|
Как помочь ребенку справиться со страхом больниц и врачей?Автор статьи: Дячкина Анастасия Валентиновна
Как помочь ребенку справиться со страхом больниц и врачей? На консультацию пришла мама с дочкой Юлей(2,3года). Общительная, обворожительная девчушка, развита даже больше чем многие ее ровесники. У меня возник вопрос: "Так что же у Вас случилось? Что Вас привело ко мне?". И тут мама поведала историю как тяжело Юличка переболела в 1,9 мес, как лежали в инфекционной больнице, какие страшные процедуры ей там делали. И после этого открытого и общительного ребенка как подменили. Только видит поликлинику или врача в белом халате, начинается вопль, истерика, "малышка вся аж заходится от плача". Первое время терпели, "та забудет, перерастет". Потом даже ругали, "та чего там боятся". Но вот прошло полгода, а страх дочки так и остался. Знакомая ситуация? Ваш ребенок тоже боится врачей, зайти с ним в кабинет большая проблема? Давайте попробуем разобраться с этим страхом. Страх - это то, что съедает человека изнутри. Он не даёт возможности увидеть положительные моменты в том, чего мы боимся, не дает полноценно жить. Легче всего преодолеть страх в раннем детстве или когда он только появился, и еще не закрепился. Многое в формировании "больничного" страха зависит от врача и атмосферы, которую он создает. Если доктор сумел переключить внимание ребенка, поговорить и поиграть с ним хоть немного, то малыш не будет бояться врачей и посещения больницы. Он просто не успеет заметить, что же такого сделали. Но на такое "игривое" отношение можно надеяться далеко не у всех врачей. Поэтому о комфорте и спокойствии должна позаботиться в первую очередь мама. Как? Переключать внимание на что-то интересное в кабинете или происходящее за окном, а также задействовать захваченную из дома игрушку, книжку. Важно не ждать появления страха у ребенка, а действовать на опережение. Играть, слушать сказки, говорить с ребенком. ИГРА. После первого года жизни нужно играть в "Доктора". Притом важно, чтобы в этой игре ребенок был как доктором, так и пациентом. Родитель должен изображать больного, немного шутливо покапризничать и спрашивать: "Доктор, что со мной? А как мне надо лечиться?". Так ребенок почувствует важность — и свою, и докторских дел, увидит свои капризы с др.стороны. Также лечить можно всех кукол и зверушек. Ребенка больше страшит неизвестность. А в игре мы рассказываем детям о врачебных инструментах и манипуляциях с ними. И уже не так страшно. МУЛЬТИКИ. После двух лет можно включать малышу мультфильмы, в которых добрый доктор лечит больных. Так врач запомнится как спаситель, а не ночная страшилка. Например, всем известный Айболит. СКАЗКИ. Помогут нам и сказочные герои. Когда ребенок не хочет пить невкусное лекарство, можно рассказать сказку о птичке, которая, чтобы научиться летать, должна была съесть горькую ягодку. Таким образом, используя чужой (в данном случае птичкин) опыт, мы помогаем ребенку понять необходимость лечения. МАМИН СТРАХ. Если мама боится врачей и не любит лечиться, или в семье устойчивое мнение о ненужности врачей, нелепо ожидать, что ребенок смело перешагнет порог больницы, поэтому перед тем, как учить ребенка "не бояться", маме нужно побороть собственный страх. ФРАЗЫ перед походом к врачу. Обязательно рассказывайте зачем вы идете в больницу, что там будут делать. Как я уже говорила неизвестность пугает, а тем более поставленная перед фактом. Обговаривая визит к доктору, никогда не говорите: "Там нет ничего страшно и тебе не будет больно". Помните: частицу "не" встревоженный мозг не слышит, и малыш воспринимает этот разговор как страшилку. Лучше рассказать, как там будет классно и полезно (но только правдивые факты), и после этого вы сможете пойти в кафе(либо купите милую безделушку). Таким образом акцент с пугающего события сместится на приятное и будет ясно, что жизнь после посещения доктора продолжается. Контакт с мамой. Важен малышу и контакт с мамой, поэтому по возможности держите ребенка на руках или за руку, рассказывайте что-то приятное. Можно рассказать свои воспоминания о болезнях в детстве, о походах к врачу. ФРАЗЫ во время процедур и осмотра. Здесь вы должны проявить максимум терпения и принятия. Ребенка важно пожалеть, погладить, спросить где болит, сказать как вы понимаете его. Проявите чуткость, для ребенка это большое событие. Даже если он кричит на всю поликлинику - примите эти эмоции, пожалейте ребенка, озвучьте его страхи (боюсь что сделают больно, боюсь что мама далеко, боюсь неизвестности). Мамина реакция. Понаблюдайте за собой, попробуйте отследить что Вам именно не нравится в страхе ребенка, чем он Вам мешает или наоборот помогает. Например, мне стыдно перед другими родителями в поликлинике, когда мой ребенок кричит; ребенок боится уколов, и всякий раз когда он сильно разбалуется я его пугаю уколами и врачами, после он успокаивается. Как вы реагируете на поведение ребенка в поликлинике? Кричите, требуете, все дозволяете или ...(свой вариант). Для детей постарше действенный способ — нарисовать свой страх. При рисовании — обращайте внимание на детали, и максимально конкретизируйте образ. Если ребенок рисует страшного доктора, пусть прорисует все — от цвета ботинок до выражения глаз. Художественные способности не важны, главное — вытянуть пугающий образ из подсознания. После этого ребенку нужно помочь описать нарисованное вслух. Смысл практики в том, что после всех манипуляций пугающий образ начнет очеловечиваться, а значит, станет роднее и перестанет пугать. Далее можно переделать рисунок в карикатурный и вместе посмеяться. Кстати, с Юлей и ее мамой мы играли "в больничку", и рисовали, и сказки слушали. Также работа проводилась и дома. Потребовалось примерно 3-4 мес, чтобы страх девочки ослабел и она смогла спокойно заходить на прием к педиатру. Параллельно велась работа со страхом мамы и ее реакцией на поведение дочки. Спасибо за внимание! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|