Как помочь ребенку справиться со страхом больниц и врачей?

Как помочь ребенку справиться со страхом больниц и врачей?

На консультацию пришла мама с дочкой Юлей(2,3года). Общительная, обворожительная девчушка, развита даже больше чем многие ее ровесники. У меня возник вопрос: "Так что же у Вас случилось? Что Вас привело ко мне?". И тут мама поведала историю как тяжело Юличка переболела в 1,9 мес, как лежали в инфекционной больнице, какие страшные процедуры ей там делали. И после этого открытого и общительного ребенка как подменили. Только видит поликлинику или врача в белом халате, начинается вопль, истерика, "малышка вся аж заходится от плача". Первое время терпели, "та забудет, перерастет". Потом даже ругали, "та чего там боятся". Но вот прошло полгода, а страх дочки так и остался.

       Знакомая ситуация? Ваш ребенок тоже боится врачей, зайти с ним в кабинет большая проблема? Давайте попробуем разобраться с этим страхом.

       Страх - это то, что съедает человека изнутри. Он не даёт возможности увидеть положительные моменты в том, чего мы боимся, не дает полноценно жить.  Легче всего преодолеть страх в раннем детстве или когда он только появился, и еще не закрепился.

     Многое в формировании "больничного" страха зависит от врача и атмосферы, которую он создает. Если доктор сумел переключить внимание ребенка, поговорить и поиграть с ним хоть немного, то малыш не будет бояться врачей и посещения больницы. Он просто не успеет заметить, что же такого сделали. Но на такое "игривое" отношение можно надеяться далеко не у всех врачей. Поэтому о комфорте и спокойствии должна позаботиться в первую очередь мама. Как? Переключать внимание на что-то интересное в кабинете или происходящее за окном, а также задействовать захваченную из дома игрушку, книжку.

            Важно не ждать появления страха у ребенка, а действовать на опережение. Играть, слушать сказки, говорить с ребенком.

            ИГРА. После первого года жизни нужно играть в "Доктора". Притом важно, чтобы в этой игре ребенок был как доктором, так и пациентом. Родитель должен изображать больного, немного шутливо покапризничать и спрашивать: "Доктор, что со мной? А как мне надо лечиться?". Так ребенок почувствует важность — и свою, и докторских дел, увидит свои капризы с др.стороны. Также лечить можно всех кукол и зверушек. Ребенка больше страшит неизвестность. А в игре мы рассказываем детям о врачебных инструментах и манипуляциях с ними. И уже не так страшно.

Как помочь ребенку справиться со страхом больниц и врачей

            МУЛЬТИКИ. После двух лет можно включать малышу мультфильмы, в которых добрый доктор лечит больных. Так врач запомнится как спаситель, а не ночная страшилка. Например, всем известный Айболит.

            СКАЗКИ. Помогут нам и сказочные герои. Когда ребенок не хочет пить невкусное лекарство, можно рассказать сказку о птичке, которая, чтобы научиться летать, должна была съесть горькую ягодку. Таким образом, используя чужой (в данном случае птичкин) опыт, мы помогаем ребенку понять необходимость лечения.

            МАМИН СТРАХ. Если мама боится врачей и не любит лечиться, или в семье устойчивое мнение о ненужности врачей, нелепо ожидать, что ребенок смело перешагнет порог больницы, поэтому перед тем, как учить ребенка "не бояться", маме нужно побороть собственный страх.

         ФРАЗЫ перед походом к врачу. Обязательно рассказывайте зачем вы идете в больницу, что там будут делать. Как я уже говорила неизвестность пугает, а тем более поставленная перед фактом.  Обговаривая визит к доктору, никогда не говорите: "Там нет ничего страшно и тебе не будет больно". Помните: частицу "не" встревоженный мозг не слышит, и малыш воспринимает этот разговор как страшилку. Лучше рассказать, как там будет классно и полезно (но только правдивые факты), и после этого вы сможете пойти в кафе(либо купите милую безделушку). Таким образом акцент с пугающего события сместится на приятное и будет ясно, что жизнь после посещения доктора продолжается.

          Контакт с мамой. Важен малышу и контакт с мамой, поэтому по возможности держите ребенка на руках или за руку, рассказывайте что-то приятное. Можно рассказать свои воспоминания о болезнях в детстве, о походах к врачу.

        ФРАЗЫ во время процедур и осмотра. Здесь вы должны проявить максимум терпения и принятия. Ребенка важно пожалеть, погладить, спросить где болит, сказать как вы понимаете его. Проявите чуткость, для ребенка это большое событие. Даже если он кричит на всю поликлинику - примите эти эмоции, пожалейте ребенка, озвучьте его страхи (боюсь что сделают больно, боюсь что мама далеко, боюсь неизвестности).

    Мамина реакция. Понаблюдайте за собой, попробуйте отследить что Вам именно не нравится в страхе ребенка, чем он Вам мешает или наоборот помогает. Например, мне стыдно перед другими родителями в поликлинике, когда мой ребенок кричит; ребенок боится уколов, и всякий раз когда он сильно разбалуется я его пугаю уколами и врачами, после он успокаивается. Как вы реагируете на поведение ребенка в поликлинике? Кричите, требуете, все дозволяете или ...(свой вариант).

            Для детей постарше действенный способ — нарисовать свой страх. При рисовании — обращайте внимание на детали, и максимально конкретизируйте образ. Если ребенок рисует страшного доктора, пусть прорисует все — от цвета ботинок до выражения глаз. Художественные способности не важны, главное — вытянуть пугающий образ из подсознания. После этого ребенку нужно помочь описать нарисованное вслух. Смысл практики в том, что после всех манипуляций пугающий образ начнет очеловечиваться, а значит, станет роднее и перестанет пугать. Далее можно переделать рисунок в карикатурный и вместе посмеяться.

            Кстати, с Юлей и ее мамой мы играли "в больничку", и рисовали, и сказки слушали. Также работа проводилась и дома. Потребовалось примерно 3-4 мес, чтобы страх девочки ослабел и она смогла спокойно заходить на прием к педиатру. Параллельно велась работа со страхом мамы и ее реакцией на поведение дочки.

Спасибо за внимание!



Просмотров: 504
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Работа с МАК". Расклад "Страх перед публичным выступлением".
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Ловушка первая, затаскивающая в "небрито-немытое рабство" после рождения ребенка
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • Старший ребенок после рождения младшего становится "взрослым"...
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Ученический суицид: работа "до" и "после".
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Можно оставить в покое "внутреннего ребенка"?
  • Панические атаки, вегето-сосудистая дистония или жизнь на "до" и " после".
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"
  • "Мой ребенок будет таким, как я хочу!"
  • "Учить ли ребенка "давать сдачу"?"  
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • «Этот пальчик в лес пошел…» (как формировать образ телесного "Я" ребенка)
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Как научить ребенка различать "лево" и "право"
  • Когда станет легче после смерти близкого? Как отпустить умершего? Методика "Паттерн прощания"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь