Феномен Воли в психологии.

Историки психологии не находят достаточного количества материала, чтоб подробно описать историю разработки проблемы воли. С древнейших времен и до наших ней ученые описывают феномены, связанные с участием воли в регуляции психических процессов, не касаясь самой проблемы воли. При этом понятие «воля» употреблялось достаточно широко, охватывая большой класс психических явлений.

У Аристотеля воля выступала как «проблема придания предмету действия побудительной силы, и , тем самым, обеспечения побуждению к действию». То есть, всякое целенаправленное действие, основанное на свободном выборе, приписывалось воле. Исходя из этого, «первой парадигмой, - по словам В.А. Иванникова, - первой реальностью, в рамках которой была поставлена проблем воли, было порождение действия, идущего от него самого». То есть, воля была равнозначна психике человека на уровне сознания и разума – вся психика человека.

Существует три подхода к изучению воли: мотивационный, свободного выбора и регуляционный.

Мотивационный подход приписывает воле все, что связано с мотивацией поведения человека.

Свободного выбора – рассматривает только те ситуации, в которых человек вынужден делать выбор между разными несовместимыми между собой формами поведения. С помощью воли он может осуществить разумный выбор, нередко – вопреки мотивационным побуждениям.

Регуляционный подход ограничивается проблемой регуляции поведения. Саморегуляция.

По мнению Е.П. Ильина в истории изучения воли можно выделить 4 исторических этапа.

  • Понимание воли как некоторой внутренней силы, которая осуществляет действия на основе доводов разума.

  • Возникновение волюнтаризма как идеалистического течения в философии. Волюнтаризм – течение, рассматривающее волю в качестве основного принципа бытия и ставящее ее выше разума.

  • Исследование связи волевой регуляции поведения сего мотивацией.

  • Рассмотрение воли как механизма предолоения препятствий или трудностей.

  • Краткая история научных исследований воли:.

  • Античная наука использует волю для объяснения поведения людей.

  • В средние века считалось, что полную свободу воли имеет только Бог, человек наделен частичной свободой воли, поэтому, попытки естественно-научного изучения проблемы воли человека – есть изучение самого Бога, а это конщунственно.

  • Эпоха Возрождения снимает запрет на научное исследование воли. Р.Декарт в своих материалистических и механистически ориентированных трудах «лишил» всех животных не только воли, но и разума, а также души, отдав все это человеку. Тем не менее, непосредственным изучением воли никто не занимался, использовали волю для объяснения высших форм поведения человека.

  • Повышенное внимание к проблеме воли - вторая половина 19 века после публикации Ч.Дарвина. Постановка проблемы воли стала следующая: «Чем волевое поведение отличается от низших форм поведения, волей не регулируемых?» Однако, не произошло активизации естественно-научных исследований воли.

  • Т. Рибо, под впечатлением от теории Ч.Дарвина, ставит вопрос в отношении воли: Какие свойства живой материи предшествовали появлению воли у человека. Аналогичное предположение относительно психики вынужден был сделать А.Н. Леонтьев, являющийся материалистом. Он допускал существование у живой материи такого свойства, как раздражимость, предшествующее появлению психики в форме чувствительности.

  • В начале ХХ века возникли такие естественно-научные направления, как бихевиоризм, рефлексология В.М. Бехтерева, физиология ВНД И.П. Павлова. Понятие воли перестало использоваться в трудах этих ученых. ( Эта же участь постигла психологию мотивации)

  • Естественно-научный взгляд на поведение человека нашел отражение в бихевиоризме, психоанализе. В нашей стране ученые боялись быть обвиненными в идеализме и волюнтаризме, поэтому, также избегали термина «воля»

  • Не удалось исключить понятие воли по следующим причинам:

  • Исключение воли из объяснения поведения человнка лишало воли вождей коммунизма.

  • Исключение воли должно было привести к исключению разума и сознания. (Разум+сознание+воля)

  •  

  • В наши дни произошел компромисс: У человека имеются виды поведения, не регулируемые сознанием и волей. То есть, рефлексивные и инстинктивные.

  • Высшие формы поведение идеалисты объясняют волей, материалисты объяснить затрудняются.

    Реже ссылаются на понятие воли ученые, ориентированные на естественно-научную парадигму. Однако, там, где невозможно отыскать естественно-научного или материалистического объяснения психики и поведения, ученые ссылаются на феномен воли. Аристотель наделил человека разумом, сознанием и волей. Эти три феномена выступают в идеалистической концепции вместе.

    В наши дни проблема изучения воли остается на уровне 17 столетия. Поскольку,

  • Воля – чисто феноменальное, идеальное и субъективное явление, не имеющая никаких внешних, объективных проявлений или физиологических признаков, по которым ее можно было бы изучать и оценивать.

  • Анатомо-физиологические коррелятны воли неизвестны. Если остальным психическим функциям соответствуют определенные поля коры головного мозга, то в случае воли такого не наблюдается.

  • Воля по-прежнему продолжает изучаться не прямо, а косвенно. Через другие психологические и поведенческие явления: действия, мотивы, поступки. Не существует тестов для изучения воли.

  • Нет удовлетворительного научного определения воли. ЕЕ сущностное определение подменяется характеристикой феноменов, с которыми она связана.

  • Тем не менее, воля до сих пор –одно из основных понятий, которое используется для объяснения наиболее сложных видов поведения человека.

    Поэтому, в середине ХХ века повторно была признана значимость воли человека в объяснении его поведения. Этому в немалой степени способствовало появление таких направлений психологии как гуманистическая и экзистенциальная психология.

    К собственным, в том числе естественно-научным исследованиям воли ученые приступили только в ХХ веке.

    Разделение ученых на материалистов и идеалистов произошло еще в древности.

    1.Позиция материалистов:

    - воля не существует как особая , независимая от материи сила.

    - волей обладают не только люди, но и животные

    - воля человека сама по себе не свободна, а зависит от материальных процессов и явлений, в том числе от процессов в обществе, природе, мозге человека.

    Материалисты: Спиноза, Фейербах

    2.Позиция идеалистов:

    - воля – это нематериальная по природе сила.

    - волей обладает только человек

    - воля человека абсолютно свободна, на высших уровнях материи, как идеальное, она способна управлять материальным. Например, происходящими в теле человека физиологическими процессами.

    Идеалисты: Эпикур, Платон, Блаженный Августин, Шопенгауэр.

    Компромиссная позиция у Аристотеля, Канта, Гегеля.

    Свободу воли утверждает филосовское учение экзистенциолизм. Аргумены:

  • Одни и те же действия могут быть регулируемые волей и не регулируемые ей. (качнуть головой)

  • Мышление и принятие сознательных решений нельзя объяснить в терминах стимулов и реакций.

  • Процесс создания и разнообразие продуктов человеческой деятельности определяется волей человека.

  • Свобода воли проявляется в выборе человеком одного поступка из множества.

  • Если не человек, а что-то другое управляет психикой человека, у этого «другого» должна быть свобода воли.

  • Материалисты отрицают свободу воли, и, в случаях ее признания, представляли ее зависимой от происходящих в мозге человека явлений и явлений в окружающей среде. Аргументы:

  • Все без исключения психические процессы происходят в мозге. Если воля независима от мозговых процессов, как может существовать психическое явление вне мозга?

  • Некоторые явления (например, обучение), бихевиористы объясняли без помощи воли. Следовательно, ы просто не знаем, как устроен наш организм, поскольку не можем пока объяснить другие процессы, не обращаясь к воле.

  • Появилось естественно-научное объяснение тех же процессов и идей, которые ранее объяснялись с филосовских позиций с применением термина «воля». Когда-нибудь настанет такое время, когда ВСЕ процессы получат естественно-научное объяснение.

  • Компромиссная точка зрения. Аргументы:

  • Свобода воли существует, но она является не абсолютной, а относительной. Без соответствующего материального начала свобода воли не может существовать и проявляться. В здоровом теле воля может проявляться относительно независимо от происходящих в нем процессов.

  • Существование уровней функционирования сознания допускает наличие различных уровней волевой регуляции психики.

  • В бихевиоризме воля не признается, в психоанализе воля признается частично, в гуманистической и экзистенциальной – признается полностью. В когнитивной психологии ученые занимаются изучением познавательных процессов, феномен воли остается за рамками их исследований или в качестве объяснительного понятия. Проблеме воли, после ее забвения и актуализации в настоящее время, предстоит стать предметом глубоких исследований. Несмотря на то, что проблемой воли занимаются только гуманистические и экзистенциальные психологи.

    [/url]Волевое действие и его структура.

    Среди отечественных ученых проблемой воли занимается В.А. Иванников. Он дает следующее определение волевого действия:

    Это действие, сознательно принятое к осуществлению по собственному решению человека на основе внешней или внутренней необходимости… через дополнительно созданное побуждение к нему.

    Дополнение к определению: волевая регуляция как регуляция побуждения к действию осуществляется на основе произвольной формы мотивации. (когда человек намеренно и осознанно создает дополнительное побуждение к действию через изменение его смысла).

    Волевое действие выступает как «единица» процесса волевой регуляции поведения. На примере волевого действия можно косвенно изучать волю. 



    Просмотров: 279
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Сила воли, как развить и укрепить. 3 простых шага. Психология силы воли.
  • Пределы самоконтроля и воли человека
  • Трагедия свободы воли современного человека
  • Сила воли. Что первично сила или воля?
  • Право выбора и свобода воли
  • Может ли сила воли сделать нас счастливыми?
  • Про свободу воли
  • Свобода воли или Детерминизм!
  • Почему не существует свободы воли?
  • Смысл жизни и свобода воли
  • «Свобода воли» – в чём она заключается и как правильно ею пользоваться?
  • Что такое сила воли?
  • Что такое сила воли
  • Сила воли
  • Сила воли
  • Сила воли?
  • Сила воли.
  • Еще раз о мотивации и силе воли
  • Что может с успехом заменить силу воли?
  • От силы воли до гениальности
  • Где живет сила воли
  • Эмоции и сила воли.
  • Сила воли - как развить?
  • 10 мифов о мотивации. Миф 2. О силе воли.
  • Иллюзия существования силы воли
  • Между «надо» и «хочу», 5 шагов для развития силы воли
  • Что такое сила воли на самом деле?
  • Рак воли
  • «Лишний» вес, диета и сила воли
  • Сила воли и вкусные плюшки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь