Как нас обманывает наш мозг

Некоторое время назад умный человек по фамилии Эллис обнаружил, что наше поведение в самых разных жизненных обстоятельствах часто определяется некими общими представлениями о том, каким должен быть мир. Хитрый учёный заметил, что эти установки бывают полезными и адаптивными, а встречаются такие, жить с которыми сложно и тяжело. Первую группу установок он обозвал рациональными, а вторую – иррациональными. 

Рациональные установки хороши тем, что они пластичны. Это стремления, ожидания, представления, которые приносят положительные чувства и не носят характер обязательных. То есть это установки, которые могут меняться в зависимости от обстоятельств.
А вот иррациональные сильно мешают жить. Во-первых, они абсолютизированы и выражаются в форме «надо», «должен», «всегда». Во-вторых, такие установки являются источником всяких негативных переживаний, и их наличие приводит к постоянному стрессу. Эллис выделил целую кучу таких установок (Гугл поможет). Основаны они на разных когнитивных искажениях, то есть привычках думать определённым (ошибочным) образом.
У нашего мозга есть много способов нас обмануть. Вот некоторые из них:

1. Катастрофизация
Что это: преувеличение возможных опасностей и негативных вариантов развития событий. Катастрофизация – это склонность делать негативные предсказания.
Пример: у человека покалывает сердце, и он ставит себе самый страшный диагноз, который нашёл в интернете. 
Ещё пример: мужчина написал не три, а две романтичные смски, из чего женщина сделала вывод, что он её больше не любит.
И ещё: девушка обнаружила у себя первые морщинки, сделала вывод, что молодость прошла. Провалилась в депрессию и побежала за ботоксом.

В эту же группу относятся установки типа "всё хорошее когда-нибудь заканчивается" или "за всё надо платить". В переводе на русский язык эта мысль означает: в конечном итоге всё будет плохо. Мы все умрём:)

2. Персонализация
Склонность преувеличивать значимость собственной персоны и своих действий. В таком случае мы переоцениваем степень, в которой с нами связаны происходящие события. Может выражаться в приписывании себе чрезвычайной ответственности за действия или мысли окружающих людей. Проявляется и в убеждении, что окружающие сосредоточены исключительно на ваших просчётах и ошибках.

Пример: всё тот же несчастный мужчина был погружён в работу и не ответил вовремя на звонок, потому что был занят. А его женщина приняла его занятость на свой счёт и снова решила, что её разлюбили. То есть варианта "он просто занят" для неё не существует, и все его действия или бездействия она связывает с собственной персоной.
Ещё пример: женщина знает, что у неё на колготках стрелка, и ей кажется, что все на неё смотрят и хихикают.
И ещё: заклятая подруга размещает у себя на стене двусмысленную фразу, а вам кажется, что она это сделала специально, чтобы вас задеть. А на самом деле ей просто афоризм понравился.

3. Дихотомическое мышление

Это мышление типа «или - или», оно же – чёрно-белое восприятие. Такому человеку сложно вынести неопределённость и многогранность, он склонен к оценкам типа хорошо/ плохо, нравится/ не нравится. При такого типа мышлении учитываются только крайние варианты, решения же часто принимаются по схеме «всё или ничего».
Пример: перфекционисты:)
Ещё пример: мужчина, не ставший миллиардером, считает себя неудачником. Потому что либо ты в списке Forbes, либо никто.
И ещё: установки типа "мнение не должно меняться. Как думал 20 лет назад, так думай и сейчас". Оно, конечно, хорошо, но с возрастом естественно и нормально пересматривать свои взгляды на жизнь. 

4. Иллюзия корреляции

Ошибочная вера в наличие связи между одними явлениями и другими. Ключевое слово – «ошибочная», то есть не проверенная при помощи научного знания. 
Пример: вера в приметы и астрологические прогнозы.

5. Сверхгенерализация

При таком типе мышления из одной или нескольких ситуаций делается вывод, который распространяется на все похожие случаи или объекты.
Пример: женщина имела опыт общения с одним или несколькими не самыми благородными мужчинами, из чего сделала вывод, что все они (вставьте нужное слово).
Ещё пример: криворукий фотограф сделал не самые удачные кадры, из чего девушка заключила, что она не получается на фотографиях и вообще непривлекательна. 

6. Субъективная аргументация

Испытывая какую-то сильную эмоцию, человек хочет найти ей оправдание. И он игнорирует все доказательства обратного, обращая внимания только на то, что объясняет его состояние. 
Пример: человек с низкой самооценкой убеждён, что он плохо работает.Он игнорирует все свои успехи и достижения, потому что ему нужно оправдать ощущение собственной никчёмности, поселившееся у него в душе. 
Ещё пример: женщина мучается на нелюбимой работе и объясняет это тем, что другой нет. Она - представитель вида Хомо Страдатикус (то есть Жертва), а работа - повод оправдать своё нежелание быть счастливой.

7. Установки долженствования

Это причина душевных страданий многих и многих людей. Суть таких установок в чрезвычайно высоких требованиях к себе (то, что я должен миру) или окружающим (то, что другие должны мне). В первом случае установка вызывает стресс каждый раз, когда выясняется, что вы не всегда можете делать то, что считаете обязательным. И появляются чувства вины и собственной "плохости". Во втором случае речь идёт о завышенных ожиданиях от других людей. Стресс возникает, когда другие не ведут себя так, как мы считаем нужным.
Пример: установка "я должна любить родителей всегда/ не смотря ни на что". Вообще словосочетание "должна любить" кажется мне чуть более, чем диким. Все установки, связанные с обязанностью что-то чувствовать, забирают массу душевных сил - ведь они невыполнимы. Чувства приказам не подчиняются.
Ещё пример: фанатики чего бы то ни было, убеждённые в том, что все вокруг должны разделять их мнение.

Установки - это не всегда плохо. Они нужны нам для опоры. Но очень часто они мешают видеть мир таким, какой он есть. Если установки иррациональны, то всё вокруг будет казаться угрожающим, враждебным, опасным. И, что самое страшное, - неизменным. В плохом смысле этого слова.
Хитрость в том, что работать со своими установками можно только в том случае, если вы их осознаёте. Часто бывает так, что, например, установку "доверять нельзя" мы не осознаём. То есть мы уверены в том, что это правда, мы видели много примеров, это подтверждающих. Кажется, что мир на самом деле такой. И очень трудно подумать в другую сторону: что, если это не мир, а я? Что, если я когда-то сделала вывод "доверять нельзя", и с тех пор притягиваю к себе людей и события, которые этот вывод подтвердят? Что, если из всех возможных жизненных ситуаций я замечаю то, что соответствует моим установкам?
Не жизнь такая, а мы такие. 

Екатерина Амеялли, психолог тренингового центра «Отношения.ру»
 


Просмотров: 544
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Я решила, что если вы не возьмете трубку, я выпью уксуса". Пример из практики.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Дайте ребёнку пример героя, или он найдёт свой"
  • Чем может помочь арт-терапия. Наглядный пример: "Несуществующее животное"
  • Пример исцеления: невыдуманая история о том, как "это" работает...
  • Пример исследования феномена "педофилия" в процессуальной работе
  • Пример терапевтической сессии "Я хочу выйти из депрессии и достичь своих целей."
  • Пример сеанса. Работа с архетипом "Мамонт"
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • "Идеальные отношения" (пример из практики)
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Созерцание": обзор, пример работы
  • Пример терапевтической сказки "Маленький паровозик" (Эриксоновский гипноз)
  • "В следующий раз берите молоток или бейсбольную биту". Пример из практики
  • "Теперь ты интериоризатор!". Концепция Л.С. Выготского. Пример из жизни.
  • МАК-обоз. Ассоциативные карты "ДОМ": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работы
  • Пример расстановки с Метафорическими картами "На какое решение указывает болезнь"
  • "Ну-ну, дофрилансишься!" О том, как ограничивающие установки мешают нам на пути к цели
  • Пример живого отчета по комплексу "Профкарьера"
  • Пример из практики "Тук-тук-тук... Кто там?" с метафорическими ассоциативными картами
  • Методика "Когнитивный континуум" (КПТ). Пример из практики.
  • МАК - техника "Выбор" в отношениях. Пример из практики
  • "Неприятный вывод" о себе=жизнь под откос
  • Интроект "Делай через "не хочу" разрушение установки , ассимиляция и защита ценностей.
  • Пример "дружеских" отношений с мамой.
  • Фильм "Лёд 2". Пример терапии искусством.
  • "Уж замуж невтерпёж" - пример работы с МАК



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь