Через тернии к творчеству. Истории с картинками

Пациенту С. 68 лет. Этот крепкий на вид мужчина имеет несколько серьёзных заболеваний: коронарная болезнь сердца, сахарный диабет, но больше всего мучений  ему доставлял стремительно прогрессирующий ревмополиартрит, который в течение 2 лет превратил его из сильного самодостаточного мужчины в развалину: он мог передвигаться только в инвалидном кресле, не мог даже самостоятельно встать на ноги, нуждался в посторонней помощи во всем, начиная от еды, и кончая туалетом. Болезнь сопровождалась невыносимыми болями, а также моральными страданиями. Пациент С.  должен был принимать множество медикаментов, в том числе, обезболивающие. Его почки не справлялись. Получался замкнутый круг, из которого не было выхода.  

На начало терапии пациент пребывал в депрессивном состоянии, он не верил в возможность излечения, улучшения состояния или хотя бы избавления от боли, смысл его существования был утерян. При общении с ним ощущалось также очень много агрессии и раздражительности, которые он старался удерживать под контролем. При первом разговоре выяснились его семейные обстоятельства: его жена была намного моложе его, и, как только он серьезно заболел, она поселила его в доме для престарелых. Этот факт пациент воспринимал очень мучительно. Несмотря на это, супруги продолжали как-то общаться. До болезни пациент работал охранником в казино. Раньше он никогда не занимался изобразительным искусством, но с удовольствием работал по дереву.

Его пальцы были очень толстые и опухшие, он не мог удерживать в руках карандаш или кисть. Ему было предложено рисовать непосредственно пальцами. К моему величайшему удивлению, он немедленно согласился и сказал: «Мне все равно терять нечего, почему бы не попробовать». Я с трудом натянула ему на руки резиновые перчатки самого большого размера, и он начал сначала осторожно, потом все с большим увлечением рисовать акрилом на большом листе бумаги. Рисунок получился мало структурированным, с преобладанием темных, но теплых оттенков, больше всего коричневых. В центре находится изображение, похожее на пламя костра. Темно-синие холодные тона как бы окружают и охлаждают этот пыл.

 

Через тернии к творчеству Истории с картинками

 Первый результат ничуть его не обескуражил, напротив, он был чрезвычайно доволен. По моему опыту, это свидетельствует о том, что пациенту удалось самовыразиться, не важно, как при этом выглядит рисунок. Картина производила на зрителей впечатление энергии и силы. Пациент С.  сказал, что сам процесс рисования был очень приятен и подействовал на него успокаивающе, в момент рисования он забыл про свои боли. При разглядывании своего произведения он нашел множество лиц, все угрожающего характера, и описал свои страхи, которые с этими лицами связаны.  Пациент рассказал о свой ярости, направленной на Бога: как тот мог так поступить с ним? За что? От этого мы перешли к взаимоотношениям с отцом, который был чрезвычайно авторитарным и жестоким по отношению к пациенту.

На следующем часу я провела имажинативное упражнение «Ресурсное место» и попросила нарисовать то, что пациент увидел. Пациент начал рисовать, к моей радости, некое райское место. Но, однако, он прервал рисование и не смог нарисовать картину до конца. Парадиз никак не соответствовал его текущему состоянию.



 Вместо этого он начал рисовать совсем другой пейзаж: скалы стоят так высоко, что почти совсем закрывают небо. На картине можно видеть противоборство трех стихий: земной тверди, воды и огня. Скалы стоят еще прочно, но вулкан слева грозит разрушением, также в опасности находится тоненькая струйка воды, падающая сверху и питающая озеро. Цветовая гамма остается прежней. Мы обсуждаем картину и говорим символическим  языком о чувствах, переполняющих пациента, о его ресурсах и опастностях, которые его подстерегают. Он легко прочитывает это на своей картине самостоятельно. Пациент С. доволен возможностью самовыразиться и быть понятым.



Первое, что пациент сделал в начале следующего часа терапии – он внес поправки в свой рисунок. К сожалению, предыдущий вариант я не успела сфотографировать. Он несколько увеличил ширину водопада и добавил воды в озере. Также он осветлил картину за счет использования белил. Для меня это было, как измерение температуры для врача. Что ж, температура несколько снизилась. Пациент рассказал мне, что у него получается вставать и немного стоять с опорой. У него опять появилась надежда.

У моего пациента было ухудшение состояния, связанное с ужасными болями и невозможностью принимать лекарства из-за почек. Он был вынужден пропустить терапию. Эта ситуация отбросила его эмоциональное состояние  назад. Это отражает также его следующая картина, изображающая хаос чувств и мыслей. Пациент С. замечает в рисунке угрожающие лица и рассказывает о эмоциональных состояниях, связанных с ними. Он растерян и не видит перспективы. Однако, он по прежнему получает удовольствие собственно от процесса рисования. В разговорах тема отца возникает снова и снова. И вне терапии эта тема не отпускает его: он пытается понять своего отца.



Пациент С. снова чувствует себя лучше.  Он хочет дорисовать свою неоконченную картину «Райский сад» по теме «Ресурсное место». На этот раз получается довести начатое до конца. Цветовое решение правой части сильно отличается от левой. Возникают холодные светлые тона. Пациент с видимым удовольствием мешает краски и наносит их на бумагу. Он доволен результатом и чрезвычайно горд собой.



Последняя работа приносит пациенту С. большое удовлетворение. Мотив корзины с цветами возник еще раньше в разговорах и, наконец, он получил воплощение в натюрморте, написанном в необычной светло-салатовой гамме. Пациент сам в восхищении от своей работы и удивляется, что он смог создать такое произведение. Чувства радости и гордости за себя переполняют его. Я предлагаю ему устроить выставку в больничном фойе. Он смущается, но соглашается.



Мы оформляем выставку по всем правилам. Я прошу его поставить подпись на каждой картине, что он с большим трудом делает, затем оформляю картины самодельными рамами из цветного картона, и развешиваю их по стенам. Пациент С., разъезжая на инвалидном кресле, придумывает подписи к своим картинам, и я распечатываю таблички с информацией к каждой. Выставка вызвала большой интерес со стороны пациентов и медицинского персонала. Многие подходили к пациенту и высказывали ему свое отношение к работам, восхищались его талантом. Он просто расцвел, будучи в центре всеобщего внимания. На следующий день должна была приехать его жена и забрать его из больницы. Пациент С. сказал мне: «Я не мог себе представить, что я смогу написать картины, и что у меня будет персональная выставка. Это совершенно невозможное событие.» И потом добавил тихо: «Интересно, что скажет моя жена?»   



Просмотров: 328
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?
  • Пограничный пациент - проблемы и особенности терапии
  • «Вечный пациент» или осознание чувств?
  • Идентифицированный пациент
  • Психотический пациент - кто он?
  • Осторожно, развод! Когда пациент идёт «по рукам»…
  • Клиент? Пациент? Или анализанд?
  • Пациент скорее жив,чем мертв
  • Пациент? Клиент? Искатель!
  • Спешащий пациент - нет времени или нет смысла?
  • Двойные отношения: психотерапевт-пациент.
  • Медицинский психолог и психосоматический пациент.
  • Врач и пациент: союз или конфликт?
  • Рак на приеме у психоаналитика - или пациент со смертью внутри.
  • Козел отпущения в семье или идентифицированный пациент
  • Психотический пациент — под грузом обострения и ремиссии.
  • Чего ждет современный пациент от психотерапии?
  • Пограничный пациент - о преждевременности генетических интерпретаций
  • Врач и пациент. Чего ждут пациенты от врачей?
  • Атмосфера эмоциональной безопасности в отношениях психотерапевт-пациент
  • Опасность метода: клиент или пациент, нейтральность или самораскрытие?
  • Депрессивный пациент в российской семье (доклад в г.Нюрнберг,2013)
  • «Дикий страх и булькает сердце». Психиатр и пациент о панических атаках
  • Болезни, которые приходят к нам неожиданно Скажу больше: также неожиданно мы можем их убрать. Как?
  • Ребенок начал рисовать черными красками - это нормально?
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • 5 уроков денег, которые нужно было выучить как можно раньше
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Девчонки и мальчишки, а также их родители… А также родители родителей
  • Про отношение психолога к своему пациенту.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь