Диссоциативные расстройства

  1. Определение болезни. Причины заболевания.

Диссоциативные расстройства - связаны с нарушениями памяти, осознанием, идентичностью или восприятием. Люди с диссоциативными нарушениями используют диссоциацию, как защитный механизм, патологически и непроизвольно. Некоторые диссоциативные расстройства вызваны психологической травмой, но диссоциативным расстройствам, таким как деперсонализация / дерализация, может предшествовать только стресс, психоактивные вещества или вообще не идентифицируемый триггер. [1]

 

Диссоциативные расстройства

Диссоциативные расстройства характеризуются непроизвольным отходом от реальности, характеризующимся отключением мыслей, идентичности, сознания и памяти. Люди из всех возрастных групп и расового, этнического и социально-экономического происхождения могут испытывать диссоциативные расстройства.

Диссоциативные расстройства, перечисленные в психиатрической ассоциации, следующие: [2]

Диссоциативное расстройство идентичности (ранее множественное расстройство личности): чередование двух или более отдельных состояний личности с нарушением отзыва среди состояний личности. В крайних случаях личность хозяина не знает о других, чередующихся личностях; однако альтернативные личности могут быть осведомлены обо всех существующих личностях. [3]

Диссоциативное расстройство идентичности вызвано продолжающейся детской травмой, которая происходит до шести лет. [7] [8] Люди с диссоциативным расстройством личности обычно имеют близких родственников, у которых также были подобные переживания. [9]

Диссоциативная амнезия (ранее психогенная амнезия): временная потеря памяти, воспоминаний, из-за травматического или стрессового события. Это считается наиболее распространенным диссоциативным расстройством среди документированных. Это расстройство может возникать внезапно или постепенно и может длиться от нескольких минут до нескольких лет в зависимости от тяжести травмы и пациента. [4] [5]

Диссоциативная фуга (ранее психогенная фуга) теперь подразделяется на категорию диссоциативной амнезии. Она описывается как обратимая амнезия для личной идентичности, обычно отправляющаяся в незапланированное путешествие или блуждание, иногда сопровождающееся установлением новой идентичности. Это состояние обычно связано со стрессовыми жизненными обстоятельствами и может быть коротким или продолжительным. [3]

Деперсонализационное расстройство: периоды отчуждения от себя или окружающего, которые могут испытываться как «нереальные» (лишенные контроля или «снаружи»), сохраняя при этом осознание того, что это всего лишь чувство, а не реальность.

Как диссоциативная амнезия, так и диссоциативная фуга обычно появляются у взрослого населения и редко возникает после 50 лет. МКБ-10 классифицирует расстройство конверсии как диссоциативное расстройство [6], тогда как DSM-IV классифицирует его как соматоформное расстройство.

Считается, что диссоциативные расстройства (ДД) имеют корни в травматическом детском опыте, но симптомология часто неправильно диагностируется у детей и подростков. [14] [19] [20] [21] Существует несколько причин, по которым распознавание симптомов диссоциации у детей является сложным: детям может быть сложно описать их внутренний опыт; [21] опекуны могут пропустить сигналы или попытаться скрыть свое собственное оскорбительное или пренебрежительное поведение; [21] симптомы могут быть незаметные; [14] нарушения памяти, настроения или концентрации, связанные с диссоциацией, могут быть неверно истолкованы как симптомы других расстройств [14].

Клиницисты и исследователи также подчеркивают важность использования модели развития для понимания обоих симптомов и будущего курса ДД. [14] [19] Другими словами, симптомы диссоциации могут проявляться по-разному на разных стадиях развития детей и подростков, и люди могут быть более или менее восприимчивыми к развитию диссоциативных симптомов в разном возрасте. Необходимы дальнейшие исследования проявления диссоциативных симптомов и уязвимости во всем развитии. [14] [19] В связи с этим подходом к развитию необходимо провести дополнительные исследования, чтобы установить, будет ли восстановление молодого пациента стабильным с течением времени [22].

Ряд споров окружают диссоциативные расстройства как у взрослых, так и у детей. Во-первых, продолжаются дискуссии, связанные с этиологией диссоциативного расстройства идентичности. Суть этой дискуссии заключается в том, что диссоциативное расстройство идентичности является результатом детской травмы и дезорганизованной привязанности. [19] [23] Вторая область споров окружает вопрос о том, качественно или количественно отличаются диссоциация как защита от патологической диссоциации. Опыт и симптомы диссоциации могут варьироваться от более мирских до тех, которые связаны с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) или острым стрессовым расстройством (ОСР), с диссоциативными расстройствами [14].

  • Симптомы заболевания

Симптомы диссоциативного расстройства обычно сначала развиваются как ответ на травматическое событие (насилие или военные конфликты), чтобы держать эти воспоминания под контролем. Стрессовые ситуации могут ухудшить симптомы и вызвать проблемы с социальным функционированием в повседневной деятельности. Однако симптомы, которые испытывает человек, будут зависеть от типа диссоциативного расстройства, которое имеет человек.

Диссоциативное расстройство идентичности связано с подавляющим опытом, травматическими событиями, которые произошли в детстве. Диссоциативное расстройство идентичности ранее упоминалось как множественное расстройство личности.

Симптомы диссоциативного расстройства идентичности (критерии диагностики) включают:

Существование двух или более отдельных идентичностей (или «состояний личности»). Четкие идентичности сопровождаются изменениями в поведении, памяти и мышлении. Признаки и симптомы могут наблюдаться другими или сообщаться индивидуумом.

Текущие пробелы в памяти о повседневных событиях, личной информации и / или прошлых травматических событиях.

Симптомы вызывают серьезные проблемы или проблемы в социальной, профессиональной или других областях функционирования.

Кроме того, нарушение не должно быть нормальной частью общепринятой культурной или религиозной практики. Во многих культурах во всем мире опыт овладения является нормальной частью духовной практики и не является диссоциативными расстройствами.

Отношение и личные предпочтения (например, в еде, деятельности, одежде) человека с диссоциативным расстройством личности могут внезапно сдвигаться, а затем отступать. Тождества происходят невольно и нежелательны и вызывают дискомфорт. Люди с диссоциативным расстройством личности могут чувствовать, что они внезапно стали наблюдателями своей речи и действий, или их тела могут чувствовать себя иначе (например, как маленький ребенок, как противоположный пол, огромный и мускулистый).

Диссоциативные расстройства обычно развиваются как способ справиться с травмой. Расстройства чаще всего возникают у детей, подвергшихся хроническому физическому, сексуальному или эмоциональному насилию или, реже, домашней обстановке, которая в противном случае пугает или очень непредсказуема; однако это расстройство может также остро образовываться из-за тяжелых травм, таких как война или смерть близкого человека.

Чтобы помочь людям понять и справиться с травматическим стрессом и диссоциативными расстройствами, необходимо описывать явление диссоциации и цель, которую он может выполнять следующим образом:

Диссоциация - это разъединение между мыслями, воспоминаниями, чувствами, действиями или чувством того, кем он является. Это нормальный процесс, который испытал каждый. Примеры мягкой, общей диссоциации включают в себя мечту, дорожный гипноз или «заблуждение» в книге или фильме, все из которых связаны с «потерей контакта» с осознанием непосредственного окружения.

Во время травматического опыта, такого как несчастный случай, катастрофа или преступление, диссоциация может помочь человеку терпеть то, что в противном случае было бы слишком трудно переносить. В подобных ситуациях человек может отделить память о месте, обстоятельствах или чувствах о подавляющем событии, мысленно избегая страха, боли и ужаса. Это может затруднить последующее запоминание деталей опыта, о чем сообщают многие пострадавшие и пострадавшие от несчастных случаев.

  • Патогенез

В исследованиях подтверждается гипотеза о том, что текущая или недавняя травма может повлиять на оценку человеком более отдаленного прошлого, изменение опыта прошлого и приводящее к диссоциативным состояниям. [25] Однако экспериментальные исследования в когнитивной науке продолжают оспаривать утверждения относительно обоснованности конструкции диссоциации, которая по-прежнему основана на фрейдистских представлениях о репрессиях. Даже заявленная этиологическая связь между травмой и диссоциацией была поставлена ​​под сомнение. Альтернативная модель предлагает перспективу диссоциации на основе недавно установившейся связи между лабильным циклом «сна-бодрствования» и ошибками памяти, когнитивными неудачами, проблемами в контроле внимания и трудностями в отличии фантазии от реальности ». [26]

 



 

  • Классификация и стадии развития заболевания

Диссоциативные расстройства связаны с проблемами памяти, идентичности, эмоций, восприятия, поведения и чувства самого себя. Диссоциативные симптомы могут потенциально разрушить каждую область психического функционирования.

Примеры диссоциативных симптомов включают опыт отчуждения или чувства, как будто человек находится вне тела, и потеря памяти или амнезия. Диссоциативные расстройства часто связаны с предыдущим опытом травмы.

Существует три типа диссоциативных расстройств:

  1. Диссоциативное расстройство личности
  2. Диссоциативная амнезия
  3. Деперсонализация / дерализация

Диссоциативная амнезия. Основным симптомом является трудность запоминания важной информации о себе. Диссоциативная амнезия может распространяться на конкретное событие, такое как борьба или злоупотребление или, реже, информация об идентичности и истории жизни. Начало анемического эпизода обычно внезапно, и эпизод может длиться минуты, часы, дни или, реже, месяцы или годы. Среднего значения для возраста или процента возраста нет, и на протяжении всей жизни человек может испытывать несколько эпизодов.

Деперсонализационное расстройство. Это расстройство связано с постоянными чувствами отрешенности от действий, чувств, мыслей и ощущений, как будто они смотрят фильм (деперсонализация). Иногда другие люди и вещи могут чувствовать, что люди и вещи в окружающем их мире нереальны (дереализация). Человек может испытывать деперсонализацию, дереализация или и то, и другое. Симптомы могут длиться как раз в моменты моментов или возвращаться время от времени на протяжении многих лет. Средний возраст начала 16 лет, хотя эпизоды деперсонализации могут начинаться с раннего и среднего детства. Менее 20% людей с этим расстройством начинают испытывать эпизоды после 20 лет.

Диссоциативное расстройство личности. Раньше это было известно как множественное расстройство личности, это заболевание характеризуется чередованием нескольких идентичностей. Человек может чувствовать, что один или несколько голосов пытаются взять под свой контроль. Часто эти личности могут иметь уникальные имена, характеристики, манеры и голоса. Люди с диссоциативным расстройством личности будут испытывать пробелы в памяти о ежедневных событиях, личной информации и травмах. Женщины чаще диагностируются, поскольку они чаще проявляются с острыми диссоциативными симптомами. Мужчины чаще склонны отрицать симптомы и истории травм и обычно проявляют более сильное поведение, а не состояния амнезии или фуги. Это может привести к повышенному ложноотрицательному диагнозу.

 

  • Осложнения

Попытки самоубийства и другое самоповреждающее поведение распространены среди людей с диссоциативным расстройством личности. Более 70 процентов амбулаторных пациентов с диссоциативным расстройством личности пытались совершить самоубийство.

  • Диагностика

Диагноз может быть поставлен с помощью структурированных интервью, таких как расписание интервью с диссоциативными расстройствами (DDIS) и структурированное клиническое интервью для диссоциативных расстройств DSM-IV (SCID-D) или с помощью шкалы диссоциативных переживаний (DES), которая является самосознанием вопросник оценки. [13] Некоторые диагностические тесты также были адаптированы и / или разработаны для использования с детьми и подростками, такими как «Детская версия оценки оценки ответа» (REM-Y-71), «Детское интервью для субъективных диссоциативных переживаний», «Диссоциативный контрольный список детей» (CDC), «Ребенок» Подсистема диссоциации поведения (CBCL) и контрольный список симптомов травмы для подкласса Dissociation для детей. [14]

Существуют проблемы с классификацией, диагностикой и терапевтическими стратегиями диссоциативных и конверсионных расстройств, которые могут быть поняты историческим контекстом истерии. Даже текущие системы, используемые для диагностики диссоциативных расстройств, такие как DSM-IV и ICD-10, различаются способом определения классификации. [15] В большинстве случаев специалисты в области психического здоровья по-прежнему не решаются диагностировать пациентов с диссоциативным расстройством, поскольку до того, как их считают диагностированным диссоциативным расстройством, у этих пациентов более чем вероятно диагностирована большая депрессия, тревожное расстройство и наиболее часто посттравматическое расстройство. [16]

Важной проблемой при диагностике диссоциативных расстройств является возможность того, что пациент может симулировать симптомы, чтобы избежать негативных социальных последствий. Молодые уголовные преступники сообщают о гораздо более высоких уровнях диссоциативных расстройств, таких как амнезия. В одном исследовании было обнаружено, что 1% несовершеннолетних правонарушителей сообщили об полной амнезии для насильственного преступления, а 19% заявили о частичной амнезии [17]. Были также случаи, когда люди с диссоциативным расстройством личности раскрывают противоречивые свидетельства в суде, в зависимости от присутствующей личности. [18]

Врачи диагностируют диссоциативные расстройства на основе анализа симптомов и личной истории. Врач может проводить тесты, чтобы исключить физические состояния, которые могут вызвать такие симптомы, как потеря памяти и чувство нереальности (например, травма головы, поражения головного мозга или опухоли, лишение сна или опьянение). Если физические причины исключены, специалист по психическому здоровью часто консультируется для проведения оценки.

 

На многие особенности диссоциативных расстройств может влиять культурный фон человека. В случае диссоциативного расстройства идентичности и диссоциативной амнезии пациенты могут проявлять необъяснимые, неэпилептические припадки, паралич или сенсорную потерю. В условиях, когда владение является частью культурных убеждений, фрагментированные личности человека, могут принимать форму духов, божеств, демонов или животных. Межкультурный контакт может также влиять на характеристики других идентичностей. Например, человек в Индии, подвергшийся воздействию западной культуры, может присутствовать с «изменником», который говорит только по-английски. В культурах с очень строгими социальными условиями амнезия часто вызвана тяжелым психологическим стрессом, таким как конфликт, вызванный угнетением. Наконец, добровольно индуцированные состояния деперсонализации могут быть частью медитативной практики, распространенной во многих религиях и культурах, и не должны быть диагностированы как расстройство.

В дополнение к разработке диагностических тестов для детей и подростков  был разработан ряд подходов для улучшения распознавания и понимания диссоциации у детей. Недавние исследования были направлены на выяснение неврологической основы симптомов, связанных с диссоциацией, путем изучения нейрохимических, функциональных и структурных нарушений мозга, которые могут возникнуть в результате детской травмы [19]. Другие в этой области утверждали, что признание дезорганизованной привязанности у детей может помочь предупредить врачей о возможности диссоциативных расстройств. [20]

  • Лечение

Лечение диссоциативных расстройств часто связано с психотерапией и медикаментами. Хотя найти эффективный план лечения может быть трудным, многие люди могут жить здоровой и продуктивной жизнью.

 



Как упоминалось ранее: антидепрессанты и транквилизаторы являются лечебными средствами, которые не излечиваются, но помогают контролировать симптомы диссоциативных расстройств. Принятым способом лечения являются атипичные нейролептики, такие как арипипразол, оланзапин, кветиапин. Также эффективны противосудорожные средства нового поколения. Кветиапин начинается с 25-50 мг и увеличивается на 50 мг до тех пор, пока не будет достигнуто разрешение симптомов. Более высокую дозу необходимо принимать вечером из-за сильного эффекта седации лекарства. Другие лекарства, такие как СИОЗС, могут уменьшить беспокойство и опасение диссоциации.

Леветирацитам может быть эффективен при лечении диссоциации. Дозы обычно сохраняются намного ниже, чем для лечения приступов. Ламотриджин начинаеся с 25 мг и увеличивался на 25 мг каждые 2 недели - это еще один вариант. Считается, что эффекты этих новых противосудорожных препаратов являются вторичными по отношению к модуляции ГАМК [11].

Лечение обычно связано с психотерапией. Терапия может помочь людям получить контроль над диссоциативным процессом и симптомами. Цель терапии - помочь интегрировать различные элементы идентичности. Терапия может быть интенсивной и сложной, поскольку она включает в себя запоминание и преодоление прошлых травматических переживаний. Когнитивная поведенческая терапия и диалектическая поведенческая терапия - это два часто используемых типа терапии. Было также установлено, что гипноз полезен при лечении диссоциативного расстройства идентичности.

Нет никаких лекарств для непосредственного лечения симптомов диссоциативного расстройства личности. Однако лекарство может быть полезным при лечении связанных состояний или симптомов, таких как использование антидепрессантов для лечения симптомов депрессии.

Долгосрочная психотерапия, которая помогает пациенту объединить его / ее несколько личностей в одну личность. «Травма прошлого должна быть исследована и разрешена с надлежащим эмоциональным переживанием. Госпитализация может потребоваться, если поведение становится странным или разрушительным »[9]. Диссоциативное расстройство идентичности имеет тенденцию повторяться в течение нескольких лет и может стать менее проблемой после середины жизни [9].

Психотерапия часто включает гипноз (помочь вам запомнить и проработать травму); арт-терапия (используя творческий процесс, чтобы помочь человеку, который не может выразить свои мысли); когнитивная терапия (терапия для выявления нездоровых и негативных убеждений / поведения); и лекарства (антидепрессанты, противотревожные препараты или транквилизаторы). Эти лекарства помогают контролировать симптомы психического здоровья, связанные с расстройствами, но нет лекарств, которые специально лечат диссоциативные расстройства. [10] Продолжительность случая диссоциативной амнезии может составлять несколько минут или несколько лет. Если эпизод связан с травматическим событием, амнезия может проясниться, когда человек будет удален из травматической ситуации.

Гипноз часто используется, чтобы помочь пациенту вспомнить истинную личность и запомнить события прошлого. Психотерапия полезна для человека, у которого есть травматические, прошлые события для решения. [9] Когда обнаруживается и лечится диссоциативная фуга, многие люди быстро восстанавливаются. Проблема, возможно, никогда не повторится. [9]

 

  • Прогноз. Профилактика

При соответствующем лечении многие люди успешно справляются с основными симптомами диссоциативного расстройства личности и улучшают свою способность функционировать и жить продуктивной, полноценной жизнью.

 

Список литературы

  1. Аболин JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд. Казанского университета, 1987
  2. Агарков В.А. в соавт. Мисиссипская шкала для оценки посттравматических реакций. / Агарков В.А., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В. и др. "Практикум по психологии посттравматического стресса" под ред. Тараб-риной Н.В. Спб.: Питер, С. 140-145, 2001
  3. Агарков В.А., Тарабрина Н.В. Диссоциация и посттравматический стресс. / Агарков В.А., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В. и др. "Практикум по психологии посттравматического стресса" под ред. Тарабриной Н.В. Спб.: Питер, С. 76-94, 2001
  4. Агарков В.А., Тарабрина Н.В. Шкала диссоциации (Dissociarion Experience Scale DES). / Агарков В.А., Калмыкова Е.С., Макарчук А.В. и др. "Практикум по психологии посттравм этического стресса" под ред. Тарабриной Н.В. Спб.: Питер, С. 197-208, 2001
  5. Гиллиген С. Терапевтические трансы. Руководство по эриксоновской терапии. М.: Независимая фирма "Класс", 1997
  6. Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд. Трансперсонального Института, 1993
  7. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М.: Гуманитарий, 1997
  8. Дикман X. Методы в аналитической психологии. М.: ООО "ЦГЛ "РОН", 2001
  9. Дмитриева Т.Б. (ред.) Клиническая психиатрия. М.: ГОЭТАР МЕДИЦИНА, 1998
  • Ениколопов С.Н. Психотерапия при психотравматических стрессовых расстройствах. // Российский психиатрический журнал, 1998, № 3, С. 5056
  • Жане П. Психический автоматизм. М.: Начало, 1913. 38.3авалишина Д.Н., Барабанщиков В.А.: Детерминация и развитие психики.
  • Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, С. 3-9, 199039.3ейгарник Б.В. Патопсихология. М : Издательство МГУ, 1986
  • Калшед Д. Внутренний мир травмы. М.: Академический проект, 2001
  • Каменева Е. Н. Теоретические вопросы психопатологии и патогенеза шизофрении. М.: Медицина, 1970
  • Каннабих Ю. История психиатрии. М.: ЦТР МГП ВОС, 1994
  • Канторович Н.В. Психогении. Т.: Медицина, 1967
  • Каплан Г.И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. В 2 т. М.: Медицина,1994.
  • Куликов J1.B. Проблема описания психических состояний. / J1.B. Куликов (сост.) Психические состояния. Хрестоматия, Спб.: "Питер", 2000.
  • Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. // М.: 1964.
  • Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999
  • Снежневский А.В. (ред.) Руководство по психиатрии в 2-х т. М.: 1983
  • Соколова Е.Т. Культурно-исторический подход к изучению расстройства самоидентичности. // Материалы I Международной конференции по клинической психологии памяти Б.В. Зейгарник. Сб. тез. / отв. ред. А.Ш. Тхо-стов. М.: Центр СМИ МГУ, С. 252-253, 2001
  • Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Apryc, 1995
  • СолсоР.Л. Когнитивная психология. М.: Триволта, 1996
  • Тарабрина Н.В., Лазебная Е.О., Зеленова М.В., Агарков В.А., Миско Е.А. Психологические характеристики лиц, переживших военный стресс. Труды ИП РАН, Москва, 1997
  • Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М.: "КСП+", 1997
  • Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та. М.: "Барс". 1997
  • Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: Изд. МГУ, 1987
  • Юнг К.Г. Работы по психиатрии. Патогенез умственных расстройств. СПб.: "Академический проект", 2000
  • Ясперс К. Общая психопатология. М : Практика, 1997

 



Просмотров: 342
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • А может у меня диссоциативное расстройство идентичности?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Расстройство сна: чем может помочь когнитивно-поведенческая терапия?
  • Этапы и задачи терапии Диссоциативного расстройства идентичности (ДРИ)
  • Пять главных симптомов пограничного расстройства личности (ПРЛ).
  • Диссоциативное расстройство идентичности
  • Расстройства личности - 11. Признаки обсессивно-компульсивного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 5. Признаки антисоциального (диссоциального) расстройства личности.
  • Расстройства личности - 7. Признаки истерического (гистрионного) расстройства личности.
  • Диссоциативное расстройство идентичности (ДРИ) в практике психолога
  • Расстройства личности - 10. Признаки зависимого расстройства личности.
  • Расстройства личности - 9. Признаки избегающего расстройства личности.
  • Расстройства личности - 8. Признаки нарциссического расстройства личности.
  • Расстройства личности - 2. Признаки параноидного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 3. Признаки шизоидного расстройства личности.
  • Расстройства личности - 4. Признаки шизотипического расстройства личности.
  • Расстройства личности - 6. Признаки пограничного расстройства личности.
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть1
  • Обжигающий взор матери или как рак кожи может быть связан с нарциссическим расщеплением личности…часть2
  • Черты незрелости личности, которые могут привести к делинквентному поведению
  • Почему психологи не могут вам помочь? Избегающий тип личности.
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Диссоциативные (конверсионные) состояния у лиц с расстройствами личности
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Хорошая жена может наскучить. Хороший муж может встать поперек горла". Это как?
  • Ревность, как и забота - может быть приятной, а может и задушить…
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • Неустроенность личной жизни женщины, и с чем это может быть связано.
  • Чем могут и не могут помочь психологи или «переделайте нас, доктор, если вы не шарлатан»
  • За стеклом - признаки шизотипического расстройства личности у детей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь