|
Феномен Воли в психологии.Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Историки психологии не находят достаточного количества материала, чтоб подробно описать историю разработки проблемы воли. С древнейших времен и до наших ней ученые описывают феномены, связанные с участием воли в регуляции психических процессов, не касаясь самой проблемы воли. При этом понятие «воля» употреблялось достаточно широко, охватывая большой класс психических явлений.
У Аристотеля воля выступала как «проблема придания предмету действия побудительной силы, и , тем самым, обеспечения побуждению к действию». То есть, всякое целенаправленное действие, основанное на свободном выборе, приписывалось воле. Исходя из этого, «первой парадигмой, - по словам В.А. Иванникова, - первой реальностью, в рамках которой была поставлена проблем воли, было порождение действия, идущего от него самого». То есть, воля была равнозначна психике человека на уровне сознания и разума – вся психика человека. Существует три подхода к изучению воли: мотивационный, свободного выбора и регуляционный. Мотивационный подход приписывает воле все, что связано с мотивацией поведения человека. Свободного выбора – рассматривает только те ситуации, в которых человек вынужден делать выбор между разными несовместимыми между собой формами поведения. С помощью воли он может осуществить разумный выбор, нередко – вопреки мотивационным побуждениям. Регуляционный подход ограничивается проблемой регуляции поведения. Саморегуляция. По мнению Е.П. Ильина в истории изучения воли можно выделить 4 исторических этапа. Понимание воли как некоторой внутренней силы, которая осуществляет действия на основе доводов разума. Возникновение волюнтаризма как идеалистического течения в философии. Волюнтаризм – течение, рассматривающее волю в качестве основного принципа бытия и ставящее ее выше разума. Исследование связи волевой регуляции поведения сего мотивацией. Рассмотрение воли как механизма предолоения препятствий или трудностей. Античная наука использует волю для объяснения поведения людей. В средние века считалось, что полную свободу воли имеет только Бог, человек наделен частичной свободой воли, поэтому, попытки естественно-научного изучения проблемы воли человека – есть изучение самого Бога, а это конщунственно. Эпоха Возрождения снимает запрет на научное исследование воли. Р.Декарт в своих материалистических и механистически ориентированных трудах «лишил» всех животных не только воли, но и разума, а также души, отдав все это человеку. Тем не менее, непосредственным изучением воли никто не занимался, использовали волю для объяснения высших форм поведения человека. Повышенное внимание к проблеме воли - вторая половина 19 века после публикации Ч.Дарвина. Постановка проблемы воли стала следующая: «Чем волевое поведение отличается от низших форм поведения, волей не регулируемых?» Однако, не произошло активизации естественно-научных исследований воли. Т. Рибо, под впечатлением от теории Ч.Дарвина, ставит вопрос в отношении воли: Какие свойства живой материи предшествовали появлению воли у человека. Аналогичное предположение относительно психики вынужден был сделать А.Н. Леонтьев, являющийся материалистом. Он допускал существование у живой материи такого свойства, как раздражимость, предшествующее появлению психики в форме чувствительности. В начале ХХ века возникли такие естественно-научные направления, как бихевиоризм, рефлексология В.М. Бехтерева, физиология ВНД И.П. Павлова. Понятие воли перестало использоваться в трудах этих ученых. ( Эта же участь постигла психологию мотивации) Естественно-научный взгляд на поведение человека нашел отражение в бихевиоризме, психоанализе. В нашей стране ученые боялись быть обвиненными в идеализме и волюнтаризме, поэтому, также избегали термина «воля» Исключение воли из объяснения поведения человнка лишало воли вождей коммунизма. Исключение воли должно было привести к исключению разума и сознания. (Разум+сознание+воля) В наши дни произошел компромисс: У человека имеются виды поведения, не регулируемые сознанием и волей. То есть, рефлексивные и инстинктивные. Реже ссылаются на понятие воли ученые, ориентированные на естественно-научную парадигму. Однако, там, где невозможно отыскать естественно-научного или материалистического объяснения психики и поведения, ученые ссылаются на феномен воли. Аристотель наделил человека разумом, сознанием и волей. Эти три феномена выступают в идеалистической концепции вместе. В наши дни проблема изучения воли остается на уровне 17 столетия. Поскольку, Воля – чисто феноменальное, идеальное и субъективное явление, не имеющая никаких внешних, объективных проявлений или физиологических признаков, по которым ее можно было бы изучать и оценивать. Анатомо-физиологические коррелятны воли неизвестны. Если остальным психическим функциям соответствуют определенные поля коры головного мозга, то в случае воли такого не наблюдается. Воля по-прежнему продолжает изучаться не прямо, а косвенно. Через другие психологические и поведенческие явления: действия, мотивы, поступки. Не существует тестов для изучения воли. Нет удовлетворительного научного определения воли. ЕЕ сущностное определение подменяется характеристикой феноменов, с которыми она связана. Поэтому, в середине ХХ века повторно была признана значимость воли человека в объяснении его поведения. Этому в немалой степени способствовало появление таких направлений психологии как гуманистическая и экзистенциальная психология. К собственным, в том числе естественно-научным исследованиям воли ученые приступили только в ХХ веке. Разделение ученых на материалистов и идеалистов произошло еще в древности. 1.Позиция материалистов: - воля не существует как особая , независимая от материи сила. - волей обладают не только люди, но и животные - воля человека сама по себе не свободна, а зависит от материальных процессов и явлений, в том числе от процессов в обществе, природе, мозге человека. Материалисты: Спиноза, Фейербах 2.Позиция идеалистов: - воля – это нематериальная по природе сила. - волей обладает только человек - воля человека абсолютно свободна, на высших уровнях материи, как идеальное, она способна управлять материальным. Например, происходящими в теле человека физиологическими процессами. Идеалисты: Эпикур, Платон, Блаженный Августин, Шопенгауэр. Компромиссная позиция у Аристотеля, Канта, Гегеля. Свободу воли утверждает филосовское учение экзистенциолизм. Аргумены: Одни и те же действия могут быть регулируемые волей и не регулируемые ей. (качнуть головой) Мышление и принятие сознательных решений нельзя объяснить в терминах стимулов и реакций. Процесс создания и разнообразие продуктов человеческой деятельности определяется волей человека. Свобода воли проявляется в выборе человеком одного поступка из множества. Если не человек, а что-то другое управляет психикой человека, у этого «другого» должна быть свобода воли. Все без исключения психические процессы происходят в мозге. Если воля независима от мозговых процессов, как может существовать психическое явление вне мозга? Некоторые явления (например, обучение), бихевиористы объясняли без помощи воли. Следовательно, ы просто не знаем, как устроен наш организм, поскольку не можем пока объяснить другие процессы, не обращаясь к воле. Появилось естественно-научное объяснение тех же процессов и идей, которые ранее объяснялись с филосовских позиций с применением термина «воля». Когда-нибудь настанет такое время, когда ВСЕ процессы получат естественно-научное объяснение. Свобода воли существует, но она является не абсолютной, а относительной. Без соответствующего материального начала свобода воли не может существовать и проявляться. В здоровом теле воля может проявляться относительно независимо от происходящих в нем процессов. Существование уровней функционирования сознания допускает наличие различных уровней волевой регуляции психики. [/url]Волевое действие и его структура. Среди отечественных ученых проблемой воли занимается В.А. Иванников. Он дает следующее определение волевого действия: Это действие, сознательно принятое к осуществлению по собственному решению человека на основе внешней или внутренней необходимости… через дополнительно созданное побуждение к нему. Дополнение к определению: волевая регуляция как регуляция побуждения к действию осуществляется на основе произвольной формы мотивации. (когда человек намеренно и осознанно создает дополнительное побуждение к действию через изменение его смысла). Волевое действие выступает как «единица» процесса волевой регуляции поведения. На примере волевого действия можно косвенно изучать волю. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|