|
Еще раз о мотивации и силе волиАвтор статьи: 404
Очень популярная тема сейчас – как повысить мотивацию. Многие готовы отдать за это большие деньги. Многие отдают. И получают мотивацию «из вне», которая быстро истощается сама и истощает ресурсы организма. Понятие «сила воли» искажено, так как содержит оттенок долженствования. А ведь само слово – ВОЛЯ – означает свободу. Выражения: «Вольному – воля», «Вольные хлеба», «Вольный ветер» - несут в себе восторг простора, чистоту свежего воздуха, а так же и ответственность за выбор в этом бесчисленном множестве вариантов. Исходя из этого, какая же может быть СИЛА, если ВОЛИ – нет вовсе? Если есть только НАДО и ДОЛЖЕН? Надо бы тут все пересмотреть. В школе, где училась моя дочь, никогда не ставят оценки. И не используют соревнование - лидерство и аутсайдерство, ни в каком виде. На мой вопрос, как мотивируют детей выполнять задания, учитель ответила очень просто. У ребенка есть врожденный интерес к познанию мира. Надо умело поддерживать этот интерес или восстановить, если он утрачен по какой-то причине, тогда внешние средства мотивации не потребуются. У моего ребенка интерес был утрачен. Отчасти из-за того, что она проучилась в 1-ом классе обычной школы, где требовали выполнять задания, говорили «надо» и «должна». Оценки не ставили, но оценивали детский труд значками – солнышко, тучка и дождик, как будто это меняет суть. Я поддерживала это, считая, что развивается «сила воли» и ответственность. В начале второго класса я увидела, что дочка не справляется с такой ситуацией, замыкается в себе, все чаще говорит о том, что не хочет идти в школу. Я вспомнила свои 10 лет «мытарства». Учиться было не интересно, гонятся за результатом – хорошими оценками и похвалой родителей - бессмысленно. А ведь это же 10 лет детской жизни!!! Я перевела дочку в другую школу. Правда, пришлось ей снова пойти в 1-ый класс, так как школа только появилась на свет. Мои опасения, что ребенку будет скучно повторять программу 1-го класса, не подтвердились. Методика преподавания здесь основана на том, чтобы все, что получают дети в процессе – это не знания извне, а прожитый и осмысленный опыт самого маленького человека. Дети сами открывают все законы, выводят правила. Они не заучивают чьи-то знания, а исследуют, изобретают, творят. Интерес вернулся, благодаря удовольствию от процесса обучения и удовлетворению результатами – полученными знаниями и возможностью делиться ими с окружающими. А так же тому, что все это было безопасно – никто не ругал за ошибки и не заставлял делать то, что не по силам. Дочка стала с радостью ходить в школу, но домашние задания брать долго отказывалась (учитель предлагала брать задания по желанию). Я расстраивалась из-за этого и поговорила с учителем. Она успокоила меня словами: «Доверьте ребенку сделать самостоятельный выбор. Это очень важно для развития ответственности». Мне пришлось согласиться на этот эксперимент, и к середине 3-го класса Лера, наконец, изъявила желание получить задание. На мой удивленный вопрос, она сказала: «Все приходят в школу и рассказывают о своих заданиях, а я только слушаю. Мне тоже захотелось!» Вот как! Она поняла, что упускает какую-то важную часть жизни и решила это восполнить. Еще одна составляющая мотивации – это возможность самостоятельно и осознанно выбирать. Мотивация – это побуждение к действию. Для того, чтобы ее найти, необходимо:
Я понимаю, все просто только на бумаге. А в жизни для того, чтобы разобраться с этими пунктами, может потребоваться много времени и сил. Но ведь и этот процесс может быть интересным, доставлять удовольствие и давать смысл нашей жизни.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|