Совет как инструмент в работе психолога.

Автор статьи: Тиана Лявенко

Совет как инструмент в работе психолога

 

Для начала давайте посмотрим суть слова «совет». 


Слово «совет» состоит из слога со (совместно) и корня вет (или вето). Вет, или вето, известно как латинское слово запрет, однако это слово имеет весьма глубокие славянские корни и означает – правило, знание. мудрость.  Вет встречается во многих словах: ответ, завет, совет, привет, навет, свет. Правило как знание, ибо ведать - ведание означает знание правил.
Возвращаемся к работе психолога. Ответственно заявляю, что совет в правильном его понимании является одним из основных инструментов в работе психолога.  Давайте рассмотрим процесс совета в ПТ.
Дать совет клиенту - создать ситуацию советования, а не просто дать указ, что делать, навязывая своё видение. Советование - это взаимодействие, основанное на взаимном доверии и уважении психолога и клиента.  Это возможно при равных позициях психолога и клиента в процессе пт.
Да, психолог ведет консультацию и посему он задает тон и создает ситуацию советования. Сразу остановлюсь на слове «вести». Вести консультацию, означает знать, что делаешь, куда идешь, осознавать ответственность себя, как ведущего = знающего. Со знающего (ведущего) всегда спрос выше, нежели с ведомого. Поэтому психолог, ведя консультацию, создает ситуацию советования - обмена образами знаний по теме решаемого вопроса. Совместное осмысление - советование и помогает клиенту принять решение внутри себя, создавая развивающее пространство.

Советование имеет свои правила, как процесс. Изначально психологу стоит максимально ясно понимать суть советования и  видеть готовность клиента участвовать в процессе,  готовность принимать информацию для осмысления, быть готовым самому принимать клиента и его решения. Остановлюсь на принятие клиента. Принятие клиент означает позволение ему быть самим собой. Принятие клиента необходимо для создания доверительных отношений и формирование чувства безопасности у клиента в процессе совместной работы. При этом принятие есть отправная точка на пути движения развития клиента, а не итоговое состояние. Мол, я тебя принимаю таким, какой ты и есть, вот ты и «банкуй», решай сам, ищи ответы на вопросы сам, я рядом посижу.
Да, бывает так, что в процессе консультации, клиент, проговорив вслух свою ситуацию, сам обнаруживает ответы на свои вопросы и ему советование незачем. Проговорив все, что его мучает, человек, внешне ищущий совета, на самом деле зачастую вырабатывает собственное решение. До чужого мнения ему уже нет дела. И если он вдруг заявляет "Боже, какой же я был дурак, ну конечно же...", пожимает тебе руку, говорит "спасибо" и норовит убежать, то не останавливай его. Пусть бежит и делает, как решил.
 Но если, проговорив ситуацию, клиент не обнаружил ответов и всё ещё желает быть «осовеченным», психологу стоит  предложить вариант советования. Ибо не все клиенты готовы самостоятельно находить ответы на свои вопросы, многие банально забывают про поиск ответов уже к следующей консультации, и каждая консультация начинается с новых вопросов, зачастую уде не связанных с предыдущими, превращая процесс пт в отрывочные самостоятельные консультации, которые даже не объединены целью совместной работы, и нет маркеров на пути  процесса, по которым и клиент и психолог могут отслеживать динамику изменения ситуации запроса.

Бывает и так.

Советоваться реально трудно, когда  психолог занимает позицию  «над» клиентом. В таком случае совет выглядит как указание, спускаемое во всех смыслах сверху. Оно давит  и подавляет, вызывает внутри чувство вины когда не получается его реализовывать, вызывает внутренне отторжение и сопротивление.В итоге нет необходимого результата.
Или когда клиент занимает позицию "над" психологом. В этой ситуации также трудно прийти к согласию.

Да, у каждого направления психотерапии свои методы работы, я речь веду вне методов, о сути процесса.

 

 При организации ситуации советования, психологу стоит уточнить суть вопроса, ожидаемый результат, готовность клиента взять  ответственность на себя за реализацию итогов советования. Совет это совмещение образов вариантов решения ситуации, поиск наиболее подходящего варианта решения для самого клиента им самим. Зачастую клиент не видит вариантов решения вопроса, в виду его погруженности в эмоции из-за сложившейся ситуации в его жизни, поэтому значимо, сначала выровнять эмоциональное состояние, ибо в эмоциях трудно принимать разумные решения. Советование это создание многомерного образа многовариативности решения ситуации с которой  пришел клиент. Что может использовать психолог в ситуации советования? Вопросы побуждающие мыслительную активность клиента, притчи , метафоры, проектирование образов разных вариантов развития ситуации при том или ином выборе клиента, можно использовать рисование схем ли образов решений на одном листке, чтобы клиент мог их наблюдать одномоментно. Рекомендации и есть по сути советы.  Да, психолог резюмирует варианты решений;  да,  клиент выбирает итоговое решение и реализовывает его. Причем советование может продолжиться по теме методов реализации, и поиска необходимых ресурсов в самом клиенте, или по корректировке методов реализации уже в процессе реализации решения – воли клиента.

Качественное советование можно представить в виде таблицы.

Честно

Чисто

Красиво

Обговорить «на берегу» правила – формат советования. Равное распределение участия и ответственности в советовании. Взаимодоверие и взаимоуважение, позиция «на равных»

Установленный формат времени на советование. Пребывание в здесь и сейчас, направленное внимание друг на друга и на мысли друг друга.

Красивым результатом будет найденное клиентом решение, которое он сможет реализовать в свою волю, взять за неё ответственность и реализовать. Радость от совместного взаимодействия .

 

Учитывая тот факт, что среди профессии «психолог» таков же процент дилетантов и профессионалов и мастеров, что и среди других профессий, такой инструмент как «совет», использовать правильно, могут единицы, посему большинству проще его обесценить или вообще отрицать -" Психолог советов не даёт" И зря. Советование -реально рабочий и дающий качественный результат инструмент в работе психолога.

 

Красивых вам совместных советов!



Буду рада, если мои статьи, вам окажутся полезными в практике вашей жизни!



Просмотров: 459
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Правила совместной работы психолога и клиента
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • В копилку психологу. Направляем клиента, выясняем факты, меняем восприятие ситуации!
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Ресурсное состояние клиента в процессе консультативно-терапевтической работы
  • Портрет современного клиента: клиент-травматик
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.
  • «Полицейский разворот» клиента в процессе работы над целью
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Сопротивление клиента на консультации у психолога
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Мини-разбор реальной финансовой ситуации клиента
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики)
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики 2)
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Ответственность психолога и клиента
  • Ответственность психолога или клиента?
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Психолог, поделись деньгами! Парадоксы запроса клиента.
  • Клиент и психолог как отражение друг друга



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь