Место психотерапевта (психолога) и его клиентов – или в чем разница взаимодействия

Автор статьи: Татьяна Силаева

Место  психотерапевта (психолога) и его клиентов – или в чем разница взаимодействия

Место психотерапевта психолога и его клиентов  или в чем разница взаимодействия 

Психотерапия – сам психотерапевтический процесс не укладывается в одну единственно правильную формулу, условия и правила.

Потому что все индивидуально – и ситуации и запросы и клиенты и специалисты.

В этом и состоит особенность, сложность и уникальность нашей профессии.  Каждый раз , как в первый самый…..

Однако, если мы вооружены знаниями – теоретическими основами – у нас будет база-схема , на которой и по которой, специалист психолог или психотерапевт будет идти в правильном направлении.

 

Схема направлена на моменты:

- какова позиция психолога

- позиция клиента

- кто говорит

- кто слушает

- больше, чем второй участник психотерапевтического процесса.

 

Перечисленные моменты напрямую зависят от запроса клиента.

Запросов миллиарды……а схема опирается на 4 позиции – то есть все запросы соотнесем с этими 4 позициями и отнесем каждый запрос к одной из позиций.

Итак, сама схема.

Запрос 1.  Самый сложный. Это депрессии, потери, горевания, суициды, зависимости, предсмертный синдром (когда человек знает что умрет), глубокая старость, жуткий стресс при эмоционально-физически-сексуальном насилии, пережитые  терракты (сильный ужас) и экологические катастрофы, огромное чувство скрытой вины за «ужасный» поступок – смерть , как искупление и др. запросы. Общим является апатия к жизни, потеря смысла жизни, нет ценостей – «что воля, что неволя –все равно».

Эти клиенты не приходяь к психологу сами. Их или приводят или направляют врачи и они в полубессознательном состоянии приходят, смотрят сквозь специалиста – им все равно, они не слышат….

Как достучаться до них? 

Позиция Клиента -  они напряжен, смотрит в одну точку, лицо маскообразное, плечи напряжены, полное бездействие, сознание оглушенное (частично). Проверяем сразу реагирование – машем рукой  на уровне глаз, щелкаем поочередно пальцами у левого-правого уха. Если есть реакция по движению глаз – то клиент наш. Если нет – к психиатру.

Позиция Специалиста –  опираемся на 3 основные момента

- он не услышит нас

- он почти разучился чувствовать – защитная реакция на эмоциональную боль причем давно и это стало нормой – в чем и сложность и долговременность психотерапии в будущем (такие клиенты восстанавливаются годами при условии систематического консультирования).

- он бездействует….долго....по причине отсутствия интереса и жизненного смысла – а значит «умерли потребности» и  мотивация.

Важно!

В этом случае психолог

- действует

- буквально берет за руку клиента

- работает с телом (телесные методики)

- и с лицом (Резет)

- добивается разницы чувств клиента от напряжения к расслаблению

- теперь тело разбужено и он способен слышать и слушать

- только после этого на бессознательные процессы

- образно-чувственные методы и поведенческие  здесь не работают, по крайней мере в начале

А так же

- подключаем родственников

- обучаем правильной поддержке больного

- основной момент

- не жалеть

- не делать за него

- брать за раку и делать…..все равно что.....

Еще

- опираться на его прошлый опыт

- легче делать и заинтересовать тем, что ему раньше было интересно – сто угодно: рисование, пение, бег, лыжи, секс, шопинг…вкусная еда

- а также добиваться нормализации сна, поэтому консультация невролога обязательна.

Резюме по 1 группе 

– клиент молчит и находится впереди психолога

- психолог сзади – поддерживает и ведет. Говорит психолог, сопровождая свои действия и для обратной связи с клиентом, который начинает просыпаться - чувствовать, при воздействии через телесные методы и стимулы.

Группа 2.  

Клиент в «узком коридоре чувств» - генерализация одного чувства! Долго! Застрял – в этом и сложность. Чувство отрицательное. Ничего не видит и не слышит кроме своей проблемы. Например – изменил муж, сын провалился в институт, погорел бизнес, заболела родственница и т.п.

Клиент – находится рядом с вами – глаза в глаза не важны. Он говорит-говорит…..Он вас не слышит. Он действует излишне эмоционально и ему надо выговориться.

Трудность -  в восстановлении доверия психологу (как принадлежности к миру людей), потому что клиенту кажется что мир несправедлив, его предали, никто не может понять его боли.

Психолог

находится рядом

-  слушает

- дает выговориться клиенту

-  начинает с телесных техник

- важно отыскать и генерализировать положительное чувство

- как прошлый ресурс

- как доверие к себе и к миру

- восстанавливаем память о том что мир разный.

- делаем акцент на положительном моменте ситуации через приобретение опыта

- затем методы телесные (вначале краткосрочно, основной упор на РПТ, ДПДГ-глаз, вспомогательные методы МАК , позже уже гешталь-подходы

- обязательно в бальном эквиваленте от 0-10  для сравнения изменения его чувствительности от плохого к хорошему в количественном  измерении  для доверия, значимости и мотивации к дальнейшей психотерапии.

Резюме по 2  группе

- психолог и клиент сидят рядом или даже отвернувшись. Глаза в глаза не важны на первом этапе 

- клиенту надо дать возможность выговориться

- только после разницы чувств – проснувшихся положительных релаксационных за счет снижения тревоги на основе телесных методов – клиент способен слушать

- либо заменяем эмоции через творчество – даем (уже директивно-авторитарно!) проективно-рисуночные методы

- продолжаем работать с методами.

Группа 3. Основная группа. Это случаи, когда клиент в затруднительном положении по осуществлению желания и цели. Он не знает вопросов на свои ответы

Клиент

- осознает свои трудности

- не знает как их решить

- и говорит и слушает

- доверие есть к психологу

- мотивация высокая

- достаточно понимает свои чувства.

Психолог

- находится напротив клиента

- поза доверительная

- газа в глаза

- конструктивный диалог

- можно сразу работать на улучшение ситуации – на личностный рост и развитие

- не теряя время на работу с чувствами и телом

- методы самые разные, в зависимости от запроса

- здесь мешает скрытая выгода, работаем с потребностями и установками, с подменой понятий и приобретением права себе Любимому.

Резюме:

 Психолог и клиент в диалоге, на равных позициях, Основные техники: от  вопросно-ответных - до работой с бессознательным, 

Группа 4. Оеи близки к инсайту. Клиент знает ответы на все свои вопросы все что ему надо – это подкорректировать способы действия и выбрать результат из множества 2 возможных 

Задача терапевта –расширить результативность до более 2 вариантов. Это самые благодарные клиенты (вплоть до чаевых). Например – он запутался в любовном треугольнике – терапевт наглядно дает технику « Колесо твоей жизни».  Лбо запрос на повышение зарплаты, покупки машины, улучшения своих возможностей…

Клиент

– высокая мотивация

- говорит он, монолог

- сидит (чаще стоит) рядом

- он может и не говорить, а выплакаться и поблагодарить за успешную консультацию.

Психолог

- молчит,

- преимущественно поддакивая и одобряя

- направляет

- использует методики на само актуализацию, поведенческие, МАК.

Как исключение - добавим группы

Группа 5. Особые клиенты. Пришли посмотреть на психолога,  полежать, порой. Собственно, пусть лежит - проверяем на вменяемость или манипуляцию и далее по обстоятельствам

Группа 6. Отсутствующие .....иногда.....Поэтому позиции клиент-психолога, в зависимости от обстоятельств. Обычно - нейтральная, не контролируемая, вне психотерапевтического пространства.

Вдруг когда-нибудь появится?

Во всех случаях смотрим

- анамнез, дабы исключить органическое поражение, заболевания, психиатрию

- семейную историю

- проверяем психологические процессы – память, внимание, мышление, состояние сознания,

- наличие депрессивных моментов по симптоматике: от депрессивного момента к состоянию и далее степень депрессии: 1-2-3 тяжести. В случае 3 тяжести при суицидальных действиях и при слуховых галлюцинациях (типа – возьми нож и нанеси себе порез….)  направляем к психиатру. Здесь стоит различать разницу ложных суицидальных действий и истинных (отличие в том, что при ложных человек предупреждает об этом родных)

- во всех стадиях депрессии (не путать с депрессивными моментами и настроениями –они есть у всех), особенно 2 (когда появляются суицидальные мысли) и в 3 – составляем контракт – об этом в моем курсе по Клинической психологии "Работа клинического психолога в поликлинике - заключения, контракты, отчеты главврачу и в вышестоящие организации."

- отлично, если дойдет до катарсиса – слез

- опора на прошлый положительный опыт, как значимый ресурс

- проверяем скрытую выгоду, установки, потребности, даем право на все. Согласно запросу.

Удачи вам всем -  уважаемые коллеги и наши обожаемые читатели!

 

Автор статьи        медпсихолог     Татьяна Силаева

 

Интернет-курсы для специалистов

1. Работа клиническго психолога в поликлинике-заключения, контракты,отчет 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ деятельность "Конфликтолог-медиатора". КЕЙС конфликтолога

3. Спортивным психологам, тренерам! М/Руководство для достижения Успеха!

 

для клиентов

1. ИНТЕРНЕТ-КУРС ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ СТРАХОВ И ОБРЕТЕНИЮ УВЕРЕННОСТИ  - жми тут 

2. О том, как предупредить конфликты (разного плана и ситуаций) в моем интернет-курсе "Как управлять конфликтами.......и сделать из "лимона - Лимонад" - просмотрИНТЕРНЕТ-КУРС ПО ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ СТРАХОВ И ОБРЕТЕНИЮ УВЕРЕННОСТИ  - жми тут

3. Достижение цели спортсменами и осуществление мечты (от 10 до 120 лет)



Просмотров: 624
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Когда клиент - не клиент психолога"
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Если психолог себя не ценит, то и клиент не ценит психолога
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • А знает ли клиент психолога о своих правах?
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Отношения "клиент - психолог". Что им нужно друг от друга?
  • Формирование запроса или что хочет клиент? ( из жизни школьного психолога)
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Качество взаимодействия в паре «психолог – клиент»
  • Доверие в отношениях «психолог-клиент»
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • групповая арт-терапия "Плохой клиент-Хороший клиент"
  • Когда клиент подсел на психолога
  • Отношения клиент - психолог, психотерапевт. Какие они?
  • Психолог как психолог. Психолог как клиент. Часть 1.
  • Психолог как психолог. Психолог как клиент. Часть 2.
  • Клиент и психолог. Связанные одной целью.
  • Психолог и клиент. Часть 1. Первый звонок…
  • Если клиент не знает, чего хочет...
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • Мой клиент- мой психолог
  • Психолог VS Клиент !
  • психолог и клиент
  • Сказ о том, как клиент себе психолога выбирал
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Клиент + психолог = зависимость... или?
  • Инсульт, клиент М.А. и психолог
  • Как притягиваются клиент и терапевт. Выбор клиента.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь