|
Место психотерапевта (психолога) и его клиентов – или в чем разница взаимодействияАвтор статьи: Татьяна Силаева
Место психотерапевта (психолога) и его клиентов – или в чем разница взаимодействия
Психотерапия – сам психотерапевтический процесс не укладывается в одну единственно правильную формулу, условия и правила. Потому что все индивидуально – и ситуации и запросы и клиенты и специалисты. В этом и состоит особенность, сложность и уникальность нашей профессии. Каждый раз , как в первый самый….. Однако, если мы вооружены знаниями – теоретическими основами – у нас будет база-схема , на которой и по которой, специалист психолог или психотерапевт будет идти в правильном направлении.
Схема направлена на моменты: - какова позиция психолога - позиция клиента - кто говорит - кто слушает - больше, чем второй участник психотерапевтического процесса.
Перечисленные моменты напрямую зависят от запроса клиента. Запросов миллиарды……а схема опирается на 4 позиции – то есть все запросы соотнесем с этими 4 позициями и отнесем каждый запрос к одной из позиций. Итак, сама схема. Запрос 1. Самый сложный. Это депрессии, потери, горевания, суициды, зависимости, предсмертный синдром (когда человек знает что умрет), глубокая старость, жуткий стресс при эмоционально-физически-сексуальном насилии, пережитые терракты (сильный ужас) и экологические катастрофы, огромное чувство скрытой вины за «ужасный» поступок – смерть , как искупление и др. запросы. Общим является апатия к жизни, потеря смысла жизни, нет ценостей – «что воля, что неволя –все равно». Эти клиенты не приходяь к психологу сами. Их или приводят или направляют врачи и они в полубессознательном состоянии приходят, смотрят сквозь специалиста – им все равно, они не слышат…. Как достучаться до них? Позиция Клиента - они напряжен, смотрит в одну точку, лицо маскообразное, плечи напряжены, полное бездействие, сознание оглушенное (частично). Проверяем сразу реагирование – машем рукой на уровне глаз, щелкаем поочередно пальцами у левого-правого уха. Если есть реакция по движению глаз – то клиент наш. Если нет – к психиатру. Позиция Специалиста – опираемся на 3 основные момента - он не услышит нас - он почти разучился чувствовать – защитная реакция на эмоциональную боль причем давно и это стало нормой – в чем и сложность и долговременность психотерапии в будущем (такие клиенты восстанавливаются годами при условии систематического консультирования). - он бездействует….долго....по причине отсутствия интереса и жизненного смысла – а значит «умерли потребности» и мотивация. Важно! В этом случае психолог - действует - буквально берет за руку клиента - работает с телом (телесные методики) - и с лицом (Резет) - добивается разницы чувств клиента от напряжения к расслаблению - теперь тело разбужено и он способен слышать и слушать - только после этого на бессознательные процессы - образно-чувственные методы и поведенческие здесь не работают, по крайней мере в начале А так же - подключаем родственников - обучаем правильной поддержке больного - основной момент - не жалеть - не делать за него - брать за раку и делать…..все равно что..... Еще - опираться на его прошлый опыт - легче делать и заинтересовать тем, что ему раньше было интересно – сто угодно: рисование, пение, бег, лыжи, секс, шопинг…вкусная еда - а также добиваться нормализации сна, поэтому консультация невролога обязательна. Резюме по 1 группе – клиент молчит и находится впереди психолога - психолог сзади – поддерживает и ведет. Говорит психолог, сопровождая свои действия и для обратной связи с клиентом, который начинает просыпаться - чувствовать, при воздействии через телесные методы и стимулы. Группа 2. Клиент в «узком коридоре чувств» - генерализация одного чувства! Долго! Застрял – в этом и сложность. Чувство отрицательное. Ничего не видит и не слышит кроме своей проблемы. Например – изменил муж, сын провалился в институт, погорел бизнес, заболела родственница и т.п. Клиент – находится рядом с вами – глаза в глаза не важны. Он говорит-говорит…..Он вас не слышит. Он действует излишне эмоционально и ему надо выговориться. Трудность - в восстановлении доверия психологу (как принадлежности к миру людей), потому что клиенту кажется что мир несправедлив, его предали, никто не может понять его боли. Психолог – находится рядом - слушает - дает выговориться клиенту - начинает с телесных техник - важно отыскать и генерализировать положительное чувство - как прошлый ресурс - как доверие к себе и к миру - восстанавливаем память о том что мир разный. - делаем акцент на положительном моменте ситуации через приобретение опыта - затем методы телесные (вначале краткосрочно, основной упор на РПТ, ДПДГ-глаз, вспомогательные методы МАК , позже уже гешталь-подходы - обязательно в бальном эквиваленте от 0-10 для сравнения изменения его чувствительности от плохого к хорошему в количественном измерении для доверия, значимости и мотивации к дальнейшей психотерапии. Резюме по 2 группе - психолог и клиент сидят рядом или даже отвернувшись. Глаза в глаза не важны на первом этапе - клиенту надо дать возможность выговориться - только после разницы чувств – проснувшихся положительных релаксационных за счет снижения тревоги на основе телесных методов – клиент способен слушать - либо заменяем эмоции через творчество – даем (уже директивно-авторитарно!) проективно-рисуночные методы - продолжаем работать с методами. Группа 3. Основная группа. Это случаи, когда клиент в затруднительном положении по осуществлению желания и цели. Он не знает вопросов на свои ответы Клиент - осознает свои трудности - не знает как их решить - и говорит и слушает - доверие есть к психологу - мотивация высокая - достаточно понимает свои чувства. Психолог - находится напротив клиента - поза доверительная - газа в глаза - конструктивный диалог - можно сразу работать на улучшение ситуации – на личностный рост и развитие - не теряя время на работу с чувствами и телом - методы самые разные, в зависимости от запроса - здесь мешает скрытая выгода, работаем с потребностями и установками, с подменой понятий и приобретением права себе Любимому. Резюме: Психолог и клиент в диалоге, на равных позициях, Основные техники: от вопросно-ответных - до работой с бессознательным, Группа 4. Оеи близки к инсайту. Клиент знает ответы на все свои вопросы все что ему надо – это подкорректировать способы действия и выбрать результат из множества 2 возможных Задача терапевта –расширить результативность до более 2 вариантов. Это самые благодарные клиенты (вплоть до чаевых). Например – он запутался в любовном треугольнике – терапевт наглядно дает технику « Колесо твоей жизни». Лбо запрос на повышение зарплаты, покупки машины, улучшения своих возможностей… Клиент – высокая мотивация - говорит он, монолог - сидит (чаще стоит) рядом - он может и не говорить, а выплакаться и поблагодарить за успешную консультацию. Психолог - молчит, - преимущественно поддакивая и одобряя - направляет - использует методики на само актуализацию, поведенческие, МАК. Как исключение - добавим группы Группа 5. Особые клиенты. Пришли посмотреть на психолога, полежать, порой. Собственно, пусть лежит - проверяем на вменяемость или манипуляцию и далее по обстоятельствам Группа 6. Отсутствующие .....иногда.....Поэтому позиции клиент-психолога, в зависимости от обстоятельств. Обычно - нейтральная, не контролируемая, вне психотерапевтического пространства. Вдруг когда-нибудь появится? Во всех случаях смотрим - анамнез, дабы исключить органическое поражение, заболевания, психиатрию - семейную историю - проверяем психологические процессы – память, внимание, мышление, состояние сознания, - наличие депрессивных моментов по симптоматике: от депрессивного момента к состоянию и далее степень депрессии: 1-2-3 тяжести. В случае 3 тяжести при суицидальных действиях и при слуховых галлюцинациях (типа – возьми нож и нанеси себе порез….) направляем к психиатру. Здесь стоит различать разницу ложных суицидальных действий и истинных (отличие в том, что при ложных человек предупреждает об этом родных) - во всех стадиях депрессии (не путать с депрессивными моментами и настроениями –они есть у всех), особенно 2 (когда появляются суицидальные мысли) и в 3 – составляем контракт – об этом в моем курсе по Клинической психологии "Работа клинического психолога в поликлинике - заключения, контракты, отчеты главврачу и в вышестоящие организации." - отлично, если дойдет до катарсиса – слез - опора на прошлый положительный опыт, как значимый ресурс - проверяем скрытую выгоду, установки, потребности, даем право на все. Согласно запросу. Удачи вам всем - уважаемые коллеги и наши обожаемые читатели!
Автор статьи медпсихолог Татьяна Силаева
Интернет-курсы для специалистов 1. Работа клиническго психолога в поликлинике-заключения, контракты,отчет 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ деятельность "Конфликтолог-медиатора". КЕЙС конфликтолога 3. Спортивным психологам, тренерам! М/Руководство для достижения Успеха!
для клиентов 1. ИНТЕРНЕТ-КУРС ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ СТРАХОВ И ОБРЕТЕНИЮ УВЕРЕННОСТИ - жми тут 2. О том, как предупредить конфликты (разного плана и ситуаций) в моем интернет-курсе "Как управлять конфликтами.......и сделать из "лимона - Лимонад" - просмотрИНТЕРНЕТ-КУРС ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ СТРАХОВ И ОБРЕТЕНИЮ УВЕРЕННОСТИ - жми тут 3. Достижение цели спортсменами и осуществление мечты (от 10 до 120 лет) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|