|
Базовое довериеАвтор статьи: Богомолов Дмитрий Юрьевич
Случай из практики. Клиент мужчина 30 лет. Жалобы на жену. С его слов, жена устраивает ему «подставы». Как это проявляется? Клиенту нужно идти на важную встречу, жена это знает и записывается к зубному на время, прямо перед этой встречей. Так как дома годовалый ребенок, то моему клиенту приходится за ним присматривать, пока жена вернется. Клиент воспринял такую ситуацию, как «подставу». Жена могла записаться к зубному на любое другое время. Он очень злился и считал, что супруга это делает специально. Стали искать похожие ситуации в прошлом. Мужчина вспомнил, что задолго до свадьбы рассказывал будущей жене про своих друзей в шутливой форме, про их недостатки, ему казалось, что он крут. При встрече с друзьями, будущая жена спросила про это у друзей и те смутились. Клиент посчитал, что она это сделала специально и хотела его подставить. Чтобы улучшить память были задействованы ресурсные техники, которые позволили существенно улучшить память. При помощи специальных техник дальше в работе мужчина вспомнил, что когда ему было два-три года его крестили в церкви. Его окунули в холодную воду, а когда вынимали, то ударили (как показалось тогда ребенку) головой о стену, после чего клиент очень сильно испугался. Его буквально подставили к стене. Была подстава. Мы разобрали этот момент во всех подробностях. Мужчина вспомнил, что в церкви было холодно, что у людей изо рта шел пар. Ему стало ясно, что батюшка старался сделать процедуру побыстрее, что бы малыш не заболел. Ребенка быстро окунули и поднесли целовать икону, малыш съежился от холода, батюшка не успел на это отреагировать, и ребенок сильно ударился об икону. То, что ритуал ускорили, чтобы малыша быстрее завернуть в одеяло, что о нем заботились, а не подставили его под удар , - все это клиент понял при разборе на сессии. Далее мужчина вернулся к ситуации с женой. Проанализировав, понял, что его тогда еще будущая жена, стеснялась его друзей и не знала, о чем говорить, поэтому заговорила о том, о чем он сам ей рассказал. У нее не было никаких намерений подставлять клиента. Он понял, что его жена записалась к зубному, все рассчитывала, так что бы сделать все быстро и эффективно. Никаких подстав не намечалось. По этой же технике у клиента выявили достаточно много похожих событий из прошлого, событий, в которых его «подставляли» другие. Череда таких ситуаций зародила у клиента зерно сомнения и недоверия к миру. Каждая такая «подстава» была только в голове клиента, на деле же никто не думал делать ситуации умышленно. В ходе терапии каждый эпизод был нами рассмотрен и осмыслен, в структуре личности пошли сильные изменении, недоверие к миру пропало. В течение нескольких недель, работая, осмысляя прошлое, у клиента поменялось отношение к миру с недоверчивого на адекватное, что так же отразилось и на поведение клиента, его тревожность стала меньше. Базовое доверие к матери и миру В первый год жизни у ребенка вырабатывается необходимое психологическое образование - базовое доверие к внутреннему и внешнему миру. Это общая установка ребенка - фундамент отношения к себе и к другим людям, который позволяет пережить состояние фрустрации (периоды невозможности удовлетворять потребности) на следующих стадиях развития (Маслоу А., 2011; Эриксон Э., 2000).
Наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем. Базовое доверие к миру становится интуитивной уверенностью в том, что «жить хорошо и жизнь хорошБазовое доверие к матери и миру В первый год жизни у ребенка вырабатывается необходимое психологическое образование - базовое доверие к внутреннему и внешнему миру. Это общая установка ребенка - фундамент отношения к себе и к другим людям, который позволяет пережить состояние фрустрации (периоды невозможности удовлетворять потребности) на следующих стадиях развития (Маслоу А., 2011; Эриксон Э., 2000).
Наличие чувства доверия является основой формирования положительного самоощущения. Ребенок узнает, может ли он положиться на взрослых, способны ли они заботиться о нем. Базовое доверие к миру становится интуитивной уверенностью в том, что «жить хорошо и жизнь хороша», а если станет плохо, то придет помощь (Осорина М., 2010). Если мир ребенка противоречив, причиняет боль или вызывает стресс, то развиваются установки страха, подозрительности и опасений за свою жизнь (Цареградская Ж.В., 2005; Эриксон Э., 2000; Скиннер Р., 1995).
На основе доверия у ребенка складывается положительное отношение к самому себе (я любим, значит, я хорош), уверенность, способность правильно оценивать свои силы и возможности (адекватная самооценка), инициативность (Маслоу А., 2011; Осорина М., 2010; Ледлофф Ж., 2003).
Доверие к миру оказывает влияние на любознательность и активность ребенка, его симпатию и интерес к другим людям. Он способен дружить и чувствовать любовь, он будет готов вступить в длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми, основанные на любви и заботе (Изард К., 2011; Оден М., 2009).
В ходе повседневного взаимодействия с матерью младенец обретает уверенность в своей желанности. Он чувствует себя защищенным и рассчитывает на гарантию положительного отклика мира на его нужды. Стоит отметить, что ребенку важно узнать с помощью взрослых не только, чему необходимо доверять, но и чему не следует. Благоприятное соотношение факторов доверия и недоверия позволяет родителям знакомить ребенка с миром реальным.
Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний и, именно этот опыт, ребенок учится переносить или не переносить во внешний мир при контакте с ним (Осорина М., 2010; Эриксон Э., 2000).
Доверие к жизни становится основой оптимизма взрослого человека, уверенностью в том, что жизнь является самой большой ценностью и жить стоит, несмотря на невзгоды.
К возрасту одного года при насыщении близостью с матерью ребенок готов к обучению социальным навыкам взаимодействия с внешним миром посредством взрослого, который является для него авторитетом. Взрослый, в свою очередь, учитывая основные индивидуальные особенности, помогает ребенку в освоении внешнего мира, опираясь на свой жизненный опыт и культурные ценности, принятые в обществе.
Уверенность в себе Уверенность сама по себе это понимание. Неуверенность - это «незнание». Когда человек знает, он уверен. Если присутствуют сомнения, то человек не знает (Миншулл Р., 2000).
Уверенность - это предсказуемость.
Младенец должен знать, что его родители здесь и что они будут здесь, пока он зависит от них. Непредсказуемые события влияют на восприятие ребёнка, увеличивая количество неуверенности в его положении на данный момент. При постоянном действии подобных факторов (семейные ссоры, неожиданные переезды, исчезновение близких людей) неуверенность может превратиться в жизненную позицию (Маслоу А., 2011; Аксарина Н.М., 1977).
Новорожденный чувствует себя неуверенно до тех пор, пока не убедится в добром к нему отношении, пока не будет чувствовать, что все потребности удовлетворяются и можно доверять этому миру (Цареградская Ж.В., 2005) .
Младенец овладевает пространством в течение первого года жизни: сначала неуверенно, но затем, при поддержке родителей, приходит смелость и уверенность. Расширение круга общения с чужими людьми приводит к смятению ребенка, при этом, постепенно, подражая взрослым, чувствуя заботу и понимание, ребенок учится устанавливать контакт с окружающими.
Таким образом, шаг за шагом, на каждом этапе развития, ребенок сначала встречается с чем-то неизведанным. Помощь родителей в освоение нового ребенком – это «уверенность, вложенная в руки» (Крайг Г., 2010; Психология человека от рождения до смерти, 2010).
На любом этапе жизни ребенка важно, чтобы он чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка.
Отрицательная оценка не стимулирует ребенка, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу.
Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Важна мера в положительных и отрицательных оценках (Маслоу А., 2011; Психология человека от рождения до смерти, 2010).
Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Он боится обмануть их доверие, потерять уважение, стремится оправдать их хорошее мнение о себе (Изард К., 2011).
а», а если станет плохо, то придет помощь (Осорина М., 2010). Если мир ребенка противоречив, причиняет боль или вызывает стресс, то развиваются установки страха, подозрительности и опасений за свою жизнь (Цареградская Ж.В., 2005; Эриксон Э., 2000; Скиннер Р., 1995).
На основе доверия у ребенка складывается положительное отношение к самому себе (я любим, значит, я хорош), уверенность, способность правильно оценивать свои силы и возможности (адекватная самооценка), инициативность (Маслоу А., 2011; Осорина М., 2010; Ледлофф Ж., 2003).
Доверие к миру оказывает влияние на любознательность и активность ребенка, его симпатию и интерес к другим людям. Он способен дружить и чувствовать любовь, он будет готов вступить в длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми, основанные на любви и заботе (Изард К., 2011; Оден М., 2009).
В ходе повседневного взаимодействия с матерью младенец обретает уверенность в своей желанности. Он чувствует себя защищенным и рассчитывает на гарантию положительного отклика мира на его нужды. Стоит отметить, что ребенку важно узнать с помощью взрослых не только, чему необходимо доверять, но и чему не следует. Благоприятное соотношение факторов доверия и недоверия позволяет родителям знакомить ребенка с миром реальным.
Мать передает ребенку чувство узнаваемости, постоянства и тождества переживаний и, именно этот опыт, ребенок учится переносить или не переносить во внешний мир при контакте с ним (Осорина М., 2010; Эриксон Э., 2000).
Доверие к жизни становится основой оптимизма взрослого человека, уверенностью в том, что жизнь является самой большой ценностью и жить стоит, несмотря на невзгоды.
К возрасту одного года при насыщении близостью с матерью ребенок готов к обучению социальным навыкам взаимодействия с внешним миром посредством взрослого, который является для него авторитетом. Взрослый, в свою очередь, учитывая основные индивидуальные особенности, помогает ребенку в освоении внешнего мира, опираясь на свой жизненный опыт и культурные ценности, принятые в обществе.
Уверенность в себе Уверенность сама по себе это понимание. Неуверенность - это «незнание». Когда человек знает, он уверен. Если присутствуют сомнения, то человек не знает (Миншулл Р., 2000).
Уверенность - это предсказуемость.
Младенец должен знать, что его родители здесь и что они будут здесь, пока он зависит от них. Непредсказуемые события влияют на восприятие ребёнка, увеличивая количество неуверенности в его положении на данный момент. При постоянном действии подобных факторов (семейные ссоры, неожиданные переезды, исчезновение близких людей) неуверенность может превратиться в жизненную позицию (Маслоу А., 2011; Аксарина Н.М., 1977).
Новорожденный чувствует себя неуверенно до тех пор, пока не убедится в добром к нему отношении, пока не будет чувствовать, что все потребности удовлетворяются и можно доверять этому миру (Цареградская Ж.В., 2005) .
Младенец овладевает пространством в течение первого года жизни: сначала неуверенно, но затем, при поддержке родителей, приходит смелость и уверенность. Расширение круга общения с чужими людьми приводит к смятению ребенка, при этом, постепенно, подражая взрослым, чувствуя заботу и понимание, ребенок учится устанавливать контакт с окружающими.
Таким образом, шаг за шагом, на каждом этапе развития, ребенок сначала встречается с чем-то неизведанным. Помощь родителей в освоение нового ребенком – это «уверенность, вложенная в руки» (Крайг Г., 2010; Психология человека от рождения до смерти, 2010).
На любом этапе жизни ребенка важно, чтобы он чувствовал доброжелательное, уважительное отношение к нему взрослого независимо от того, как тот в данной конкретной ситуации оценивает действия и умения ребенка.
Отрицательная оценка не стимулирует ребенка, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу.
Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность. Важна мера в положительных и отрицательных оценках (Маслоу А., 2011; Психология человека от рождения до смерти, 2010).
Особо значимой для ребенка является оценка его теми взрослыми, которые относятся к нему с доверием и уважением. Он боится обмануть их доверие, потерять уважение, стремится оправдать их хорошее мнение о себе (Изард К., 2011).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|