|
Эмоции под запретом?Автор статьи: Оксана Суржина
Об эмоциях и чувствах написано много, хорошо бы их все осознавать и уметь выражать. Раз они появляются, то на это есть свои причины, более того, они имеют право на существование . Понимая причины возникновения той или иной эмоции, мы лучше узнаем себя, свои потребности. Душа и тело едины, невыраженные эмоции остаются в теле, страдает душа- страдает тело. Не всегда мы умеем правильно выражать свои эмоции, особенно негативные. Но и с положительными тоже не все просто- бурная радость иногда кому-то может показаться неуместной. Привитое культурой и родителями стремление «сохранить лицо», вести себя прилично, может стать причиной боли и дискомфорта. Хочу поделиться недавними случаями из своей практики, зеркально похожими, хотя на первый взгляд они совершенно разные. Но это и естественно, каждый клиент уникален и имеет свою собственную историю и проблему. Первый случай. На прием пришли родители и мальчик- первоклассник. Узнали, что у нас есть терапевтическая группа для детей этого возраста, в рекламе было написано, что учим общению. У ребенка нет друзей. Родители видят причину в том, что сын не ходил в детский сад. Невролог поставил диагноз СДВГ, но проблем с учебой нет, умный, хорошо учится в гимназии. По словам родителей, все у них в семье хорошо, В сад не ходил- болел часто. С кем сидел, с мамой? Нет, с бабушкой, а бабушка очень добрая, все разрешает. (Конечно, зачем в сад идти, когда у бабушки вольница? Я бы тоже не пошла!). Мама вышла на работу, когда сыну было всего полтора года. Грудью не кормила. Спали до трех лет вместе, сейчас в одной комнате, хотя условия позволяют. Почему? Соседи сверху буйные, могут сына напугать. Мама представить себе не может, что они с мужем могут куда-то вдвоем пойти. В театр? Нет, мы ходим втроем в цирк. В семье все прекрасно, но у сына тики. От телевизора. Теперь телевизор под запретом. Бабушка тоже под запретом- она разрешает смотреть телевизор. Все как-то правильно, скучно. В чем цель их как родителей? Чтобы в институт поступил. Сепарация? Отпустим, это же еще не скоро. И вдруг …. Вызывали к директору, учительница просит перевести в другой класс или отчислить из гимназии. Очень буйный, не умеет себя вести , пристает к детям. И тут оказывается, что сыну запрещено бегать, прыгать, громко разговаривать (не то, что кричать!) дома. Нельзя и все! На улице он не гуляет. Он же еще не понимает, где можно кричать и прыгать, а где нельзя! Когда я рассказала, что у нас в группе мы учим детей проявлять свои чувства, что мы вместе кричим, смеемся, деремся поролоновыми мечами, подушками, что у нас есть занятие, которое называется «Дорога агрессии», мама была шокирована. Она думала, что мы просто сидим и учим дружить. На групповом занятии мальчик чувствовал себя счастливым, огорчился, что они только раз в неделю.
Второй случай. Девушка 17 лет, вегето-сосудистая дистония, падает в обмороки, немеют руки, но самое главная неприятность- фантазирует. Сама сказала маме, что слишком уходит в фантазии. Одинока, друзья есть, но не слишком близкие. Сочиняет истории, где все совсем не так, как в жизни. Там ее окружают совсем другие люди, другие отношения. С реальными людьми сложнее, приходится под них подстраиваться, стараться понравиться. Рефреном звучит слово «одиночество». И вдруг : «Я никогда не показываю свои чувства! Это опасно.» Почему? Смеяться окружающие будут, никому нельзя доверять. Было такое в жизни? Да, в детстве. Что же общего в этих случаях? Запрет на проявление чувств. Мальчику запрещают родители, девушка сейчас сама себе запрещает, в детстве, думаю, тоже родители запрещали. Результат запрета- у одной ВСД, у второго СДВГ и буйное поведение. Мальчику повезло больше. В силу характера он еще пытается как-то выражать запрещенные чувства, но его поведение напоминает пружину, которую сначала сжимали- сжимали, а она потом как распрямится! Да так, что мало не покажется. Где «живут» не выраженные чувства? В теле в виде зажимов. Всю сессию девушка практически не дышала, мне приходилось напоминать ей о выдохе. Не дыша, трудно не упасть в обморок. Почему она так боится выражать чувства? Говорит, что настоящая никому не понравится. Почему? Корни этого глубоко в детстве, когда мама любила хорошую, покладистую, тихую девочку и не принимала ее естественную, вместе с ее чувствами, искренними, но не всегда позитивными. Закончились обе сессии тоже практически одинаково. Мальчик спросил, есть ли такой закон, запрещающий родителям входить в комнату к ребенку, он ему просто необходим. А девушка, плача, сказала, что больше всего мечтает уехать из дома и никогда больше не возвращаться. Девушка замуровала чувства в своем юном теле, иначе, она боится, ее не будут любить такую, какая есть. Мальчик собирается сделать табличку «Родителям вход воспрещен» и повесить на дверь своей комнаты. Можно ли обвинять родителей? Нет, ни в коем случае! Они искренне желают добра своим детям, они любящие и очень теплые. Их тоже так воспитывали, дома нельзя было шуметь, прыгать, хорошие дети не злятся, мальчики не плачут, хорошие девочки так себя не ведут и т.п. Но был двор и детская компания, которая не терпела неискренности, учила справляться с неприятностями, вместе радоваться удачам. Но где теперь эти дворы? Где же теперь дети могут быть сами собой, искренними и непосредственными? Может, все- таки дома? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|