Концепция слияния

Автор статьи: Геннадий Малейчук

КОНЦЕПЦИЯ СЛИЯНИЯ. СИМПТОМ КАК РЕЗУЛЬТАТ СЛАБОЙ ДИФЕРЕНЦИАЦИИ Я.

Концепция слияния

 

Симптом – это часть Я,
несынтегрированная в Я-образ.

 

Суть моей концепции психосоматики (концепции слияния) – симптом это часть Я, непринимаемая, отвергаемая, несынтегрированная в Я-образ себя, в свою идентичность.

Эта сознательно непринимаемая и отвергаемая территория Я настойчиво «требует своего включения и представительства» в образ Я. Не получив этого, она пытается быть интегрированной в Я, регулярно напоминая о себе посредством различных знаков-симптомов.

Я придерживаюсь системного подхода в представлении о личности. Клиент является частью некоторой системы, он, безусловно, включен в системные связи и его проблему, предъявленную в виде симптома, необходимо рассматривать в более широком контексте. Системный позволяет увидеть симптом не как отдельный феномен, а как включенный в системные связи, его место и функцию в той системе, частью которой он является.

Лишь в этом случае мы можем «докопаться до его корней», понять его суть и лишить его энергии. При этом, симптом как системный феномен, может быть, на мой взгляд, элементом следующих систем:
А) системы «личность»;
Б) семейной системы;
В) родовой системы или метасистемы

Слияние может быть на всех вышеописанных уровнях системы – индивидуальном, семейном, межпоколенном. Смотри подробнее в статьях Симптом как системный феномен: принципы диагностики и Симптом как системный феномен: уровни системы

Симптоматическое поведение стабилизирует систему в период дестабилизации. Симптом в этом случае выполняет защитную, компенсаторную функцию, защищая систему от возможного распада. Симптом в этом случае при внешне кажущемся негативном значении проявляет лояльность системе. Лояльность симптома может проявляться в отношении организма, семьи, предков.

Принадлежность к системе того или иного уровня определяется степенью зависимости – автономии клиента. Так, к примеру, недостаточная автономия клиента от родительской семьи включает его как элемента в более широкую систему – семейную. И его проблемы-симптомы в этом случае необходимо рассматривать в рамках уже этой системы, для того чтобы понять – зачем они? Мы здесь можем увидеть варианты слияния как в диаде (мать-ребенок, муж-жена), так и в рамках расширенной семейной системы.


Критерии слияния:
• Диссоциированное Я. Есть отдельные аспекты я, не включенные в идентичность.
• Низкая дифференцированность Я, диффузность идентичности. В этом случае клиенту сложно выделять и дифференцировать различные качества своего Я, есть сложности с осознаванием и отстаиванием своих психологических границ.
• Ложная или интроецированная идентичность. В этом случае Я структурно организованно не вокруг убеждений и ценностей. Структура Я основывается на ряде интроектов (мнений, установок, некритически усвоенных правил), приобретенных в процессе формирования под влиянием референтной группы.

Проявления слияния на разных уровнях системы
Индивидуальный уровень
Слияние на индивидуальном уровне может быть обусловлено травматическим опытом клиента, либо результатом травмы его развития. В этом случае мы можем наблюдать наличие в Я отчужденных, неинтегрированных качеств Я, как правило, не осознаваемых человеком.

Симптом здесь служит для того, чтобы не встречаться с этим опытом, защищает Я от болезненных переживаний. Пример Кая, описанный в статье  Портрет современного клиента:Клиент-травматик


Семейный уровень
Слияние на семейном уровне является, как правило, результатом двух следующих семейных механизмов:
Триангуляция – эмоциональная вовлеченность ребенка партнерами по браку с целью решения своих личных проблем.
Парентификация – семейная ситуация, при которой ребенок вынужден рано стать взрослым и принять на себя опеку над своими родителями. Так бывает, когда страдающая после развода, чувствующая себя обессиленной житейскими сложностями мать делает дочь своей наперсницей, советчицей, человеком, которому она поверяет свои тайны, свое бессилие, с которой она может быть слабой. То же самое происходит с мальчиком, которого мать видит на месте отца, когда тот покидает семью, который вынужден стать рациональным, заботящемся о благополучии других раньше, чем созревает для этого.

Выше представленные механизмы лежат в основе зависимых отношений и могут проявляться на разных уровнях семейной системы (диада, нуклеаарная семья, расширенная семья). Критериями слияния на семейном уровне будут интроекты, жизненные сценарии, зависимые отношения. Пример такого варианта слияния описан в моей статье: Мама, я такой как ты: ловушка слияния

Еще одним вариантом эмоциональной зависимости может быть противо- или контр-зависимостью. В этом случае ребенку невозможно интегрировать в образ Я непринимаемый образ родителя из-за сильной негативной эмоциональной заряженности последнего. Ребенок, выражаясь метафорически, в такой ситуации отказывается от родительского наследия и эта его «территория Я» оказывается отчужденной, неинтегрированной и неасимилированной в образ Я ребенка. Смотри статью: Отвергнутая женственность: история одного симптома


Трансгенерационный (межпоколенный)
В некоторых случаях зависимость можно наблюдать и на межпоколенном уровне.
Наши предки передает нам в дар ко всему прочему и свои нерешенные задачи жизни. Вот пример того, как работают трансгенерационные связи. Проблема зависимых отношений клиента может быть результатом нерешенной задачей личностной автономии кого-то из членов его рода, с которым у клиента существует переплетение. Переплетение – термин из системной семейной психотерапии (Б. Хеллингер) является в некотором смысле аналогом слияния – бессознательной идентификации. Так, мать может воспроизводить зависимые отношения со своим ребенком, не создавая партнерских отношений с мужем. Пример такого варианта слияния описан мною в статье «Такая обычная история».

Последствия слияния
Во всех выше описанных случаях слияния опыт, свой либо чужой не может быть пережит, присвоен и ассимилирован. Он содержится в Я, как некая чужеродная часть – не-Я. Он не включен в Я и поэтому не может управляться Я. Это та часть Я, которая живет своей жизнью. Отчужденная же от Я часть «требует своего возвращения в Я», выступая в виде симптома.

В связи со сказанным, становится понятным, почему при работе с симптомом мы наблюдаем такое сопротивление. Симптом – это часть Я, та Я, которая требует к себе внимания со стороны Я.

Стратегии работы с симптомом
Наиболее распространенными стратегиями в отношении симптома являются следующие:
1). Удаление симптома; 2). Борьба; 3). Договор
Здесь, на мой взгляд, уместной будет стратегия договора с ориентацией на холистическую установку с идеей о том, что в психике нет ничего лишнего в противовес установке хирургической.

Симптом ни в коем случае не должен быть удален без понимания его функции и нахождения бессимптомного обеспечения этой функции. Такое устранение симптома, как показано, часто приводит к психоти¬ческой дезинтеграции пациента, с отнятием симптома лишенного жизненно важного для него защитного механизма. Психотерапия имеет скорее задачу обеспе¬чить клиенту восстановление Я и интеграцию идентичности.


Работа со слиянием.
Работа со слиянием осуществляется в направлении как дифференциации, так и интеграции Я.

Работа по дифференциация Я связана с четким определение границ Я-не Я, уточнение идентичности: что есть Я, что есть не-Я.

Работа по интеграции Я предполагает осознавание и переваривание непереваренных кусков опыта, в том числе чужого и дальнейшего присвоение его в Я. Это становится возможным через диалог частей Я и договор между ними.

Симптом, как отчужденный аспект Я уходит тогда, когда удается проведя работу по интеграции и дифференциации клиенту более четко определиться с границами своего Я и своей идентичности.

Следовательно, мы работаем не с отдельным симптомом, а с личностью, с ее идентичностью.

Техники работы
Как вариант, предлагаю авторскую методику (Мои СемьЯ) для работы по дифференциации и интеграции Я, описанной в статье Мои семьЯ



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Симптом как системный феномен: уровни системы
  • Проблемный ребёнок-симптом неблагополучия семейной системы.
  • Симптом как системный феномен: принципы диагностики
  • Симптом как системный феномен
  • Симптом и могущество симптома
  • Как медицинский симптом или заболевание может носить психологический характер?!
  • Феномен российского родительского слияния
  • Симптом ребенка в аспекте системной семейной терапии
  • "Здравствуй, симптом!" Зачем нужен симптом, если он мешает жить?
  • «Для чего нам симптом?» работа с симптомом в психотерапии.
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Симптом, как главный помощник клиента в его развитии.
  • Симптом как феномен психотерапии
  • Мама, я такой, как ты: ловушка слияния
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • О чем может говорить храп (храп как симптом)
  • Симптом? Феномен!
  • Яйцо как образ семейной системы
  • Ребёнок как симптом своей семьи....
  • Симптом и Семья
  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Как образ “секс-бомбы” может помешать девушке быть счастливой в любовных отношениях?
  • Техника МАК - карт "Проблема ребенка как симптом семейной дисгармонии"
  • Проблемы у ребенка – это симптом неблагополучия семьи?
  • Работа психолога с пациентами психиатрического стационара. Причины и смыслы симптома. Часть II. Пример.
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Фильм "Хэшер" и роль симптома в семейной системе, часть 3
  • Фильм "Хэшер" и роль симптома в семейной системе, часть 4
  • Фильм "Хэшер" и роль симптома в семейной системе, часть 2



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь