|
Ребёнок боится ? Причины. Пути преодоления.Автор статьи: Троцкая Наталья Валентиновна
Ребёнок боится?Причины . Пути преодоления .
Детские страхи- это та проблема, с которой рано или поздно сталкивается почти любой родитель. Что стало причиной страха? Как понять, что именно пугает ребёнка ? Где грань между нормой и патологией? Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью , ребёнок растёт и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые.Поэтому от того, насколько грамотны будут ваши слова и поведение, зависит психическое здоровье Вашего ребёнка . Давайте разберёмся в одном вопросе : нормально это или ненормально, когда наш ребёнок испытывает чувство страха? Если рассматривать страх как одну из сильнейших и опаснейших эмоций ( ведь иногда испуг может привести к смертельному исходу и такие примеры к сожалению есть), конечно, можно увидеть много недоброго приносящего вред. Особенно если это патологический страх ( фобия). Однако есть и другая сторона медали. Важно помнить , что для здорового , нормально развивающегося ребёнка страх- реакция познания окружающего мира. И когда страхи вашего малыша эпизодичны, не захватывают его мысли повсеместно , не подчиняют воображение- это нормально. Нередко случается, что мы , взрослые , сами формируем развитие страхов у малышей , наше отношение к окружающей реальности, так как детям свойственно смотреть на мир глазами родителей и других взрослых. Взрослые , окружающие ребенка( родители, бабушки, няни), и могут оказаться источником внушенных детских страхов. Дети « заражаются» тревогой и страхами, когда взрослые излишне настойчиво, эмоционально указывают на наличие опасности: « Упадёшь ! Обожжешься! Уколешься! Разобьешь! Потеряешься! Украдут!», и т. д. Если мама в присутствии сына проявляет сильнейший испуг от грозы, или истерически кричит при виде мышки или паука, то внушение страха мальчику в этих ситуациях очень даже вероятно. Лучше не провоцировать детей собственными опасениями: « Не подходи к собаке: укусит!», « Не бегай на дорогу: машина задавит!» и т. д. В интересной игре с веселыми картинками объясните правила дорожной безопасности, а во время прогулки, покажите, как правильно и безопасно вести себя при переходе дороги на светофоре и на пешеходном переходе, это принесёт гораздо больше пользы, чем запугивание. О безопасности ребёнка думаем всегда. Ведь страх испытывают все, рано или поздно. Причиной его является отсутствие того , что может дать малышу безопасность, или же присутствие какой- либо угрозы. Очень часто дети не могут адаптироваться к новой ситуации, к не известным им условиям, предметам, явлениям и т. п.Объяснением этого является принцип детского мышления: ребёнку трудно приспособить новую информацию к старым схемам, существующим в его сознании. Вам, родителям, следует заранее готовить детей к каким- либо изменениям или переменам в семье, в его обычной жизни, к поступлению в школу. Как ребёнок воспримет эти перемены, как будет чувствовать себя – зависит непосредственно от вас, от правильной информации , нужного тона, поддержки и понимания состояния ребёнка . Ведь ребёнок , который испытывает нехватку родительского внимания и ласки, заполняет пустоту вокруг себя фантазиями. Постепенно они трансформируются в иррациональный мир, заселенный его выдумками. Причём выдумки эти часто могут быть нездоровыми, так как имеют в своей основе информацию , полученную ребёнком с экрана телевизора или Интернета. « Заражают» ребёнка страхами ведущиеся в его присутствии разговоры о смерти, болезнях, пожарах, убийствах. Яркие, эмоционально и образно насыщенные разговоры взрослых отражаются на его психике. Это совсем иное, чем обсуждение тех же болезненных тем непосредственно с ребёнком . В таком случае малыш выступает невольным слушателем , взрослые обычно поглощены своими переживаниями и не замечают того впечатления, которое оказывает их интенсивное общение на ребёнка . Пожалуй, лидерство среди страхов принадлежит страху темноты. Он развивается к трём годам. А к пяти- шести может приобрести ещё больший размах. Ведь дети уже больше знают о мире. Краски становятся ярче, фантазии- плодовитее. Реальность переплетается с вымыслом в сознании ребёнка . Ему трудно ещё разграничить игру и не игру. Чем больше фантазирует ребенок днём во время игры, или компьютерной игры, тем ярче и богаче все оживает у него в голове с наступлением загадочной темноты. А герои- злодеи с компьютера переселяются в его сны. Нельзя оставлять без внимания просьбы ребёнка : « Посиди со мной», «Включи свет», « Подержи за руку». Не забывайте перед сном читать ребёнку добрые сказки, или интересные успокаивающе истории. А вот просмотр телевизионных передач, видео- или компьютерные игры должны быть избирательными и ограниченными. Старайтесь выбирать для ребёнка только лучшее: программы должны быть светлыми, веселыми и понятными, стимулировать положительные и благородные чувства и ценности ( любовь, гуманность, дружбу), развивать воображение и любознательность. Не позволяйте ребёнку видеть насилие на экране. Детская фантазия, одна из наиболее частых причин страха. Ребёнок любую информацию воспринимает эмоционально, субъективно, а нередко он сам придумывает себе предмет страха. Находитесь рядом с ребёнком , когда он смотрит теле- или видеопрограммы. Вы увидите, как он реагирует на передачи, которые его особенно привлекают , а он с вами будет чувствовать себя увереннее: когда вы находитесь рядом, сможете прокомментировать и обьяснить- благодаря вам ребёнок сформирует представление о том, что хорошо, а что – нет, как можно разрешить конфликт ; легче воспримет печальные или страшные сцены; ему будет, с кем разделить радость, обменяться эмоциями. Причиной страха ребёнка могут быть внутрисемейные конфликты. В таких ситуациях очень часто ребёнок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной. Ситуация развода родителей очень часто может стать дополнительным фактором формирования страхов у детей. Развод родителей приводит к эмоциональной напряженности , дети очень хорошо чувствуют это и начинают ощущать беспокойство, на его фоне и развиваются детские страхи. На появление детских страхов также могут оказать влияние особенности высшей нервной деятельности ребёнка . Ребёнок , обладающий высокой эмоциональной чувствительностью, более впечатлителен и , соответственно , больше подвержен страхам. Такие черты характера, как пессимизм, неуверенность в себе, мнительность, тревожность, зависимость от окружающих , могут усугубить состояние ребёнка . Необходимо всегда помнить, что дети очень ранимы, их легко обидеть и напугать. Нередко им очень сложно делиться своими чувствами и переживаниями с родными и близкими , а значит , они не могут избавиться от своих страхов. Возникновение социальных страхов связано с жизнью ребёнка в социуме ( обществе). Самыми распространёнными являются страх одиночества, боязнь людей, страх не оправдать ожиданий окружающих ( родителей, друзей ), боязнь наказания, быть смешным или непонятым другими людьми, невозможности выполнить какое- либо задание. Страх перед одноклассниками, который возникает у первоклассников, которые не посещали детского сада и имеют небольшой опыт общения со сверстниками. Родители , пытаясь оградить ребёнка от возможных проблем, рассказывают ему о том , как нужно вести себя, если в школе начнут обижать. Они просто уверенны, что ребёнка будут обижать в школе, и эта уверенность формирует у детей страх перед одноклассниками. Чувства, которые испытывает ребёнок, очень быстро становятся заметными. Более сильные одноклассники понимают это и пытаются подчинить слабого себе. Таким образом , страх ребёнка как бы находит подтверждение , укореняется и в конце концов может привести к отказу посещать школу вообще. В школе у детей могут появиться новые страхи, связанные с усилением роли общества. До этого большинство страхов было направленно на самого ребёнка – это был период , когда в центре его внимания находился он сам, его интересы, проблемы, дела. Теперь у ребёнка появляются обязанности , на него возлагают надежды , он чувствует себя ответственным. В результате усиливается страх несоответствия ожиданиям окружающих. Его причиной можно назвать неумение младшего школьника правильно оценить собственные поступки с точки зрения принятой в социуме шкалы ценностей , ведь у него только начинает формироваться чувство ответственности . Пожалуй, не страдают такими страхами только те ребята, которые совсем лишены чувства ответственности , которым все равно , что о них думают окружающие . Дети становятся равнодушными, если родители безответственны, или не интересуются школьными делами ребёнка . Однако если жизнь младшего школьника слишком регламентирована большим количеством правил , условностей, которым он вынужден подчиняться, чтобы не огорчать родителей, учителей, родственников, гиперответственность может привести к обратному эффекту. Ребёнок просто перестанет соблюдать эти правила и выполнять обязанности, так как не сможет справится с ними. Большинство других страхов этого возраста также основано на том, что ребёнок ориентируется на общество, начинает бояться невозможности достигнуть того, о чем мечтает , что ему будет труднее добиться успеха, чем другим. Его благополучие зависит от того , какое место он займёт в социуме, как он сможет реализоваться . Если ребёнок понимает, что посещение школы не приносит ему желаемого, если его преследуют неудачи, он осознает , что не так успешен, как его одноклассники , то у него формируется устойчивое неприятие школы, боязнь её посещать. Школа для ребёнка становится источником тревожности, и постепенно формируется боязнь школы. Иногда формированию страха перед школой способствуют родители, которые предъявляют завышенные требования к своим детям. Они пытаются внушить ребёнку мысль об отличной учебе. Все время школьник слышит о том, что он должен учиться на отлично .Родители не хотят принимать во внимание тот факт, что ребёнку просто не хватает поддержки, и продолжают давить на его психику. Результат- неверие в собственные силы. В таких семьях процесс приготовления уроков превращается для ребёнка в настоящую пытку. Стоящий « над душой» родитель контролирует каждое действие, каждую ошибку, сопровождая её уничтожающей критикой и запугиваниями. Ребёнка заставляют раз за разом переписывать упражнения, добиваясь совершенства, проверяя и перепроверяя каждую букву и каждую запятую. В итоге у ребёнка появляется страх перед любой ошибкой , потому что его страшит реакция родителей на плохие отметки. Этот страх переходит в боязнь перед учителями, ответов у доски, контрольных работ. С получением жизненного опыта, с развитием знаний об окружающем мире « сказочные» страхи сменяются реальными, связанными с повседневной жизнью. Страхи эти становятся конкретнее и детализированнее. Не просто страх перед школой и перед одноклассниками , а по поводу отдельного предмета или учителя, боязнь контрольных по математике или сочинений, страх перед экзаменами , боязнь конфликта с конкретным одноклассником. У детей в возрасте от 8 до 9 лет ведущим страхом является боязнь собственного унижения перед сверстниками или оскорбление со стороны одноклассников.Таким страхам подвержены , в первую очередь , чувствительные , ранимые, болезненные мальчики, которые не могут дать отпор обидчикам.Или дети из неполных семей, которых воспитывает одна мама. Повышенная тревожность самих мам способствует потере ребёнком базового доверия к миру и окружающим людям. Несогласованные действия родителей, противоречивость их требований лишают ребёнка уверенности и внутренней опоры, способности самостоятельно оценивать правильность своих поступков, что ведёт к замешательству, повышенной тревожности и как результат, возникновению страхов. Как мы видим, неадекватный стиль воспитания в семье и провоцирует разные страхи у детей. Чтобы чувствовать себя спокойно, ребёнок должен быть уверен в своих родителях и их любви к нему, иначе на фоне низкой самооценки у него могут развиваться многочисленные отклонения. В семьях с доброжелательным психологическим климатом дети меньше « заражаются» страхами. Дети, родители которых с раннего детства воспитывали в них любознательность, познавательную активность, развивали уверенность в своих силах, позволяли проявлять самостоятельность , создавали возможность для полноценного общения со сверстниками, меньше страдают от боязни перед школой, быстрее справляются с ней и легче находят общий язык со сверстниками . Не настаивайте на том, чтобы ребёнок во что бы то ни стало был лучшим учеником. Помогите ему быть хорошим учеником и здоровым, счастливым ребёнком . Позвольте своему ребёнку учиться и совершать ошибки, чтобы научиться. Радуйтесь вместе с ним его успехам и помогите справиться с возможными проблемами. Ведь если у ребёнка возникли какие- то проблемы, трудности, страхи, он несчастлив, а потому страдает. Чтобы их устранить, понадобиться ваша помощь. А чтобы ему помочь: разговаривайте с ребёнком , будьте активным слушателем. Беседа важное условие для избавления страхов. Во время беседы подбадривайте и хвалите ребёнка . Ваша реакция на наличие страха должна быть спокойной, отрицательный эмоциональный фон могут привести к усилению проблемы. Относитесь с пониманием к поведению ребёнка , вызванного тревогой и страхом. Определите причину страха. Попробуйте обсудить с ребёнком его страх, пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Чем больше ребёнок будет говорить о страхе, тем быстрее он сможет от него избавиться. Попробуйте убедить ребёнка , что можно все изменить и исправить и нет причины бояться. Но не стоит не придавать значение переживаниям ребёнка , не игнорируйте его жалобы, постоянно убеждайте своего ребёнка , что он в полной безопасности , тем более, когда мама и папа рядом с ним. Ребёнок должен верить Вам и доверять. Поделитесь с ним своим опытом, расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Легко понять , какие страхи беспокоят ребёнка , если он сам говорит о них. Труднее определить страхи, о которых он молчит. Однако и здесь, если вы будете наблюдательны и внимательны, то можете заметить отклонение в поведении ребёнка : нервозность, излишнее волнение, беспокойный сон, или на первый взгляд, необоснованные капризы. Это повод задуматься и попытаться выяснить причины. Для того чтобы выяснить страхи предложите ребёнку изобразить на листе бумаги то, что его беспокоит. Изображение страха снижает уровень тревожности, отвлекает ребёнка от ожидания его проявления. А после того как ребёнок нарисует, сжечь бумажку, или порвать на мелкие кусочки и пепел от сожжённой бумажки развеять, или выбросить изорванные кусочки листа. Делать все это с ребёнком , объясняя, что страха больше не существует , он никогда не побеспокоит его. Не забывайте при этом хвалить ребёнка и говорить какой он молодец, что смог победить страх. Очень хороший метод- сказкотерапия. Сочините вместе с ребёнком сказку или рассказ на тему его страха. Финал истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. Идеальное лекарство от страхов, для души, которое не имеет противопоказаний и побочных действий- арт- терапия. Это способ увидеть себя и свою жизнь в ярких красках, выразить желания, проблемы, фантазии в образах намного проще, чем рассказать о них. С помощью арт- терапии можно отлично работать с конфликтными ситуациями, со страхами. К примеру, если ребёнок посадит свой страх или « врага» в нарисованную клетку- это уже намного ослабит напряжение. Или проанализировать психо-эмоциональное состояние ребёнка при выборе цвета . Предложить ребёнку в упражнении « Палитра чувств» подобрать цвета к таким чувствам , как: Любовь, Ненависть, Счастье, Страх, Одиночество, Злость, Грусть, Вина. И пусть ребёнок объяснит свой выбор. Или с помощью выбора цвета определить настроение ребёнка : так, предпочтение синего означает стремление к покою, желтого- к веселью, зеленого- к знанию. Красный указывает на возбуждение и решимость, настрой на победу. Полезно также прорисовывать с ребёнком его проблемы, даже самые негативные- так мы даём возможность выходу эмоциям. Ну , и самое главное, ваше внимание , забота, желание выслушать и понять, поддержать своего ребёнка не дадут детским страхам развиваться в фобии и неврозы, в развитие разнообразных комплексов и затруднения в общении с окружающими. Если родителям не удаётся справиться с этими проблемами самостоятельно, если ребёнок не может контролировать свой страх, который мешает его общению и социальной адаптации, необходимо обратиться за помощью к специалистам . Обращайтесь, всегда рада помочь. Детский и семейный психолог , арт- терапевт , сказкотерапевт, мак- терапевт Троцкая Н. В. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|