|
Как образуется переживание тревоги и жути. Психоанализ.Автор статьи: Рина Несмиянова
Фрейд, окончив разбор тревоги на отделении особой инстанции Сверх-Я, наметил схему образования объекта в представлении. Сверх-Я выступает двойником Я, его защитником и цензором. Я зеркально отражается в Сверх-Я. Контроль Сверх-Я известен, в нем нет тайны, но всякий знает, что в приступе совестливости неизбежно тревожно. Сверх-Я является по отношению к Я фантазмом - ведь контроль не может быть естественным, ему всегда свойственны качества искусственности, привнесенности из вне. Это то, что может быть отражением, и - иметь отражение, отражать (цензурировать), отражаться в Я. Чтобы что-то запретить, в какой-то степени нужно этим запрещенным. Что это, как не свойство отражения? Знакомясь с чем-то новым, мы не тревожимся всякий раз. Тогда, не отражение имеет отношение к объекту тревоги? Но Фрейд и Ранк приходили к мысли о некоем объекте. Объект этот имеет отношение к фантазму. Оба указывали на то, что тревога появляется при участии фантазии, имеющей отношение к акту рождения. Какие общие особенности имеют фантазии об акте физического рождения и акту кастрации? Человек себя не помнит, но в этих фантазиях он не один, он смотрѝм другим человеком. В логике фантазма о рождении имеет место двусмысленность. «Двусмысленность связана с тем, что мы поневоле воображаем его себе в зеркальном регистре. Нам предстоит поэтому научиться пользоваться воображением по-иному - так, чтобы оно способно было этот объект себе наглядно представить» [21, с. 52]. Как будто мы сами себе пытаемся представить незнакомца, в то же время не имея о нем ни малейшего представления. «Человека вечно встречает всего лишь виртуальный образ» [21, с. 53]. Виртуальный образ, двойник, как следует из теории Фрейда, тревожит. Тревога утихает лишь тогда, когда тайна дублированного, виртуального, автоматического раскрыта. Дети, поборов страх перед механической игрушкой, пытаются разобрать ее. Интерес к исследованию, анализу - суть процесса мышления. Ребенок, разламывая механизм, надеется узнать тайну, прикоснуться к тайне, но, разобрав все до последнего винтика, касается лишь тревоги - он ничего не нашел. Объект тревоги опять ускользнул. От действия остается лишь рассказ о желании что-то найти. Не то же ли самое происходит в аналитическом опыте? «В образе желания, который у человека складывается, а, то, что служит желанию в фантазме опорой, остается невидимо» [21, с. 53]. При этом, как правило, разобранная игрушка по какой-то причине начинает вызвать приятное чувство родного. Она «своя». Ребенок наблюдал ее в разных состояниях. В одних она еще была наделена первоначальным смыслом, «опредмечена» представлением. В других ориентир на это представление уже был утерян и тревога при этом возрастала. Но как только эти «разобранные» фазы были вновь представлены, в виде вещицы, так тревога отступала. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|