «комка» негативных переживаний. Аффект – эмоциональное состояние, когда нам сложно контролировать себя, свое поведение, когда человек может резко вспылить, ударить, выругаться. Кто-то со стороны может принять это за агрессию на свой счет. Например, машина окатила человека из лужи прямо перед магазином, он эмоционально взвинчен, заходит в магазин и срывается на продавце, а не на водителе машины, который ему недоступен. Аффект наступает ситуативно, в отличие от срыва. Мы перечислили основные причины агрессивного поведения, при котором жертва нападения не является истинной причиной эмоций агрессора. Не всегда стоит принимать на себя чужую агрессию. Да, она может быть направлена на нас, но не из-за нас. А это большая разница. Знание механизмов агрессивного поведения помогает нам не воспринимать чужую агрессию на свой счет, фильтровать ее причины и обезопасить себя от ненужных негативных эмоций.

Источник: https://www.psyh.ru/4-prichiny-vspyshek-agressii/
© Наша Психология



Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Критерии уверенного, агрессивного и пассивно-агрессивного поведения
  • Расстройства пищевого поведения: часть 3 локус контроля и анорексия.
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Причины, из-за которых человек не может выйти из страданий после расставания
  • Человек, который всегда говорит «нет».
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Почему ответственность брать не хочется или чем лучше внутренний локус контроля
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Молодой человек, который сам себя запутал...
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Человек, который бежал быстрее всех
  • За что в отношениях берет на себя ответственность взрослый человек?
  • Основа агрессивного поведения.
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Проявление агрессивного поведения у детей
  • 10 признаков пассивно-агрессивного поведения
  • Человек всегда находится там, куда он шел
  • Ответственность и локус контроля
  • Когда ребенок не может постоять за себя
  • Роль сказки в профилактике агрессивного поведения младших школьников
  • 11 простых приемов пассивно-агрессивного поведения: руководство для начинающих
  • Не всегда человек - существо социальное...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь