Питание как психологическая метафора.

Введение.

Данная работа написана в жанре психотерапевтического эссе. Этот жанр не подразумевает под собой конкретных эмпирических исследований узкого вопроса, скорей он является сводом различных гипотетических предположений, которые появились в результате психологической практики, размышлений и прочтения тематических книг. Предполагается, что подобная работа может быть полезна психологу практику (консультанту, терапевту) для расширения сферы осознания своей практики, широкого применения рассматриваемой метафоры питания, как инструмента, помогающего глубже работать с феноменологией клиента.
Зачастую мудрое владение психологическими метафорами для практика важнее детальных знаний, относительно того, как устроена психика человека (к тому же эта загадка по-прежнему до конца не разгадана). Таким образом, для того чтобы включить свет в комнате нам не обязательно знать, как устроен электрический ток. Достаточно хотя бы распознавать включатель и уметь на него во время нажать. Эта метафора может ясно показать работу психолога практика. Мы не всё знаем про человека, про самого клиента, слышим и видим лишь то, что он нам вербально и невербально сообщает. Но у нас есть некоторые ориентиры в виде терапевтического, научного и жизненного опыта. Есть наши анализаторы и специфические профессиональные способности чувствовать и замечать, что происходит с нами и с человеком, про что он нам говорит. В этом ряду стоит и мастерство использования метафор, которые могут помочь более широко, глубоко и под особым углом посмотреть на проблему. Это то, что клиенту сложно самостоятельно сделать в своей жизни, то, в чём, зачастую нужна помощь. В виде метафорического образа человеку (особенно не имеющего психологического образования) проще понимать то, что с ним происходит и искать варианты как с этим обойтись.
 В этом эссе я изложил некоторые идеи, большинство из которых не являются моими авторскими. Скорее они изложены на основе обдумывания мыслей многих авторов, моей личной профессиональной и клиентской практики, идей моих учителей. С точки зрения ведущего авторства оно в большей степени принадлежит Фрицу Перлсу, который впервые ярко поставил вопрос о значении пищевого инстинкта в психологии человека. Так же влияние на мои размышления оказали труды А. Адлера, З. Фрейда, Л. Я. Дорфмана, Д. Н. Хломова, Ж. М. Робина, К. Г. Юнга, Л. Де Моза и др. И, конечно же, дискуссии, беседы с Т. И. Порошиной, С. К. Гасановым, Д. О. Смирновым, А. А. Волочковым, В. В. Добромильским, Е. Ю. Вороновой. 
Работа содержит несколько разделов, которые касаются разных аспектов использования заявленной метафоры. Я считаю, что, так или иначе, все они касаются проблем психологии семьи. Поскольку, семья это то из чего мы выходим и, то во что мы возвращаемся, то в чём мы находим своё продолжение. Соответственно, все основные процессы нашей жизнедеятельности находят отклик и воздействуют на семейную жизнь, самых близких людей, родственников и любимых. Однако я выделил отдельный раздел, который носит название «психология и семья». Он посвящен более узкому рассмотрению вопроса, в плане традиций и стилей и особенностей питания в разных семьях.

Философско-психологические основы вопроса.


Личность, подобно организму, зависит от
непрерывного поступления из внешней среды
интеллектуальной, социальной и тому подобной пищи…
Дж. К. Смуте

Фриц Перлз в своей работе «Эго, голод и агрессия» приводит множество доказательств значения пищевого инстинкта. Более того, из многих его рассуждений следует понимать, что инстинкт питания является основным для человека. Он приводит логические доказательства того, что даже сексуальный инстинкт служит пищевому (животные размножаются, чтобы в дальнейшем стать биологическим материалом в цепочке питания). Я, считаю, что не обязательно выделять какой либо инстинкт в жизни животного и человека в качестве основного. К тому же главенствующий инстинкт будет меняться в зависимости от критерия, который в основе его выделения. К примеру, без пищи (питья и еды) человек может в среднем прожить порядка двух-трёх дней, а без дыхания 2-3 минуты. Соответственно по критерию временной необходимости и частоты потребности у животных инстинкт дыхания имеет намного более важную роль, чем питание. Вместе, с тем роль пищевого инстинкта, безусловно, велика.
Для меня питание интересно, скорее как психологическая метафора. Как взаимодействие с окружающим миром по принципу поглощаю-выделяю. В этом смысле и дыхание можно рассмотреть в плане метафоры питания: мы поглощаем кислород и выделяем углекислый газ.
В своём взаимодействии с миром человек может вставать в различные позиции. Он может быть автором по отношению к происходящему в его жизни, а может быть ведомым. В нашей жизни мы зачастую варьируем между авторством и ведомостью. Это хорошо можно заметить и по тому, как человек относится к выбору продуктов питания, приготовления пищи, самому процессу поглощения и даже мытью посуды. Можно сравнить степень и вариацию авторства на примере четырёх гипотетических человек: гурмана, домохозяйки, студента и повара. И, таким образом, выделить четыре собирательных, обобщённых стиля питания.
Гурман избирателен в своих предпочтениях. Он имеет утонченное чувство вкуса и внимательно относится к тому, какие блюда употребляет, в каких пропорциях. В этом проявляется его авторская позиция. Однако многие гурманы сами не выбирают конкретные продукты питания, не занимаются процессом приготовления, скорее уже оценивают результат. В этом проявляется их ведомость.
Домохозяйка сама выбирает продукты питания, сама их готовит. В этом она автор. Но значительная часть её жизни сводится к проведению на кухне и зачастую приготовление пищи для неё является рутинной работой. В таких ситуациях она становится ведомой, обязанной перед семьёй выполнять эту работу, творческий элемент теряется.
Многие студенты едят «на ходу», во внезапных кафе, случайно найденными бутербродами дома. Они не уделяют достаточное внимание своему организму, зачастую «закрывая глаза» на то, что и как поступает в их организм. В этом проявляется их ведомая позиция, которая, во многом имеет и прямое отношение к процессу обучения, например. Большое количество знаний, в короткий срок поступает к ним, без должного осмысления и переработки. Их авторская позиция, пожалуй, показывает себя в первую очередь в экономии времени.
Повар, если он работает по призванию, творчески подходит к отбору продуктов, процессу приготовления, а так же внимателен к вкусу и особенностям готовых блюд. Соответственно он обладает максимально авторской позицией по отношению к приготовлению и потреблению пищи. Между тем, если наш повар страдает трудоголизмом, то вся его жизнь сводится в основном к взаимодействию с пищей. В этом случае, на мой взгляд, он становится ведомым в смысле варьирования приближения-отдаления, то есть динамики контакта с питательно сферой, он как бы «сливается» с этим процессом, теряя ресурсы для других. Например, он успешен в приготовлении еды, но имеет значительные проблемы в семье. Примером может служить кинофильм «Вкус жизни».Где мы видим типичного повара трудоголика, который между тем испытывает значительные трудности в сфере эмоциональной близости.
Таким образом, важное значение имеет стиль отношения к приготовлению пищи, к тому, как человек выбирает продукты и пробует еду. Психолог может обратить внимание и задать соответствующие вопросы клиенту, посредством этого выйти на обсуждение других сфер жизни. Например, можно сравнить, как человек выбирает продукты питание с тем, как он относится к поиску спутника жизни. При этом предметом профессионального любопытства могут служить, как совпадения, так и не совпадения этих процессов.
К. Г. Юнг выделял «экстравертированный» и «интровертированный» психологические типы. Вполне возможно, что эти типы проявляются и в особенности употребления пищи. Любопытно, склонен ли человек употреблять пищу в одиночестве, или в компании. Ест только рядом с близкими, или готов заговорить за едой с любым человеком. Питается в уединении, или рядом с источником информации: другом, телевизором, или компьютером. По этим критериям в беседе можно исследовать, к чему более склонен человек, к автономности в своих эмоциональных контактах, или к общественности.


Питание и жизненная энергия.

В былые времена добывать, приготавливать и даже употреблять (сырое мясо, например) еду было для людей весьма трудоёмкой работой. В наше время технологии значительно упрощают возможности добычи (купить в магазине), приготовления (разогреть в микроволновой печи) и употребления пищи (легко разжевывать). Вместе с тем продукты при своей низкой калорийности обладают высоким энергетическим потенциалом (например, кока кола, сникерс и др.) Соответственно, организм хронически не напитан, но при этом так же хронически перевозбуждён. Создаётся проблемная ситуация: куда же эту энергию расходовать? Если раньше, большая часть её уходила на само взаимодействие с продуктом питания (добыча их, разделывание, приготовление, употребление). То на сегодняшний день человечеству приходится придумывать массу ухищрений, чтобы реализовать накопившийся энерго потенциал. Население сбрасывает свою энергию разными методами от рок-концертов до футбола, или попоек. Тотальное увлечение спортом, индивидуальным и массовым творчеством всё это может быть следствием нереализованной энергии. Кстати, семейные конфликты, ссоры и ругань могут тоже рассматриваться в этом ключе. Соответственно, психологу практику стоит обращать внимание на то, каким образом человек обходится со своей жизненной энергией. Направляет он её в конструктивное русло созидания (искусство, спорт например), или в деструктивное русло разрушения (в том числе саморазрушения, например, алкоголизм).
Так же стоит отметить, что употребление еды зачастую становиться не просто удовлетворением чисто пищевой потребности. Но и одним из негативных вариантов обхождения с собственной тревогой. Многим известны такие примеры, как студент, который тревожится из-за экзамена вместо того, чтобы подготавливаться, начинает усиленно есть, тем самым, как бы «заедает» тревогу. Классическим является пример, когда человек вместо того, чтобы решить беспокоящую его ситуацию начинает выпивать и закусывать. Примером крайнего проявления подобного поведения – это заболевание именуемое булимия. В этом случае человек не размещает свою жизненную энергию адекватно ситуации, в контакте с окружающим миром, а направляется на постоянную нагрузку желудка. Организм затрачивает большие ресурсы на переваривание и дефекацию этого материала и таким образом человек как бы что-то делает, снижая тревогу, но никоим образом не решает самой сути проблемы.
В случае с алкоголиками происходит нечто подобное. Известно, что от приёма алкоголя организм испытывает возбуждение, тратится много ресурсов на усвоение, переработку и выведения алкоголя из организма. Соответственно алкоголик как бы «перегорает» за время употребления и выведения алкоголя из организма и тревога немного снижается. Само собой изначальной проблемы это никак не решает. Но этим индивидам, возможно, это и не нужно, т.к. помимо разрядки тревоги они получают массу вторичной выгоды. Но об этом подробней можно почитать в работах посвященных феноменам зависимости созависимости.


Питание и семья.

Каждая семья мира питается. В какой-то семье принято собираться всей роднёй, кто-то кушает по отдельности. Есть африканские племена, где, к примеру, половой акт можно совершать даже на центральной площади, а вот употреблять пищу на людях нельзя. Безусловно, даже факт совместного, или раздельного питания может говорить о тех отношениях, что складываются в семье. Значение так же имеет не только кто и что ест, но и как происходит процесс употребления пищи. Сопровождают его дружные разговоры, или гробовое молчание. Какие темы обсуждаются за едой? Какие вопросы задают друг другу члены семьи? Как семья относится к выбору пищи? Все эти вопросы можно обсуждать на встрече с клиентом. Они помогут прояснить особенности взаимоотношений в его семье, а так же выйти на более глубокий пласт проблем и осознания семейных отношений.
Небольшой пример из практики. Васе было 8 лет, он был худой мальчик и его мама обеспокоилась, питается ли её ребёнок регулярно. Так как она была на работе с утра до вечера, а папа Васи с ними не жил, она попросила соседку бабушку Галину регулярно подогревать Васе еду и кормить его. Бабушка Галина с энтузиазмом взялась за дело. Регулярно она приходила и заставляла Васю съедать БОЛЬШУЮ тарелку супа. Даже когда Вася не хотел кушать, она заставляла ребёнка съесть всё. Вася был послушный и всё ел. При этом, его организм сначала стал испытывать отвращение, но, боясь наказания, Вася подавлял это отвращение. Прошло время, и бабушка перестала к ним ходить. Но этот детский опыт надолго остался с Васей. Когда он пришёл на консультацию в возрасте 21 года, он испытывал проблемы с избирательностью. Молодой человек с трудом выбирал авторитетов (слушал всех подряд), был мало разборчив в выборе девушек, редко мог показать своё недовольство. Помимо этого в питании у него тоже были проблемы, так как в детстве, чтобы съесть ту тарелку супа он специально запихивал побольше и глотал быстрее. Тем самым нарушилась некоторые отделы питательной системы. Безусловно, все эти проблемы не были связанны лишь с одной причиной воздействия бабушки Галины, но на примере разбора этой ситуации мы смогли выйти на целый пласт неосознанной, «не переваренной» информации, связанной с жизнью Василия. Он смог понять многие свои особенности и обратить на них внимание в своей реальной сегодняшней жизни.
Безусловно, это только небольшой фрагмент той работы, что может осуществляться в русле семейной психотерапии. Но на этом примере ясно видна ценность использования пищевой метафоры. Я думаю, что основное правило – это помнить, что подобные метафоры – это инструмент, способ, ключ к переживаниям и проблемам клиента. Вряд ли сама первопричина кроется только в заглатывании супа большими ложками. Но на примере этого простого действия становятся понятны и ясны многие более сложные действия и события в жизни человека.

Питание и секс.

Метафору питания можно так же использовать для осознания сексуальной сферы. Оба процесса связанны с получением удовольствия, посредством некоторых трудностей (как минимум затрат физической энергии). Клиентам зачатую сложно говорить о своей сексуальной жизни, поэтому для облегчения этого процесса можно использовать метафору пищевую. И здесь опять можно обратить внимание в целом на стиль обращения с едой. На такие характеристики, как подбор пищи, приготовление её, пробу, пережёвывание, смакование, скорость процесса. Всё это может дать выход на такие аспекты, как выбор партнёра, ухаживание, непосредственно половой акт (длительность, динамика), удовольствие, скорость (по «быстрому» между дел, или основательно).
Например, одна из моих клиенток, под кодовым именем Сара, заявляла проблему выбора партнёра для отношений, и, как следствие, для сексуальной жизни. Ей было сложно говорить открыто об этом, так как это была одна из первых встреч. Я предложил ей в русле нашей темы рассказать о любимом её продукте, и по каким характеристикам она его выбирает. Главное, что она выделила это неповторимость вкуса, оригинальные, ни с чем несравнимые ощущения. После этого я предложил ей взглянуть через метафору любимого продукта на проблему выбора мужчины, на значимые для неё характеристики. Это значительно продвинуло нашу работу и степень осознания ей проблемы.


Заключение.

Для работы в сфере практики важно понимать, что психологическая метафора – это ключ, некая примочка, позволяющая вскрыть пласт неосознанного материала клиента. Стоит помнить, что, говоря о еде, в процессе консультации мы проводим связь с другими сферами жизни клиента. В этом случае метафора начинает работать. Очень важно не ставить метафору как абсолютную истину, лучше как предмет исследования. Например, если человек быстро кушает это совсем необязательно, что в сексе у него проблема преждевременной эякуляции. Хотя это возможно, поэтому можно в таких случаях применять осторожное уточнение и, конечно же, дополнительные вопросы.
Итак, мы рассмотрели некоторые аспекты использования психологической метафоры питания в работе психолога практика. Я предложил общие особенностей стиля питания (активный, ведомый), а так же для примера указал несколько таких стилей (гурман, домохозяйка, студент и повар). В процессе работы я указал, как особенности употребления пищи могут быть связанны с реальными проблемами и аспектами жизни клиента. В частности, были показаны примеры использования метафоры в обхождении с жизненной энергией, традициями и особенностями питания в семье, а так же возможности рассмотрения сексуальных отношений через метафору отбора, приготовления и приёма пищи.
Данная работа является набором общих гипотез и примеров из практики. В дальнейшем я планирую заняться более глубокой разработкой данного вопроса, расширением сферы предположений, обогащением их примерами из практики и, возможно, эмпирической проверкой некоторых аспектов рассматриваемого вопроса.

 

Спасибо за внимание. 



Просмотров: 296
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Практикуем осознанное питание: сосредоточиться на процессе приёма пищи
  • Что я особенно люблю в своей работе.Почему экзистенциальные вопросы, и что я имею в виду говоря об этом?
  • Может ли человек сам решить все свои психологические проблемы?
  • Стиль питания как подход к жизни.
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Полезные метафоры при работе с расстройствами питания и избыточным весом
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Психология качественного приготовления пищи)
  • Таинство приготовления пищи
  • Человек может быть счастлив только в настоящем моменте
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Она жила, не ведая, что можно по-другому… «Как?» — спросите вы. Об этом чуть позже…
  • Одно из главных удовольствий в жизни, или Как изменить систему питания?
  • Семейные сексуальные проблемы. Простить всех и родить ребёнка. Решение проблем на этом пути
  • Переедание и символическое значение пищи для человека.
  • Какие ошибки можно избежать молодой семье с ребенком первого года жизни
  • Может ли человек-мотылек быть другом или возлюбленным?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Причины, из-за которых человек не может выйти из страданий после расставания
  • Когда стоит обратиться к психологу с темой питания и веса
  • Я – человек. Эссе о людях, жизни и психологии
  • Как сделать, чтобы нужный человек появился в жизни?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • Из цикла вечные вопросы. Как долго может жить человек?
  • Если муж не уходит из семьи, хотя об этом уже заявил
  • Развод в семье. Как об этом говорить с детьми.
  • Ну не может быть убогим человек – творение Бога!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь