Дневник мамы первоклассника – 3. Адаптация для родителей.

Дневник мамы первоклассника – 3.  Адаптация для родителей.

Дневник мамы первоклассника  3 Адаптация для родителей



Адаптация к школьному этапу жизни ребенка, мне кажется, для родителей едва ли не важнее, чем для самого ребенка. Почему?
Да просто потому, что именно родитель – та база, о которую ребенок может заземлиться, успокоиться, почувствовать себя уверенным и компетентным. Родитель, тот человек, который может и должен помочь, если что-то идет не так.
В первые годы обучения от родителей зависит очень многое. И я совсем не о том, что школа хочет якобы спихнуть на нас, родителей, все обучение наших детей и получить их готовеньких со знаниями.
Я пишу об эмоциональном состоянии ребенка, который пришел учиться и о состоянии родителя, отдающего своего сына или дочь в школу.
В сентябре у некоторых родителей уже схлынула тревога, связанная с подготовкой к школе, выбором учебного заведения, поступлением, у некоторых она еще фонит, иногда опасениями «А потянем ли таки учебу здесь?», иногда гордостью «Смогли, поступили!» - именно так, во множественном числе, «Мы» - о себе и ребенке. Это был общий путь.
Иногда этой тревоги и не было, просто жизнь по течению в штатном режиме, но пишу точно не про них.

В сентябре несмотря на всю подготовку могут неожиданно вылезать из шкафов новые скелеты – тревоги, страхи, волнения…
Вдруг оказывается, что отдать своего ребенка в школу – это страшно. Проводить до порога и оставить. А дальше он сам, проконтролировать что там и как почти невозможно, влиять тоже особо не получится.
И страаааашшшноооо…..
Справится ли с учебой?
Не обидят ли его?
А туалет сам найдет, не растеряется?
А с детьми подружится?

Почему бывает так, что тревоги и страхи просто зашкаливают и мешают жить?
1. Собственный негативный опыт родителя в своем детстве.
в этом случае отдать своего ребенка в школу – это лицом к лицу столкнуться с воспоминаниями о себе, о своем детстве, о той боли, что связана именно со школой. Даже если кажется, что все давно в прошлом, плюнули и забыли, этот опыт никуда не делся. Актуализированный новыми обстоятельствами будет подспудно напоминать о себе. Порой даже неясной, недифференцированной тревогой.
Что делать?
Рискнуть вспомнить и разобраться с призраками своего школьного прошлого. Для себя!! Чтобы не фонило и жить не мешало.
Отделить себя и своего ребенка – это разные дети, я и мой ребенок, это другая школа, другие учителя и другое время. Его опыт будет другим.

2. Собственный яркий, позитивный и успешный опыт в школе и в тоже время подозрения, что у ребенка может быть не так.
Порой разницу между собой и своим ребенком обнаруживать очень непросто. Возникает вопрос «Ну почему он такой?» - в подтексте: Ну почему он не такой как я?
Мне же было так здорово в школе. Интересная, яркая, активная жизнь, много друзей, веселые мероприятия, спорт, соревнования. А он…мяча боится, людей сторонится, на мероприятиях к стенке жмется. И кажется, что так ребенок точно недополучит то чудесное, что может быть в школе.
Что делать?
Договариваться с собой, что у ребенка может быть другой опыт. Что это нормально. Люди разные. И да, дети и родители часто тоже совсем разные люди.
Присматриваться к своему ребенку, искать точки соприкосновения. И как минимум, уважать эту разницу характеров, предпочтений, которая была обнаружена.
Часто в этом же пункте желание заново прожить свое классное детство еще раз вместе с ребенком и разочарование, что этого не происходит.
Что делать?
Позволить себе разочароваться, горевать о невозможности повторений, принять свое прошлое как ценность и жить дальше. В настоящем.

3. Высокая планка ожиданий от школы, учебы, высокая значимость внешней оценки.
Оценки в школе неизбежны. Даже если официально в первом классе оценок нет, то неофициально они есть всегда. Я сейчас пишу не про солнышки на полях тетрадей. К ним мы уже привыкли и вполне прилично различаем про что нам говорит каждое солнышко.
Есть еще и оценка, которую получает родитель и семья в целом от школы. Нас так или иначе оценивают по нашим детям, по тем кого мы привели в школу.
Чем выше значимость оценки, сохранения своего положительного образа в глазах других людей, тем больше тревоги. При том, что возможности для контроля и управления ситуацией не так велики – учится то ребенок, тревогу сложно перевести в действия.
Что делать?
Учиться распознавать свою тревогу, осознавать про что она, учиться с ней справляться.
Это бывает непросто, но вполне реально, если есть желание.
Учиться ориентироваться не только на внешние оценки, но и на внутренние. Не отказываясь совсем от внешних, не игнорируя их – мы же все равно в социуме.
Иногда важно привести в равновесие уровень ожиданий и их реалистичность.
Иногда важно разделить себя и свой светлый образ с ребенком, у которого свой опыт и который вообще-то нуждается в поддержке и опоре.

В заключение на сегодня скажу, что родительский опыт богат и разнообразен. У всех он разный со своими детьми и разный с самим собой в детстве. Разбираясь со сложностями адаптации к школе, приходится учитывать массу факторов и условий. Поэтому, если вы не нашли простого решения и не справиться со своими страхами и тревогами не получилось быстро, то лучше не затягивать и не копить проблемы, а обратиться за помощью.  

Можно дать себе пару недель на новизну опыта. Но если за это время уровень тревоги не снижается, добро пожаловать на консультацию.



Просмотров: 395
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Что делать, если Вы думаете, что не любите своего ребенка?
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что мне делать, если я бью своего ребенка?
  • Почему иногда нам так сложно принимать решения и что с этим делать?
  • Почему любовь – это бывает так страшно? Что делать со страхом?
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Иногда оказывается, что тот, кого мы так долго искали уже давно был рядом с нами...
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Что делать, если кажется, что мама могла вас любить сильнее в детстве
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • «Я очень люблю своего ребенка, но иногда мне кажется, я бы его просто убила!».
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • Тревога и страх за ребенка. Почему так и что делать?
  • Депрессия в Новый год: почему в праздники иногда бывает так грустно и что с этим делать?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Что делать, если все идет не так??
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь