Тест "Слабое звено в вашем пищевом поведении"

Автор статьи: Леонов Сергей
Тест"Слабое звено в вашем пищевом поведении"

 

Поверхностный взгляд на пищевое поведение предполагает, что по цифре на весах и по объёмам тела можно судить о наличии у человек проблем с питанием.

Более глубокий взгляд предполагает, что между весом и объёмами тела с одной стороны, и пищевым поведением – с другой, нет однозначной связи.

То есть, не всегда нарушения питания сопровождаются изменениями веса и объёмов. И не всегда при повышенном/пониженном весе и объёмах имеют место нарушения в питании.

Так как же тогда понять, в норме ли моё пищевое поведение или, быть может, я себя обманываю и делаю вид, что всё хорошо, хотя, возможно, пора бить тревогу?

Для этого можно провести небольшой тест, в основу которого положен подход осознанного питания и т.н. «цикл осознанного питания». Это 6 ключевых вопросов: зачем я ем? когда я ем? что я ем? как я ем? сколько я ем? куда я трачу полученную нергию?

Тест Слабое звено в вашем пищевом поведении

 

По каждому из этих ключевых вопросов есть серия подвопросов. Необходимо прочитать каждый подвопрос и ответить, как часто у себя вы наблюдаете описанное в вопросе поведение:

-  «2» балла вы ставите, если отвечаете на вопрос «почти всегда»

- «1» балл ставите, если отвечаете на вопрос «иногда»

- «0» баллов ставите, если отвечаете на вопрос «редко»

 

"Зачем я ем?"
  1. Я не могу отличить, когда на самом деле голоден, а когда это ложное чувство?
  2. Бывает, что я иду есть только потому, что мне грустно, скучно, радостно, досадно, тревожно, обидно и т.п.?
  3. Я использую еду в качестве поощрения, награды, способа отдохнуть, быстрого источника удовольствий?
  4. Даже понимая, что я сейчас не голоден, а просто не могу справиться с какой-то ситуацией, эмоцией, мыслью, я всё равно иду есть?
  5. Мне трудно понять, что я чувствую и что хочу в конкретный момент?

 

"Когда я ем?"

1. Я ощущаю чувство голода 3 и менее раза в день?

2. Я ем, когда чувствую сильный голод, а не когда чувствую лёгкий или явный голод?

3. Ощутив чувство голода, я могу проигнорировать его и поесть только спустя 1, 2, 3, 4 часа?

4. Мне кажется, что если я не ем сразу, когда голоден, то это даже хорошо?

5. Есть ситуации, когда я могу испытывать голод, но мне будет неловко поесть?

 

"Что я ем?"

 

  1. При выборе пищи я руководствуюсь в качестве основного одним из следующих критериев: выбираю, что менее калорийно, что более полезно, что есть в наличии, что быстрее съесть/приготовить, что содержит меньше жира?
  2. Мне трудно понять, что из еды я на самом деле хочу, когда голоден?
  3. Я не ем макароны, каши, чёрный хлеб, картошку?
  4. Какие-то из моих приёмов пищи могут целиком состоять из десертов (т.е. содержать один или несколько из следующего: белый хлеб, выпечка, торты, конфеты шоколад, мёд, сладкие йогурты, сырки, творожки, сыр, колбаса, копчености, масло, майонез, орехи, сухофрукты, сахар, варенье, мороженное, фаст-фуд)?
  5. Я считаю, что надо контролировать своё питание и ограничивать какие-то продукты, иначе начнутся проблемы с весом и здоровьем?

 

"Как я ем?"

 

  1. Я ем быстро?
  2. Я ем одновременно с телевизором, компьютером, радио, телефоном?
  3. Когда я ем, моё внимание чаще сосредоточено на мыслях о делах и проблемах, чем на самом процессе еды?
  4. Я не люблю много времени тратить на приём пищи?
  5. Мне трудно есть наедине с собой в полной тишине?

 

"Сколько я ем?"

 

  1. Мне трудно почувствовать сигнал сытость (комфорт в желудке + подъём сил + эмоциональное удовлетворение)?
  2. Мне трудно остановиться, когда я уже почувствовал сигнал сытости?
  3. Мне важно доесть всё до конца, даже если я уже сыт?
  4. Если я переел, я делаю одно из следующего: ругаю себя, прибегаю к физическим нагрузкам, выпиваю слабительное, вызываю рвоту, сажусь со следующего дня на диету, устраиваю себе на завтра разгрузочный день?
  5. Я стараюсь придерживаться определённого объёма пищи, съеденного за раз или за день, и для этого: взвешиваю еду, считаю калории, считаю белки-жиры-углеводы, считаю гликемический индекс, измеряю объём пищи? 

 

"Куда я трачу ту энергию, которую получаю от пищи?"

 

  1. Я меня нет регулярной физической активности, которая приносила бы мне удовольствие?
  2. Мне не нравиться тратить время на физическую активность?
  3. Я использую спорт и физическую активность только, чтобы наказать себя после еды или чтобы заслужить право поесть?
  4. Я не осознаю свои текущие жизненные цели, потребности и желания, в которые мне хотелось бы инвестировать свою энергию?
  5. Мне трудно найти конструктивные способы поддержать самого себя во время стрессов и жизненных трудностей?

 

Итак, можно подсчитать количество балов по каждому из 6 ключевых вопросов.

Оно может быть равно от 0 до 10.

А также общее количество баллов. Оно может равняться от 0 до 60.

 

В общем и целом, чем больше баллов, тем больше вероятность нарушений пищевого поведения.

Но можно посмотреть и более прицельно по каждому из 6 ключевых вопросов.

 

Так, если у вас много баллов по вопросу «Зачем я ем?», то можно предположить следующее:

- вам трудно дифференцировать свои внутренние состояния (чувства, ощущения, мысли)

- у вас есть трудности с выражением, переживанием и управлением своими чувствами

- у вас довольно слабый контакт с собственными потребностями и желаниями

Всё это может приводить к тому, что еда начинает использоваться как средство решения жизненных проблем, а также как способ справляться со своими чувствами.

В этом случае, чтобы наладить пищевое поведение, чаще всего требуется обстоятельная психотерапевтическая работа, так как речь идёт про восстановление довольно серьёзных механизмов функционирования нашей психики.

Никакими разовыми акциями а-ля диеты, голодовки, фитнес тут не помочь. И работать только с коррекцией рациона питания в данном случае тоже недостаточно (хотя без этого тоже трудно).

 

 

 

Если у вас много баллов по вопросу «Когда я ем?», то можно предположить следующее:

- у вас снижена чувствительность к сигналам физиологического голода

- у вас может быть замедлен обмен веществ

- у вас есть иррациональные установки, мешающие вовремя утолять чувство голода

- вам трудно грамотно планировать своё время

- потребности вашего тела не находятся для вас в приоритете

В этом случае нарушается такой важный закон адекватного пищевого поведения, как «кормить себя вовремя». Не раньше, не позже, а именно вовремя. И у этого всегда есть последствия. А вот причины такой несвоевременности могут у каждого быть свои.

Поэтому кому-то будет достаточно более чётко планировать своё время и выделять место для приёмов пищи. А кому-то предстоит работа по освобождению от пут иррациональных установок и убеждений, связанных с тем, что чувствовать голод и кормить себя во время голода – это плохо.

 

 

 

Если у вас много баллов по вопросу «Что я ем?», то можно предположить следующее:

- вам довольно трудно осознавать ваши пищевые предпочтения (что ваш организм хочет из еды)

- при выборе пищи вы опираетесь на «голос ума», а не «голос тела», что в конечном итоге часто приводит к отсутствию удовлетворения от еды

- вы не едите сытно, и из-за этого ваш организм перманентно голодает (даже если вы это не ощущаете)

- большую часть вашего рациона  составляют десерты, а значит, вы получаете много бесполезных калорий и мало сытости

- на самом деле вы испытываете частую тревогу относительно того, что есть

В этом случае важно тренировать навык осознавания пищевых потребностей своего тела. И вообще – тренировать доверие к своему телу в вопросах выбора пищи. А для формирования такого доверия кому-то сначала может потребоваться серьёзная работа, чтобы вообще начать замечать в своей жизни своё собственное тело и принимать его.

Также часто может быть актуальна работа по конфронтации с установками насчёт «правильного питания», когда человек в вопросах рациона перестаёт ориентироваться на себя, а начинает ориентироваться на внешние «подпорки» (советы, системы, рекомендации, специалистов и пр.). В итоге часто в голове получается «салат оливье» из того, что можно есть, а что нельзя. Причём часто одни советы прямо противоречат другим:-)

 

 

 

Если у вас много баллов по вопросу «Как я ем?», то можно предположить следующее:

- вы можете испытывать скрытую, но постоянную тревогу, а быстрая еда может быть бессознательным способом справляться с ней

- у вас могут быть сугубо поведенческие устойчивые паттерны, связывающие приём пищи и какой-то параллельный процесс (когда без этого процесса еду уже не такая вкусная)

- вам может быть трудно быть «здесь и сейчас», т.е. осознавать, что происходит с вами прямо в данный момент, а не пребывать в мыслях о прошлом или будущем

В этом случае точно могут помочь различные практики, повышающие уровень осознанности. И также практики, обучающие распознаванию и дифференциации различных телесных ощущений. В случае если есть скрытая тревога и быстра еда, адекватной будет психотерапия.

 

 

 

Если у вас много баллов по вопросу «Сколько  я ем?», то можно предположить следующее

 - у вас снижена чувствительность к сигналам физиологической сытости

- у вас есть иррациональные установки, заставляющие вас есть вопреки физиологической сытости

- бессознательно ваше переедание может быть следствием т.н. «токсического стыда» и способом подтвердить собственную установку «я плохая»

- у вас есть не совсем адекватные установки относительно объёма съедаемой пищи

В этом случае, как правило, показан работа с иррациональными установками, т.к. именно в вопросе «сколько есть» их может быть больше, чем в других ключевых вопросах цикла осознанного питания. Кроме того проблемы переедания могут иметь и более глубокие корни, когда из плоскости анализа рациона питания надо уходит в плоскость отношений с самим собой и в историю раннего детства.

 

 

 

 

Если у вас много баллов по вопросу «Куда я трачу ту энергию, которую получаю от пищи?», то можно предположить следующее:

 - у вас затруднён контакт с вашим телом, и движение, являющиеся для тела ресурсом, для вас таковым не является

- возможно, имеют место иррациональные установки (в т.ч. навязываемые религией и культурой) о том, что сфера телесности не имеет ценности по сравнению со сферой духовности или сферой рационального мышления

- вы переживаете актуальный или хронический стресс, вследствие чего трудно определить свои жизненные перспективы и планы

 Возможно, что на глубинном уровне трудности с пищевым поведением в этом случае являются результатом внутреннего ощущения бессмысленности самого процесса питания. Поскольку непонятно, куда тратить получаемую от пищи энергию. В прямом и переносном смысле.

В таком случае может быть полезны методы психотерапии, включающие контакт с телом (танцевально-двигательная, телесно-ориентированная, биоэнергетический анализ и другие). Кроме этого экзистенциальная терапия, которая может помочь с определением и утолением т.н. «экзистенциального голода», являющегося наиболее сложным из всех видов голода.

 

 

 

Чем больше баллов – тем больше работы предстоит проделать, чтобы наладить нормальные отношения с едой, своим телом и самим собой.

Стоит или нет проделывать такую работу, каждый для себя решает сам.

Однако если человек решает, что стоит, то встаёт логичный вопрос, что конкретно делать или с чего начать?

Вот тут на помощь и может прийти подход «осознанное питание», обучение которому вы можете начать уже в ближайшее время!



Просмотров: 420
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Психология питания во время беременности "Мы есть то, что мы едим".
  • Работа со страхом: "Что самого страшного может произойти, если..?"
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Когда живешь "не своей жизнью" - можно ли быть счастливой?
  • Как быть если отношения есть, а секса нет и даже не хочется?
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Перестань быть "плюшкиным" для ненужной пищи, эмоций, людей
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Если вы "выбираете" не замечать, как с вами на самом деле ведет себя ваш партнер
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Когда ты больше не можешь быть "не собой".
  • Про переносы, или как психотерапевт может быть полезен, даже если вы к нему не дошли))
  • Невыдуманная история про кильку в томате... или "может, хватит ее есть?!"
  • Подсознание есть. Его не может не быть.
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Почему может быть трудно обратиться за психологической помощью?
  • Как работать с чувствами, если партнёрам трудно говорить об этом вслух?
  • Можно ли быть счастливым, если гречка всё время дорожает!
  • Что можно сделать если есть болезненная реакция на событие?
  • "Если у тебя есть сердце и рубашка, продай рубашку..."
  • "Одиночество" - это когда тебе неуютно быть с самим собой.
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Как быть если муж есть, а секса нет.
  • «Прими себя, какой ты есть», или как хорошая идея может пойти во вред
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь