Социокультурные аспекты пубертатного психологического кризиса

З. Фрейд сравнивает два типа подростков: из семей буржуазии и вторая группа – лишённые семьи, скитающиеся подростки, которые совершают преступления. Ссылаясь на мнение своего коллеги, работающего с уличными подростками, у которых не было инстанции «Супер Эго», как будто бы запрета не существовало вообще. В жизни этих подростков не было родителей, которые ставили запреты, таких родителей которые принимали бы чувства ребёнка. Если сравнить уличных подростков, с подростками из Венских буржуазных семей, то внутри этих подростков «Супер Эго» слишком карающее, у этих детей слишком много запретов. Это карикатурное представление, какими были подростки того времени. Фрейд отметил, что у этих двух групп подростков наблюдается общее – отцовская фигура, которая унижала подростков, которая была не авторитетна.

Проблема современных подростков заключается в том, что они постоянно атакуют отцовскую фигуру и вообще любую авторитетную фигуру, чтобы протестировать, насколько эта фигура может устоять под этими атаками. Вся образовательная система так же можно сравнить с авторитетной, отцовской фигурой. Когда мы фиксируем внимание на важности присутствия отцовской фигуры и его функций, это может ослаблять реальную отцовскую фигуру, которая в какой-то степени не соответствует повышенным идеалам.

Нынешняя культурная и образовательная система достаточно сильно отличается от того, что происходило с фигурой отца во времена З. Фрейда. Сейчас мы наблюдаем ослабление отцовской функции. Очень сильно изменилась семейная система, большинство семей не имеет отцов по многим причинам, женщинам приходится выполнять и материнскую и отцовскую функции, а в настоящее время в некоторых странах одобрены гомосексуальные браки. Тем не менее, в процессе развития психоанализа делался акцент внимания на важность функции отца. З. Фрейд описывал, что у его пациенток истерические симптомы появлялись в ответ на своеобразную дисквалификацию функции отца, поскольку в истерическом анамнезе присутствовал соблазняющий отец или учитель, который сам по себе служил источником травмы. Даже тогда наблюдалось смешение сильной авторитарной отцовской фигуры с дисквалификацией и несостоятельностью этой фигуры. Можно увидеть сходство на что жаловались истерические пациентки З. Фрейда и то, с чем приходят нынешние подростки. Они смотрят на отца другими глазами, та идеализированная отцовская фигура детства предстоит перед ними более слабой, переполненной влечениями к алкоголю, женщинам, компьютерным играм, и т.д. и полной недостатков. Подростки обесценивают взрослых, приходят к мнению, что отец ни на что не годен, совершенно не интересен.

Мальчик хочет идентифицироваться не только с отцовской фигурой, но и с материнской, чтобы получить опыт нежности, которая даёт мать. Важно понимать, что происходит в современном мире и как это влияет на первичную идентификацию. Ослабление отцовской функции можно рассматривать и в ключе присутствия большей гибкости в вопросах авторитета. Первичная идентификация с отцовской и материнской фигурой становится другой и истинная проблема заключается в том, что современные родители не понимают, как общаться с детьми согласно их возрасту, как менять свои взгляды и стремления, когда общаются с подростками. Как будто у самих родителей отсутствует интегрированная константная часть.

Даже у нормальных подростков наблюдаются резкие смены возбуждения и депрессия. Это было отмечено ещё А. Фрейд при работе с подростками. Та интенсивность влечений, которая есть внутри подростка, выплёскивается переходом к опасным поступкам, проявляются в псевдонормальном поведении. Когда мы обсуждаем сложность подросткового возраста, которая выражается в подростковом кризисе, в то же время, если течёт всё гладко и нет никаких признаков, можно думать о какой-то патологии. Очень важно отличать псевдонормальность от подростка, который действительно функционирует нормально. Подростки, которые функционируют нормально, проявляют депрессивность как грусть, как траур расставания по первичным инфантильным процессам, по своему детству, а другая группа псевдонормальных подростков, которых можно назвать нормопатами. Особенность их функционирования состоит в том, что они вступают в отношения с объектами и дезинвестируют эти объекты неочевидным, скрытым образом. Отношения нормопатов с их объектами немного напоминает автоматизированные отношения. Это скорее искусственная адаптация к реальности, имитация отношений вызывающих интерес. Далее человек чувствует себя неудовлетворённым, всё вокруг воспринимает не настоящим. Опасность возникает тогда, когда человек ощущает себя несчастным, перестаёт заниматься работой, семьёй. Со стороны, кажется, что человек жил полной жизнью и всё разрушает, а то напряжение, которое переполняет изнутри, разрушает, становится таким невыносимым, что он отказывается от всего и крушит всё вокруг себя. Это состояние можно спутать с обсессивно-компульсивной симптоматикой, но это не совсем то. Это относится скорее к уровню психического функционирования. Так же можно сравнить с апертурным мышлением, ложным селфом. Есть общее, кем является человек на самом деле и кем не является, однако само понятие «ложное Я» не отражает психическое развитие, присутствие и развитие влечений.

Подросток в нормопатии не видит своих внутренних проблем, избегает столкновений со своим внутренним миром, много говорит о проблемах окружающего мира, много критикует окружение, он замечает то, что функционирует не достаточно хорошо, но не видит при этом своих проблем. Можно сказать, что свои внутренние конфликты маскируются под критику окружающего мира и осуждение.

Так же в случае нормопатии, как отмечал А. Грин, наблюдается отворачивание от объекта, отказ от объекта. У подростка выходит на первое место нормальная учебная и профессиональная жизнь, но внутри себя он не инвестирует в объекты свои эмоции, своё влечение и истинную страсть. Всё происходит картонно. Очень много людей функционируют подобным образом. Связи между влечением и объектом будто бы разрозненны.

Когда З. Фрейд в «Три очерка по теории сексуальности» описывал разрыв между сексуальными влечениями и нежностью у детей и подростков, проявляется это в отсутствующем виде. Несмотря на то, что подросток обесценивает, протестует, он имеет отсутствующий вид, что может служить знаком зарождения шизоидной патологии. Так можно представить клинический случай, где представлена очень богатая психическая жизнь подростка, с проявлениями отсутствия.

Для того чтобы отстоять свою независимость, подросток может перейти грань, проявить крайнюю степень негативации, говорить что никому ничего не должен, он абсолютно один, абсолютно независим. Этот негативизм может привести к самосаббатажу по отношению к самому себе. Этот переход к действиям может быть активным, когда подросток активно действует, а может быть и пассивным, когда подросток закрывается от всех и ничего не делает. Как в рассказе Кафки «Превращение», где главный герой превратился в насекомое.

Подобное наблюдается в мире. Например, в Японии есть целое движение подростков, которые отказываются делать всё, что они должны делать: учёба, общение, забота о других и о себе, они отказываются от всего. Специалисты обескуражены тем, что происходит. Некоторые считают, что это связано с поколением отцов, которым не удалось состояться в жизни.

Это состояние подростка, находящихся в абсолютной пассивности, но это поведение является их сопротивлением, их противопоставлением миру.

Общее культурное состояние, проблемы, с которыми сталкиваются образовательные системы, учителя которые не знают, что говорит детям, как реагировать на их поведение, родители, которым необходимо всё время работать, чтобы обеспечить семью, проблема отсутствия авторитета – всё это причины проблем, с которыми сталкивается подросток.

Сама рыночная система в современном мире меняется, грань между реальным и воображаемым стирается, очень большое количество информации с которой очень трудно справиться ребёнку и подростку. Всё в мире становится буквальным, для символов остаётся очень мало места.

Зависимость современных подростков от Интернета и игр можно сравнить с одной стороны с теми образами, которые представлены у Кафки – это молодой человек, отгородившийся от мира, и полностью погружён в виртуальную жизнь и напоминает шизоидное состояние. С другой стороны те же подростки с помощью Интернета общаются, используют творческие способы общения, создают новую виртуальную среду.

Социологическое объяснение феномена ограничено, и в дальнейшем может быть более развитым и представленным с точки зрения психоанализа. Болезнь цивилизации заключается не в ослаблении запретов, уменьшении роли семьи в современном обществе – это вопросы, которые волнуют социологов. С точки зрения психоанализа болезнь цивилизации заключается в том, что сама по себе экономия влечений очень меняется. С одной стороны, мы наблюдаем, что современные люди будто бы не должны другим, запреты не строгие, больше свободы, а с другой стороны они обязаны поддерживать контакты со всеми вокруг, они должны заботиться об окружающей среде, о семье, о близких, о людях которых они не знают, и это создаёт определённый дисбаланс.

Здесь можно увидеть, насколько противоречие требований, которые предъявляет современное общество к человеку может быть для подростка источником сильных проблем. Находясь в подростковом возрасте, он испытывает сильнейшее влечение, которое имеет право на существование. Это ослабляет «Супер-Эго» подростка, и «Супер Эго» не может справиться с желаниями «Оно», которые охватывают подростка. Дефицит «Супер Эго» наблюдается у подростков, которые совершают правонарушения. Но можно наблюдать и у подростков, которые не являются проблемными, и это проявляется в том, что они не признают авторитета других людей.

Среди опасных поступков, опасного поведения проявляющихся у подростков, суицид занимает очень важное место. Суицид на первом месте причин смерти у подростков. Сюда же можно включить опасное поведение, которое становится опасным для жизни и смерть от анорексии.

Подростки, у которых не достаточно простроены первичные идентификации, у которых наблюдается дефицит «Супер Эго» оказываются в положении, похожем на положение маленьких детей в состоянии первичного процесса. Первичный процесс, когда ребёнок хочет что-то делать и тут же делает. Многие подростки действуют так же и удивляются, когда кто-то говорит им, что так нельзя делать. Подросткам необходимо объяснять, почему нельзя так делать. Но чтобы принять объяснение, подростку необходимо какое-то время.

Авторитет никуда не исчез, он изменился в то, как будто стал равным с подростком. Фигуры, оказывающие влияние и имеющие авторитет, воспринимаются подростком как равным в отношениях с ним. Крик на подростка воспринимается им как отсутствие уважения. А уважение для подростка очень важно. Иногда подростки реагируют очень резко и жестоко даже когда на них как-то не так смотрят, как они хотят.

Родители подростков не понимают, что происходят, они дезориентированы. И обращаются за помощью, когда конфликты очень выражены. Родители ощущают свою плохость, несмотря на заботу, что делают что-то не так, что тот образ отношений бывший ранее не адекватен сегодняшней ситуации. Подростковое поведение является атакой на родителей, и оно в какой-то степени необходимо.

Например, воровство, как считал Д. Винникотт, является нападением на общество. С точки зрения статистики, угон машин – основной вид преступления, которое совершает подросток.



Просмотров: 266
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ЯЗЫК ПОДРОСТКОВ. Почему подростки и родители не понимают друг друга.
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Про предпринимательскую жилку у детей и подростков: можно ли детям зарабатывать деньги
  • УСПЕШНЫЙ ПОДРОСТОК или о проблемах, которые тормозят развитие подростка, и одобряются родителями.
  • Родителям подростков, которые ничего не хотят
  • Про отношения (которые можно изменить, чтобы началась другая жизнь).
  • Аддикции у подростков – можно ли предупредить?
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Свобода как она есть (для совсем взрослых, которые знают сколько им надо и когда достаточно).
  • Как родители делают своих детей (подростков) инфантильными.
  • Тревожные расстройства у детей и подростков. Когда нужна помощь специалиста?
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Агрессия подростков в современном мире!
  • Если очень хочется, то можно ;-)
  • «Родителям подростков: с какой стороны лучше хвататься за голову?»
  • Меню твоей жизни может быть очень вкусным и разнообразным
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • Если очень хочется, то можно. Пластические операции.
  • Ошибки и затруднения подростков при выборе профессии: как психолог-профконсультант может помочь?
  • Когда не очень много сил и смысла...
  • Родители подростков. Время перемен.
  • Асоциальное поведение подростков. Из-за чего это происходит.
  • 5 Фильмов, о Важности Роли и Влиянии Родителей на Жизнь Подростков
  • Когда вокруг все плохие, к ним смело можно добавить и себя!
  • Когда вокруг все плохие, к ним смело можно добавить и себя!
  • Значимость родителей в жизни детей-подростков(мини статья).
  • Ухоженная и успешная может быть очень несчастной
  • "Является ли самоубийство подростков игрой третьей степени, и кто настоящая жертва"
  • Как не убегать от проблем, когда очень хочется убежать
  • Агрессивное поведение у детей и подростков



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь