В прошлой статье мы начали разговор о первом возрастном кризисе в жизни человека. Сегодня перейдём к следующему – кризису трёх лет. Его основная суть состоит в том, что ребёнок начинает ощущать себя «самостоятельной единицей» и вполне может и хочет проявить себя без помощи кого-либо, в этом и кроется внутреннее и внешнее противоречие. Здесь важно понять, что избежать данного этапа невозможно, потому что именно так происходит закладка взросления малыша, появляется его первый опыт в самоутверждении как личности, формируются волевые качества и независимость.
Основные признаки кризиса 3-го года:
Возраст ребенка от 2,5 до 3,5 лет (зависит от особенностей его психики, способностей, здоровья).
В речи ребёнка мы можем слышать всё чаще и чаще такие фразы: «Я хочу…!», «Я сам!», !Я могу…!», «Дай, Я сделаю…!». При этом невроз возникает не из-за того, что Вы чего-то не даёте ребёнку, а из-за того, что желания расходятся с опытом и возможностями малыша. Не всё, что ему хочется у него получается.
Отстаивает свою позицию криками, топаньем, рёвом, при этом такое вызывающее поведение проявляется именно на близких и родных людях, с окружающими поведение ребёнка ровное.
Проявляется негативизм, т.е. желание сделать всё наоборот того, что ему говорят родители, даже, если он согласен с их точкой зрения.
Ребёнок всячески хочет управлять и манипулировать взрослыми, очень чётко для себя уясняет и запоминает, когда они «ведутся» на проявление его власти и дальше использует именно те приёмы, которые сработали на родителях. К примеру, мама даёт ребёнку сладость лишь бы он согласился с ней.
Обесценивание людей и предметов происходит спонтанно, в связи с этим можно наблюдать последствия его поступков - оторавал у любимой машинки колёса и выбросил её, стукнул маму и обозвал, ткнул палкой в братика на прогулке и убежал. Так как словарь уже обогащен, то в речи могут «всплыть» и услышанные ранее бранные словечки.
Протесты и истерики возникают в виде таких реакций, как отказ кушать самостоятельно, ложиться в обычное режимное время спать, желание что-то сломать, покричать. Причина возникновения - какие-либо требования со стороны взрослых.
Упомянутые признаки проявляются у детей с разной интенсивностью и зависят от того,
насколько мама близка со своим ребёнком (если отношения близкие, то кризис протекает недолго и неярко);
какой выбран стиль воспитания в семье (при авторитарном стиле противостояние возрастает, а кризис затягивается по времени);
каким темпераментом обладает малыш (к примеру, флегматик проходит данный этап спокойнее, чем холерик).
Правила общения с ребёнком, испытывающим кризис трёхлетнего возраста:
Вместо того, чтобы требовать лучше попросить ребёнка и, если выполнение чего-либо очень важно для его формирования, то лучше набраться терпения и разъяснить для чего Вы просите ребёнка это выполнить.
Не реагируйте эмоционально на поведенческие выпады малыша и, тем более, не переходите на крик. Если Ваше поведение будет спокойным, а позиция невозмутимой, то ребёнку будет неинтересно проявлять вызывающие реакции и он самостоятельно успокоится, так как не нашёл отклик.
Установите определённые правила жизни и поведения для ребёнка дома и в общественных местах, которые сбалансируют его ритм жизни. Именно правил, а не запретов, чтобы у малыша не возникло желания им противостоять.
Проявите хитрость, применяя метод выбора, например, обратитесь к дочке и спросите, в какой сарафанчик она хочет нарядиться на прогулку - красный или розовый.
Используйте договорённость. Допустим - Вы пошли в магазин за продуктами, а ребёнку говорите: «Давай сходим в магазин и купим продукты для ужина. Вкуснятину и игрушки мы купить не сможем, потому что у нас мало денег. Ты посмотри, что тебе нравится, мы это купим в следующий раз. Хорошо? Договорились?».
Отвлекающий манёвр - идеальное решение, когда происходит истерика. Быстро переключите внимание ребёнка на том, что происходит вокруг и уведите из общественного места, чтобы у ребёнка не было желания «работать на публику».
Отнеситесь с пониманием к детским переживаниям, если Вы их не будете замечать их, то у ребёнка сформируется неадекватная самооценка, возникнет состояние агрессивного поведения для привлечения внимания или, наоборот, уход в себя.
Желаю Вам успехов в воспитании детей и гармонии в отношениях! Будьте по-своему счастливы!
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.