«Родителям подростков: с какой стороны лучше хвататься за голову?»

Родителям подростков с какой стороны лучше хвататься за голову

«Я не узнаю своего ребенка! Мне стыдно, страшно, больно, горько…», «еще вчера ребенок был покладистым и послушным. Его хвалили учителя, соседи, друзья семьи. И вдруг все в одночасье перевернулось! Что мне с ним делать?»… Часто слышу эти слова от родителей подростков: вчерашних милых мальчиков и девочек. Начинаем разбираться, ищем подходы, находим решения. Однако, его бывает трудно увидеть взрослому, который не задумывается о том, что на самом деле сейчас происходит с подростком. Взрослому, который поглощен своими делами, заботами и хлопотами бывает совершенно некогда обратиться к литературе и даже элементарно вспомнить свое состояние в этот период.

Часто люди поколения моих родителей и мои сверстники возражают: «но ведь мы такими не были, сейчас дети совсем другие!» О чем может говорить это восклицание? Разумеется, о конфликте поколений, о котором так ясно писал еще классик Тургенев. Каждое новое поколение детей во многом отличается от поколения родителей. А сегодня уже наверное и от поколения своих старших братьев и сестер. Время, научный прогресс, политические и мировые тенденции не стоят на месте. Жизнь проявляется в движении и смене декораций. Подростки впитывают все, что их окружает, приспосабливаются к новым трендам и нагрузкам намного быстрее поколения их родителей. С другой стороны, в современном мире такое обилие информации также влияет на состояние молодых людей: начиная от физиологических изменений мозговых структур, которые подстраиваются под нагрузки, заканчивая поведением ребенка, в котором получаемый информационный коктейль воспроизводится. Знания и новые технологии в школе, в подростковой среде, в интернете, на дополнительных занятиях и в секциях, на улице – это все влияет на восприятие окружающей человека действительности. И если у взрослого человека уже стоят необходимые фильтры, что принимать, а что нет, подросток принимает на веру гораздо больше взрослого. Уже намозолившие слух фразы: «впитывает как губка», «как чистый лист» - в высокой степени касаются этого периода. Поэтому можно, конечно, пугаться, стыдиться, не понимать того, что происходит с ребенком, однако лучше приблизиться к пониманию его взгляда на ситуацию и взяться за себя.

Так что же делать обеспокоенному родителю подростка?

 

Во-первых, взглянуть на все элементы семейной системы.

Проще говоря, обратить внимание на то, как он общается с ребенком в течение дня: что говорит и как он это произносит. А самое главное, какие эмоции испытывает сам при общении с ребенком, как их выражает и как на них реагирует подросток.

Например, одна мама поделилась со мной своей трудностью: 12-тилетний сын ее совершенно не слушается (играет на гитаре, вместо того, чтобы делать уроки, идет гулять вместо того, чтобы помочь с уборкой). Узнав об этой рекомендации, она стала наблюдать за собой будто со стороны: что она говорит, как говорит, в каком эмоциональном контексте. И поняла, что очень часто в бытовых ситуациях реагировала повышением тона голоса и обидой на непослушание сына. Мы обсудили с ней ситуацию, и она пришла к выводу, какой ей нужен результат при общении с ребенком и как своим поведением она может повлиять на это. Когда она осознанно стала менять свои поведение, интонацию, слова, спустя 3 месяца стали заметными результаты у ребенка. Это проявилось в манере общения с мамой: сын стал сам предлагать свою помощь, делиться событиями из жизни; в учебе: успеваемость и интерес к предметам стали возрастать. Разумеется это дело не одного дня и потребуется поработать над собой, однако, результат того стоит.

 

Во-вторых, погрузиться в воспоминания.

Родителю будет не лишним все-таки вспомнить свой спектр переживаний и волнений в момент, когда он понял, что беззаботное детство прошло. Начало меняться тело, появились новые требования, приходится лицом к лицу сталкиваться с разными людьми и ситуациями, решая их самостоятельно. И непросто вспомнить, а прямо мысленно и ощущениями погрузиться в ситуацию подобную той, в которой сейчас находится его ребенок. Возможно, в этом поможет просмотр своих подростковых и детских фотографий, общение со своими старшими родственниками, кто помнит их детьми.

 

В-третьих, включить мудрость и понимание.

Стоит отдавать себе отчет в том, что авторитет родителя на данном этапе для ребенка, действительно, снижается. Это просто задача возраста: отделение от родителей, переход к независимости. Поэтому любое слово родителя может быть встречено протестом. Паника родителей в этом случае – худший выбор. Доверять, интересоваться, поддерживать и направлять – намного труднее, при этом куда более действенно.

В это время ребенок сам ищет других авторитетных лиц, готов прислушиваться к их мнению и позиции. Ими могут стать кто угодно: сосед по дому, старшеклассники, вожатые в лагере, лидер какой-то группы: музыкальной, танцевальной, в худшем случае, антисоциальной и т.д. Именно в подростковом возрасте дети легко могут попасть в дурную компанию, плененные авторитетом лидера и стремлением самоутвердиться. Поэтому немаловажно, чтобы рядом был взрослый, которому и ребенок и родитель сможет доверять. Как гласит древняя буддистская притча: если хочешь, чтобы бабочка села на твое плечо, перестань за ней гнаться. И в нашем контексте можно делать это, не упуская ее из виду.

Хочется в очередной раз вспомнить слова великого русского писателя: хочешь изменить мир – начни с себя. Если что-то вас не устраивает в ребенке, нужно посмотреть на вашу систему в целом. Только отследив то, что происходит с вами и как это влияет на ребенка, можно придумать новый способ своего поведения и реакций. Ребенок уже привык к родителю такому, какой он есть. Сделав что-то иначе – вы применяете рычаг к целой системе.

 



Просмотров: 501
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Психологическое отделение ребенка от родителей: как это сделать и когда уже пора?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Ребенок говорит, что его не любят. Что делать
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Тревожность ребенка. Что это ? И как помочь с ней справится.
  • Шопоголизм – что это такое, почему это бывает и как от этого лечиться?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • О депрессии в простых словах: какой она бывает и что с ней делать?
  • Что делать, чтобы ребенка (да и родителей) не переполняли лишние эмоции?
  • Педофилия. Что это такое и как обезопасить своего ребенка.
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Вы скажите, что мне делать, а дальше я уже все испорчу сам
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Что делать, чтобы ребенок читал книги? Самый банальный ответ для родителей.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • 6 признаков того, что вы разрушаете свою жизнь и как с это исправить
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь