|
"Неприятный вывод" о себе=жизнь под откосАвтор статьи: Шиленко Ольга Андреевна
Панические атаки являются, пожалуй, вторым в топе запросом после повышенной тревожности, которая еще не переродила себя в невротический симптом или не зафиксировала себя как психосоматическое проявление в теле. В прошлом и позапрошлом веке тревога в невротическом проявлении популярно «скрывала» себя под маской истерических проявлений в виде обмороков и параличей. Сегодня она является миру именно в образе бесконтрольных панических атак, но не утрачивает своей сути, оставаясь все той же «старой, доброй тревогой»… Направления психотерапии работают с паническими атаками по-разному. Сегодня я предложу вам свой взгляд на причины этого симптома, при чем эта схема работы подходит под любой симптом, в чем бы он не выражался. Итак. Когда ребенок рождается, он проходит многие стадии в своем развитии: психомоторные, психосексуальные, он учится социализироваться. Все это время формируется его психический аппарат и физиология, и полноценной биологической зрелости достигает к 18-20 году. Только в этом возрасте человек готов с психологической и биологической точки зрения к тому, чтобы сталкиваться с сопротивлениями внешнего мира «во все оружии». Но совершенно очевидно, что давление Внешнего не ждет этих 18 лет, а наступает с самого момента появления на свет. В этом процессе уникальным образом формируется личность: стиль мышления, поведенческие паттерны, эмоциональные реакции и способы психологической самозащиты. Конечно, все это несовершенно и можно сказать, «в сыром виде» в будущем потребует своей доработки. Порой, на это уходит целая жизнь, и это совершенно нормально. Вот, молодой человек или девушка достигли рубежа совершеннолетия и вышли во взрослый мир, школа, и в прямом и в переносном смысле действительно закончилась. Начинается индивидуальный путь каждого, истинный Путь Героя! Чем старше становится человек, тем больше к нему предъявляется требований, и в какой-то момент, у всех по-разному, вдруг с человеком происходит сбой. Например: Молодая девушка, отличница в школе и медалистка, росла в семьей, где культивировалось жесткое соблюдение правил, родители знали «как правильно»: учиться с утра до ночи, стремясь по всем предметам приносить лучшие оценки. Они говорили «Это гарантия твоего успеха поступить в престижный вуз и в дальнейшем получить хорошо оплачиваемую работу». Сам по себе посыл очень даже корректный, но вот его реализация – нет. Все силы девочка тратила на зубрежку и достигла в этом великолепных результатов. Учителя в школе видели ее старания и в чем-то шли на встречу, поднимая баллы до нужных. Ведь она так примерно себя ведет! И дом, и школа формировали девочке образ ее Я: лучшая, всемогущая. И она поверила, что так оно и есть. Без сомнения, эта девочка наработала навык системно работать с большим объемом информации, наработала приличный интеллект, но упустила навык эмоционального интеллекта. Она не участвовала в процессах устанавливать контакт со сверстниками, ей некогда было отдохнуть, потупить и пойти погулять, она проскочила период флирта и романтических игрищ с мальчиками, не вступала в конкуренцию по-женски с девочками. Все это и очень многое другое прошло мимо нее. Школу она закончила великолепно и поступила в престижный вуз, выбрав, например, архитектурное направление. И начала учиться… И вот она, совсем юная у меня в кабинете, в начале или в середине второго курса. Совершенно потерянная и с паническими атаками, которые совершенно не может контролировать. Это по многим новым кругам запускает тревожные циклы. Она вынуждена вызывать скорую. Она не знает, когда случится новая атака. Из-за этого она начинает бояться выходить на учебу, все больше десоциализируется, копит долги по учебе и находиться из-за всего этого в очень подавленном тревожном состоянии. Вся ее успешная прежняя правильная жизнь рассыпалась буквально за полтора года, а впереди у нее целая жизнь, но уже сейчас она находиться в ментальной ловушке «тревоги о тревоге», и все ее внимание стянуто именно на это состояние. Она говорит: «я боюсь панических атак и именно поэтому мне плохо». Ах, если бы это действительно было бы так просто… Первое, что я буду с ней делать, помимо ознакомления с тем, как устроена ее жизнь, будет информирование о сути ее тревоги, выраженной в панических атаках. Тревога, скажу я ей, это тот же страх, только без объекта, то есть я не понимаю, чего я боюсь. Почему я не понимаю, чего боюсь? Потому что информация о причинах моего страха любыми способами удаляется из света сознания, она искажается, вытесняется, отрицается, что угодно, но в сознании ее нет. А вот эмоциональный заряд от этих мыслей, а именно страх, есть, он остается, он никуда не девается. Человек этот страх испытывает по полной программе, только в виде тревоги. Отчего же информация удаляется? А вот почему: вспоминаем начало статьи, где я говорила о том, что до 20го года человек формирует свой индивидуальный стиль мышления, поведения и эмоциональных реакций. Это его ресурс, его инструмент взаимодействовать с внешним миром, его способ адаптации. Как вы помните, этот его способ вовсе не идеален и требует дальнейшей доработки, часто, пожизненно. Так вот с возрастом и изменениями в жизни происходит «несостыковка» внутреннего и внешнего. У человека в период сбоя уже есть готовый вариант Я, свое представление о себе. Практически всегда этот Я-образ – «снеговик, слепленный» из того, что ему рассказали родители, школа, социальные институты. И вот наступает новый этап социализации, новый опыт, который предъявляет к человеку некие требования и создает препятствия, и своих «неидеальных механизмов адаптации» не хватает, чтобы успешно пройти этот период. На деле этот реальный опыт вдруг сообщает человеку некую реальную информацию о нем, которая совершенно не совпадает с внутренним образом Я. Прибавим к этому, что механизмы адаптации не помогают, и человек начинает теряться. Дело в том, что человек эту реальную информацию о себе оценивает как очень опасную, угрожающую его личности и его внутренней реальности. Он не желает с ней сталкиваться и удаляет ее из сознания. Именно из этого субъективно опасного и угрожающего реального вывода о себе рождается страх, перевернутый в тревогу. Сначала, это просто тревога по нарастания. Если ситуация, которая вызвала «вывод о себе» продолжается длительно и не разрешается, тревога усиливается и «творчески» проявляется в невротическом симптоме как паническая атака. Важно понимать, что «неприятный вывод» о себе – это первопричинный уровень формирования тревоги, или тригер, с которого все стартует, а вот тревога и беспокойство по поводу самих панических атак, как страх за свое здоровье и жизнь, - это вторичный уровень, с которым приходит человек в терапию. И внимание этого человека полностью стянуто именно на «тревогу о тревоге», хотя это следствие, а никак не причина. Почему я паническую атаку рассматриваю как любой другой невротический симптом? Потому что любой невротический симптом создается защищать человека, но деструктивным образом. У симптома всегда есть вторичная выгода – он изолирует от еще более опасной ситуации, с которой человек не справляется. Приведу на простом примере: Молодая женщина, выросла в семье, например, с хорошо пьющим отцом и приносящей себя на 5 работах в жертву матери, при этом денег в семье все равно нет. Понятно, что в таких условиях женщина сформируется специфически, как минимум с установками неуверенности и нересурсности. Вдруг ей предлагает выйти замуж первый попавшийся персонаж, но со своей территорией, и она с радостью сбегает из отчего дома в новое светлое будущее. Начинается семейная жизнь, она вспоминает слова мамы «стерпится, слюбится» и с этим лозунгом исправно старается выполнять супружеский долг, прикладывая все свои силы, чтобы и стерпелось, и слюбилось. Она на уровне сознания в это действительно верит и действительно старается. И вдруг в какой-то момент ее посещает болезнь невероятной этимологии, например, как вечер, наступают тяжелые, сваливающие ее с ног головные боли, мигрени. И все. Она начинает болеть. Понятное дело, что супружеский долг больше не исполняется, ведь она болеет. Но ей физически плохо, например, из-за этих болей она вынуждена взять академический отпуск, потому что болезнь мешает ей учиться, а получить профессию ей очень хочется. Создается волне себе реальное страдание, и она идет по врачам, и никто в сфере медицины не находит у нее биологических причин ее болезни. Согласно анализам и исследованиям она здорова! Но она болеет…И ее отправляют к психологу, полечить, и в прямом, и в переносном смысле, голову. Итак, вы уже, наверняка, догадались, что ее психика, чтобы избежать неприятного ей исполнения супружеского долга, бессознательно создала симптом на биологическом уровне. Симптом защитил ее от секса против воли, но серьезно повлиял на всю ее жизнь, с чем она, конечно, не согласна. Вот именно так формируется симптом, а уж, почему он формируется, – это на прием к психологу, рада буду видеть вас у меня в кабинете). Вот, я описала вам схему того, как и почему появляется тревога, почему она проявляется в симптоме, и чем он полезен человеку. Конечно, интересует вопрос – и чего с этим делать? Разбираться, товарищи, искренне, активно, мотивированно. Как и с Кем? С Кем – решать вам, Как – будет решать тот, на кого решитесь вы. Я предлагаю Вам решиться на работу со мной и приглашаю вас в терапию) Запись на консультацию ЗДЕСЬ и по номеру телефона 8-911-245-01-44 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|