Ощущение целостности, наполненности, завершенности - именно такой эффект ощутила на себе после терапии. Как будто жила до того "с дырочкой в правом боку", аки резиновый ёжик из одноименного стихотворения, и в эту дырочку всё время утекали силы, приходилось их искать, требовать, "прикрывать", "заклеивать" - и всё не то, не то, утекает.
Существует значительная разница между знанием и осознанием. Только знание - когниция, то самое, о чём говорят "умом то я понимаю, но". Осознание - это опыт, прожитый на всех уровнях, знание, вписанное в систему ценностей, мотивов, ориентация. Можно знать, что существуют апельсины, что это цитрусовые, растут на деревьях, по форме скруглённые, кожица оранжевая и пупырчатая, на вкус сладкие, латинское название ..., внутри дольками, но если взять этот цитрус в руки, увидеть, понюхать, разобрать на дольки, попробовать, то наступит вау-озарение, инсайт - осознал, понял, наконец, что есть апельсин.
Вот так после заполнения своей "травматичной трещины" я поняла наконец целиком и полностью, в чем заключается психотерапия, гештальт-терапия, арт-терапия и почему в ней терапевт сам выступает инструментом, и почему для каких-то процессов нужна группа.
Каждый человек живет с определенными травмами, эти травмы как выбоины, недостаток любви, принятия, знакомства с собой, веселья, свободы, ласки, границ и так далее. Часто это нехватка чего-то от мамы, папы, дедушки, бабушки, братика, сестры, первой любви, ребёнка, одноклассников, других людей из прошлого. От них очень хотелось что-то получить, но получено не было или было, да не то. И сейчас тоже от них нельзя получить то самое драгоценное - кто-то умер, кто-то не хочет давать, кто-то не может просто, ну нет у него этой любви, принятия и других пряников, какие про себя требую/-ет/-ешь. И потребность выходит фрустрированной. Опять выбоинка! Но с большинством таких фрустраций человек справляется легко, сам восполняя потребность. Да вот только "побыть себе мамой" и прочие способы заботы о себе срабатывают и доступны становятся на уровне психологическом, а не механическом, только при наличии интериоризованного образа любящей, принимающей матери, окружения, только при наличии опыта того качества заботы, в каком появилась потребность. Вот бывает, пробую себя утешать по советам книг, по умным рецептам, тем, от чего хорошо, весело, мол, "займись делом, или потанцуй, поупражняйся, йогой займись, порисуй, ванну прими, конфету съешь, купи себе что-то, книжку интересную почитай" - а не помогает, а не радуюсь, или радуюсь, но быстро остываю. Потребность не насыщается, а сублимируется - чуть-чуть спустил пар, потом снова закипит.
В терапии же терапевт лично или участники группы и терапевт дают возможность получить, взять тот самый недостающий опыт. "Отыгрывают роли" мам, пап, друзей, врагов. Не умышленно, в процессе. Или даже без роли, чаще без роли, просто в общении у вас появляется именно то, чего так не хватало от, для. И всё. Когда этот опыт того самого качества, когда другие ямы заполнены, когда можешь принять, возникает терапевтический эффект. В моём случае - чувство наполненности светом, востребованности, доигранности. И облегчения: эта трещинка не просто залеплена, эта дыра не сверху люком прикрыта, она заросла, схлопнулась, закрылась.
Память - сокровищница, из которой не убывает. И теперь этот опыт я тоже могу брать, и брать, и брать. И если мне не хватает игры, любви, свободы, принятости (нужное подчеркнуть или продолжить мысленно), мне есть откуда взять это, вспомнить, саму себя порадовать.
Вот так работает терапия. Проверено, да, работает.
С осознаниями, обучащийся медицинский психолог, гештальт- и арт-терапевт Катя Ковалёнок-Глуховская.