Однажды, много лет назад, я решила попробовать «походку Королевы». Мне сказали, что она здорово повышает внутреннюю устойчивость и настраивает на позитив. Нужно было подумать о приятном, распрямить спину, гордо поднять голову и бодрым уверенным шагом двигаться вперед. Я настроилась и пошла. Примерно минуту спустя я чудом устояла на ногах. Не знаю, как в ваших широтах, а у нас к концу января холодно, в лицо дует неприятный ветер со снегом, а пешеходные дорожки, которые и летом не отличаются ровностью, зимой покрываются льдом и становятся полностью не совместимы с красивой походкой. Поэтому, отправив Королеву вместе с ее походкой в дальние дали, я засеменила «пингвинчиком». Этот способ передвижения мы когда-то придумали с другом. Настроение было шкодное, а тут еще и гололед. Я и сейчас помню как мы, два взрослых человека, смеясь, перемещались по людной и очень скользкой улице малюсенькими шажками. Пингвинчики… Ну, смешно же… Вспоминаю это и уже чувствую, как та самая внутренняя устойчивость и позитив наполняют меня изнутри.
О РАДОСТИ ПИСАТЬ ТЯЖЕЛО.
Гораздо легче пойти по пути описания тяжести, грусти, страдания, одиночества, тревоги. Путь ОТ несчастья – важный и необходимый. Люди должны знать, что есть путь ИЗ тьмы. Но есть и другой путь – путь К свету, к радости, к удовольствию. И этот путь требует гораздо больше смелости от того, кто решит по нему пройти. Просто на минуточку представьте себя в тоннеле, со светом на одном конце и тьмой – на другом. Если внимательно смотреть на тьму, и тихонько, спиной, пятиться к свету, к выходу, то будет не так страшно. Тьма начнет приобретать знакомые очертания, становиться привычной и даже, может быть, ресурсной и дружелюбной. А если вдруг повернуться в сторону света (то есть, спиной к тьме), и бодрым шагом, не оглядываясь, припустить к выходу, то… А как не оглядываться-то? Страшно же, тревожно… А еще свет, чем ближе, тем больше слепит глаза…
Нашу культуру невозможно представить без страдания. Нельзя просто так взять и быть счастливым. Нельзя не иметь проблем. Нельзя говорить другим, что ты живешь хорошо, а все твои трудности – это не более чем задачи, для которых всегда есть решение.
Ты счастлив? Доволен? Живешь в достатке? Ты или врешь сам себе, или безумен, или все это ненадолго.
Так проявляется в нас переживание тревоги от «невыносимой легкости бытия»…
Поэтому СОВЕТЫ ИЗ ЦИКЛА «ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ – БУДЬ ИМ» ВЫЗЫВАЮТ НЕДОУМЕНИЕ. Как это, неужели можно просто взять, и сменить работу, если она тебе не нравится/ отправиться в кругосветку автостопом, если захотелось увидеть мир/ танцевать под музыку любимой группы на живом концерте, если ноги просят/ выразить свою любовь и нежность/ уйти, если не нравится место или отношения?
Почему-то не получается просто встать «к свету передом, ко тьме задом» и выйти из тоннеля.
Я тут тоже не исключение. Обратите внимание, я пишу о радости в рамках цикла «Тяжелые эмоциональные состояния». Жуть, правда?
ЧТО Я ЗНАЮ О РАДОСТИ? ЕЕ МАЛО В МИРЕ ВЗРОСЛЫХ.
Вы слышали когда-нибудь выражение «Радуется, как взрослый»? Или такое «Радуйся! Если сейчас радуешься, то и потом тоже будешь!»? Или вот еще: «Смех без причины – признак того, что все в жизни у тебя хорошо!». Я – нет. А очень хотелось бы. Мне кажется, если бы писатели, поэты, блогеры, кинематографисты, художники смогли бы писать и творить от радости, счастливой любви, достатка, мир был быть немного другим. Но это почему-то затруднительно.
Психологи советуют для возвращения в жизнь радости «включить внутреннего ребенка». А мне вот интересно, НЕУЖЕЛИ РАДОСТЬ – ЭТО ТО, ЧТО БЫЛО ТОЛЬКО В ДЕТСТВЕ? Неужели не существует взрослой радости? Нет, про «взрослые удовольствия» я знаю. Это такие специальные развлечения.
ТАК ЧЕМ ЖЕ ДЕТСКАЯ РАДОСТЬ (НЕЖНОСТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ, ИНТЕРЕС, СЧАСТЬЕ) ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ВЗРОСЛОЙ? Почему так непереносимы-то эти состояния? Почему мы не можем долго пребывать в них, полноценно проживая каждую секунду блаженства? Почему мы постоянно обрываем себя на полуслове?
Я ПОКА НАШЛА ДЛЯ СЕБЯ ТАКОЙ ОТВЕТ: все дело в чистоте. В детстве происходит так: один момент – одна эмоция, другой момент – другая. Во взрослом состоянии – момент один, а эмоций сразу много, и большая часть из них связана не с этим конкретным моментом, а с опытом прошлого или фантазиями о будущем.
ПРИВЕДУ ПРИМЕР:
Ребенок из очень интеллигентной семьи. После совместного посещения выставки экспрессионистов он был крайне впечатлен. Пока мама занималась хозяйством, он нарисовал шикарную картину. Все как положено – абстракция, много эмоций, свобода самовыражения и яркие краски. Он бежит на кухню, тянет маму за передник, нетерпеливо тащит ее в свою комнату, ведь радость его так велика, что ею невозможно не поделиться. И… получает грандиозный нагоняй и обидную затрещину… Потому что рисовал на стене и маминой дорогой помадой… Радость сменяется досадой и стыдом…
Чем больше таких историй будет в жизни мальчика, тем более сдержанным и осмотрительным взрослым он вырастет. Не знаю, останется ли среди его тревог и опасений место для радости, нежности, экспериментов…
Кажется, наша детская радость безграничностью и мощью своей натыкается на общественные или семейные нормы и как волна о волнорез гасится о них. Границы и рамки, конечно нужны и полезны. Ребенок должен учитывать не только свое эйфоричное состояние, но и возможности (и опасности) среды. Иногда полезно чуть приглушить сильные чувства. Но хорошо бы, чтоб не насовсем, и не навсегда.
Думается мне, что в любом человеке есть много-много этих хороших, заряжающих и теплых чувств. Просто у некоторых они (как у моря) глубоко внутри. Радости, удовольствия, нежности в жизни не может не быть. Могут быть ограничения и запреты. Но, знаете, если идти по берегу моря очень долго, то вы все равно встретите дикий пляж. И там будут волны. И брызги. И грохот. И восторг.
Что я знаю о своей радости? Она там, где что-то новое. Она там, где есть только одно время – сейчас, и одно место – здесь. Она там, где я позволяю себе быть собой. Она там, где я буду идти «пингвинчиком», если мне так сейчас правильно.
©Наталья Емшанова