|
Зависть на работе.Автор статьи: Любачевский Игорь Анатольевич
«Всех коллег любить необязательно»! Работа сама может не беспокоить человека настолько, насколько беспокоит либо отношение к этой работе, либо отношения в коллективе. Так вот, зависть на работе, как проявление сложности в отношениях - это большая беда. В больших коллективах и в малых. Зависть в первую очередь - это чувство, которое есть у многих людей. Однако зависть в переживаниях не значит что-то плохое. Это лишь чувство, которое нам часто показывает, что мы чего-то хотим. Я завидую велосипеду друга, могу завидовать подруге, у которой есть хороший муж. И это отражает какую-то область того, что мне важно. Многие, сталкиваясь с подобным переживанием действительно начинают себя осуждать. «Вот, не надо завидовать!» - часто слышим мы от своих родителей, и от людей, которые позиционируют себя миролюбивыми. Как переживать это чувство самому завистнику? - Есть два способа переживать зависть. Первый - достаточно честный, когда я действительно переживаю, что я завидую. Тогда это скорее повод обратить внимание на свои собственные потребности и понять, что зависть говорит мне, что мне самому чего-то не хватает, и попробовать это «не хватает» чем-то восполнить. Это конструктивный способ переживать зависть хорошо. Например, «Яочень сильно завидую причёске своей подруги», говорите вы самой себе. Это повод задуматься: «А я вообще слежу за собой. Не стоит ли поменять что-то». И меняясь, вы можете почувствовать, что зависть пройдёт сама по себе, потому, что вы восполните дефицит самооценки. То есть сделали лучше что-то для себя. Ведь с одной стороны зависть - штука хорошая - она позволяет нам расти. Маски зависти Но ведь часто бывает по-другому… - Тогда мы говорим о деструктивном отношении к зависти. И это почва для самых удивительных историй на работе. Первое с чем мы сталкиваемся на работе - это лесть, которая прикрыта не самыми приятными вещами. Когда никто не говорит о том, что завидует, но мы это переживаем как нечто дискомфортное. Мы можем отследить это по тому, как себя не очень хорошо чувствуем, когда нам говорят вроде бы лестные слова. Например - «Какое у тебя красивое платье. У меня тоже два года назад было такое». Вроде бы приятно, но как-то так сказали, что сразу стало нехорошо. Второй деструктивный способ демонстрировать зависть в коллективе прикрывается излишним вниманием к деталям личной жизни. Завистник начинает расспрашивать о том, как живёт она с мужем, или он с женой? Какие у них дети? Как они отдыхают вместе, куда летают в отпуск? Потом эти детали превращаются в слухи, либо во что-то ещё. Третий способ - это чёрная конкуренция, которая выражается в том, что человека либо подсиживают, либо всячески пытаются оговорить, или пустить нелицеприятный слух, который плохо скажется на репутации. Конечно же это не приятные вещи, но для коллектива характерно распространение зависти как раз в деструктивной форме. Это одна из самых больших проблем, которая ухудшает отношения в коллективе. Маски зависти бывают разные: то коллеги нечестно начинают относиться к вашим должностным обязанностям, то пытаются принизить ваши способности кляузами начальству. То говорят: «Что-то вас стало слишком много. Вы слишком активный». Это тоже проявление зависти, причём не прикрытой. Как выживать там, где завидуют? - Есть люди, с которыми невозможно подружиться. Знайте, что в вашем коллективе они тоже есть, и не обязательно их любить. Надо понимать, что если вам завидуют, то это проблема того, кто завидует. И почти всегда это не ваши «тараканы». Поскольку проявление зависти очень часто отражает внутренний дефицит того человека, который обычно завидует. Люди же, попадающие в ловушку зависти начинают принижать себя, прибывать в чувстве вины, идти на поводу посланий, которые транслирует другой. «Ты должна скромней одеваться, ты поменьше говори». Ещё одна рекомендация - эмоционально отдалиться. Старайтесь как можно меньше рассказывать о себе, о личных делах завистнику. Троллей и завистников кормить нельзя. Ограничьтесь только формальным общением. Конечно, вы можете в какой-то момент остаться в одиночестве, но это лучший способ, чем пытаться соответствовать его ожиданиям, но чувствовать себя при этом хуже. Легализация чувств. Найдите повод общаться в коллективе только с теми, с кем вам приятно. Они обязательно скажут - действительно вы такой, или с вами реально конкурируют и завидуют. Если же агрессия от завистника идёт яркая и неприкрытая, лучше сказать ему честно: «Ты мне завидуешь. Прости, но я не хочу с тобой общаться». Этот способ называется легализация чувств. Причём, после этого обычно завистник осаживается и отношения становятся либо разорванными, либо просто формальными. Кляузы и анонимки лучше легализовывать перед начальником, то есть прояснить ситуацию. Объяснить, что один из сотрудников всячески пытается вас очернить. Выяснив при этом, есть ли претензии к вашей работе у руководителя. Не стоит этого бояться - ведь любой начальник не будет разбираться в чувствах. Он не психолог. Но начальникам обычно не нравится, когда распространяют слухи про их сотрудников. Статья опубликована в газете АиФ Корр. Ольга Апполонова Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|