Милтон Эриксон - почему я его люблю

 

Мало того, что Эриксон является лучшим гипнотерапевтом прошлого столетия, и, не побоюсь этого слова - и нынешнего столетия, но дело даже не в этом. Он сам - Милтон Эриксон является не символом противостояния жизни, а тем самым прекрасным ветром, который просто и легко "встраивается" в логику жизни и не противоречит ей ни капли. А мог бы... 

Милтон Эриксон  почему я его люблю

Почему? Ну если человек, ещё не успев вырасти и набраться опыта, уже заболевает полиомиелитом, причём так, что его просто парализует, - о чём тут уже можно говорить, но этим, казалось, отличия Эриксона от других людей не ограничивались: Эриксон был дальтоником, то есть он мог различить среди всех цветов только пурпурный цвет, у него была аритмия и он плохо слышал с детства, также он страдал дислексией (невозможность "связать два слова"). Достаточно, чтобы чувствовать себя полным неудачником и всю жизнь проплакать о том, как тебе не повезло? 

Да кто угодно мог сломаться, но Эриксон не стал этого делать. Он, сын фермера (читай, крестьянина) преодолел всё и для начала закончил медицинский факультет и, соответственно, стал врачом. Он был женат 2 раза, несмотря на то, что тяжёлый недуг "догнал" его в 1952 году и приковал к инвалидному креслу,(это не помешало Эриксону иметь 8 счастливых детей от двух браков , которым он смог дать любовь, радость и поддержку семьи), и, наконец, он с довольно ранних лет в силу определённых причин вынужден был наблюдать за людьми, и, в конце концов, сделал эти наблюдения базой для того, что всему миру известно как "эриксоновский гипноз". 

В принципе, я люблю Эриксона за то, что, вопреки условиям жизни, которые она ему создавала, он не терял радости и оптимизма, и сумел из всех перепитий, которые жизнь ему подсовывала с ехидной улыбкой, выжать лимонад. Да ещё какой лимонад - весь мир вспоминает Эриксона как автора нового направления гипноза. Как филигранного профессионала, скромного в быту человека, который относился к жизни с удивительной любовью и признательностью, вместо того, чтобы заламывать руки и стонать "За что?"

"...я пять вечерних часов пролежал сначала в приёмном покое, а потом ночь в коридоре обыкновенной громадной и переполненной городской больницы, ... в промежутках между потерею сознания и приступами тошноты и рвоты меня охватывало такое спокойствие и блаженство!..
..."Господи, - шептал я, - благодарю тебя за то, что твой язык - величественность и музыка, что ты сделал меня художником, что творчество - твоя школа, что всю жизнь ты готовил меня к этой ночи. И я ликовал и плакал от счастья". 

Мне впору самой заплакать от того, какое мужество и оптимизм имел этот человек, чтобы не проклинать судьбу, а благодарить её. 

Кроме всех перечисленных достоинств, Эриксон, несомненно обладал ещё одним талантом - он мог относиться ко всему, что происходило с ним, с удвительной мудростью, и делать гениальные ( по своей простоте, очевидности и логичности) выводы. 

Так, Эриксон считал, что каждый человек уникален ( не уникальная мысль, не правда ли), поэтому он не пытался подгонять пациента под теорию ( он принципиально не выводил вообще никаких теорий), а подбирал воздействие под уникальный патологический паттерн больного. 

Ещё Эриксон, по-моему, один из немногих людей, (я правда так думаю) верил, что внутренняя свобода  (способность человека делать именно то, что он хочет) - одна из основных потребностей в жизни, удовлетворение которой доставляет особое удовольствие. Но если человек не делает то, что он на самом деле хочет, если он внутренне несвободен, то, получается, он по каким-то причинам ограничивает себя.

"Неплохо было бы всегда помнить, как демонстрирует своё право на самопроявление маленький ребёнок "
(Erickson, 1954, p.173)

Обучаясь, человек с детства приобретает опыт. Так считал Эриксон. Потому что именно недостаток опыта заставляет человека приобретать знания и становиться более свободным. С чего ребёнок начинает учиться, никто не знает, но, сначала ребёнок должен научиться владеть своим телом, своими руками и ногами - это сложный процесс, который Эриксон наблюдал у себя, когда был парализован, и тогда, когда рождались и развивались его собственные дети. 

"Всякое обучение происходит путём проб и ошибок. Когда Вы попытаетесь сделать что-либо новое, многие из Ваших усилий не увенчаются успехом". (Erickson and Rossi, 1981, p.93)

По сути, Эриксон сделал вывод о том, что ошибки - неизбежный признак движения вперёд и приобретение опыта, а не  неадекватные фатальные вещи, за которые стоит ругать себя или позволять ругать себя другим. 

И ещё Эриксон отмечал, что люди, будучи ленивыми и нелюбопытными избегающими всевозможных препятствий и сложностей особями, в детстве могут потерпеть фиаско только потому, что их родители не ожидают от них ничего хорошего и, самое главное, не поддерживают их. 

"Все поступки - следствие надежд и ожиданий" (Erickson, 1954, p.176)

Кроме необычайной мудрости, несвойственной людям), Эриксон обладал удивительным здравым смыслом. Он, знаете ли, не скрывал того, что мечтать, конечно, можно сколько угодно - но окружающая человека реальность, как это ни прискорбно, налагает свои ограничения на любого, и наша задача - найти оптимальный баланс между "хочу" и "надо". Эриксон крайне уважительно относился к детям и к их развитию, и всегда подчёркивал, что только что рождённый ребенок, который представляет собой  т.с. "чистую доску", вынужден, чтобы выжить в этом мире и сохранить полноценной психику, решать огромную по сложности задачу - найти такой баланс между "хочу" и "надо", чтобы чувствовать себя достаточно свободно со своим "хочу" и при этом своевременно реагировать на "надо".

"Ребёнком, этим растущим и развивающимся организмом, руководит постоянная мотивация к достижению большего и лучшего понимания всего, что его окружает". (Erickson 1980, v15 p174)

Также Эриксон утверждал: "Человек таков, как он о себе думает", то есть он считал, что, развиваясь, человек создаёт внутри головы "слепок" своего жизненного опыта. Свой жизненный опыт , как правило, немного кривой, так как каждый человек немного по-своему искажает то, что с ним происходит. Это легко понять, если послушать, например, мнение двух супругов друг о друге. Вы удивитесь, поняв, как по-разному близкие люди могут описывать одно и то же событие. Как будто говорять про диаметрально противоположные вещи!)

По сути, из этой мысли Эриксона пошла знаменитая пресуппозиция в НЛП "Карта - не территория", которая подразумевает, что то, как человек описывает событие, например, не значит, что это событие происходило именно так на самом деле. 

Также Эриксон утверждал, что человек довольно ограничен в своём жизненном опыте, и именно его жизненный опыт не позволяет человеку "выйти" за рамки его мышления и найти выход из проблемной ситуации. 

И в своей терапии Эриксон как раз и использовал эти ограничения человека и гениально их "утилизировал", то есть так их "оборачивал" и "подавал" человеку, что тот мог решить свои проблемы. Он долго наблюдал за человеческим поведением, использовал эти наблюдения в своей работе, с каждым разом совершенствуя своё мастерство, и достиг таких результатов в практике помощи людям, каких мало кто достигал до или после него. И я благодарна самому факту существования таких людей, потому что когда становится грустно, именно упорство и гениальное мастерство Милтона Эриксона даёт мне стимул к развитию. 



Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Никогда не поздно иметь счастливое детство" (Милтон Эриксон)
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Мне то "хорошо", то "плохо" с ним. Что делать с обидами и негативом в семье.
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Я тебя люблю..." Что люди "прячут" за этой фразой!?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Что происходит, когда на "спасибо" мы отвечаем "не за что"
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • По следам семинара Бетти Элис Эриксон "Классика эриксоновского гипноза"
  • "Угловое" воспитание: что делать, когда "угол" не по размерам?
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • "Жирафики" или "Со мной что-то не так"
  • Как клиенту понять, что в терапии "что-то не так"?
  • "Я на тебя злюсь" или "Что делать с детской агрессией?"
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Как мой сын мог жениться на "этом"? Она еще и эксплуатирует моего мальчика!"
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • "А он то ехал к маме...на тот свет" или "Подсознание верит в то, что вы говорите"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь