Вторичная выгода.

 

Встречаются случаи в моей практике жалоб уставших мам на часто болеющих детей. Ну, дескать, нет уже сил, в садик отдать дитя невозможно, воспитывать получается плохо и непоследовательно, самой чем- то полезным заняться некогда, а о том, чтобы на работу выйти, и думать нечего. «И старший был таким же болезненным, и в детский сад отдали со второй попытки только, год еще дома просидел, а потом малыш родился, с двумя мне уже не справиться…» Что я слышу: - «Со старшим дома остаться не получалось, но теперь у меня есть младший ребенок, от него –то мне точно не отойти, он очень болеет». На вопрос «Чем, собственно болеет?», как правило, ответы туманные и пространные. «Постоянно болеет, простуды, температура, обследования, аллергия. Очень больной ребенок, ну как тут работать?», - вздыхает мама, повторяя как мантры все эти фразы, а я вижу, как участливо кивают и муж, прикидывающий как можно подхалтурить в такси, и свекровь, самозабвенно закрывающая очередную порцию витаминов в банках, и подруги, галдящие то о новом шефе, то о грядущем отчете. «А хочет ли эта мама работать в принципе?» - задаюсь я вопросом и предлагаю обсудить вторичную выгоду сложившейся ситуации. Вторичная выгода – то, что удерживает человека в том проблемном состоянии, которое он получил. Внешне человек может чего- то очень хотеть, постоянно об этом говорить, но ситуацию не менять. Или он страдает, устает, жалуется, но дальше слов дело не идет.

В связи с этим в памяти всплывает притча о собаке и гвозде. «Собака лежала около своего хозяина и скулила, а на вопрос любопытного странника «Что с ней не так?», мудрец отвечал: «Псина лежит на гвозде, ей неудобно, и она скулит. Но, видимо, недостаточно больно, чтобы поднять свой зад и перейти в другое место».

У каждого решения есть бонусы, и они либо осознаются, либо вытесняются в бессознательное. И те из них, которые перевешивают, влияют на либо на удержание, либо изменение текущего положения дел. Признаться же в том, что «лежать на гвозде» может быть выгодно, весьма трудно, но необходимо для разрешения ситуации.

 Для этого порефлексируйте и выпишите несколько моментов, оправдывающих ваш выбор. (Сидеть дома- комфортно, не надо каждое утро делать укладку и макияж, много времени остается на себя…). Если совсем ничего не приходит на ум, используйте, например, метафорические карты. Картинки- метафоры, обращенные к вашему бессознательному, служат хорошим подспорьем для поиска ответов.

 Затем честно ответьте себе, готовы ли вы отказаться от легализованных выгод? (Выход на работу как выход из зоны комфорта).

 Возможно, вы отыщите способ получить желаемое другим способом? (Творческая самореализация в домашних условиях).

Если нет, примите свой выбор, не изводите себя чувством вины и живите с миром. (Да, я домохозяйка, это моя работа и я получаю от этого удовольствие).

В случае терзания смутными сомнениями, представьте себе все ожидаемые дивиденды от противоположных действий, пропишите их, чтобы убедить сознание в их приятных плюсах и смело действуйте. А проблемы будете решать по мере их поступления.

Бывает, что подобные двойные сценарии используются и детьми. Для того, чтобы ребенку «расхотелось» болеть, попробуйте уделять внимание ребенку больше, когда он здоров. Покажите ему плюсы хорошего самочувствия и опишите планы интересного времяпровождения (В воскресенье все идут в поход на велосипедах, или едут на экскурсию в заброшенный форт искать клад…) Догадываетесь, что он выберет оставаться здоровым? Но для этой работы, вам самим необходимо изменить сценарий.

Есть в психологии методика «Небесной лавки». Выбрать не что-нибудь, а – «больного ребенка», которого потом можно будет годами обследовать, лечить, опекать, заменяя этим сложным и многокомпонентным процессом все остальные пути личностной самореализации, это не самый  приятный, но все- таки ваш выбор.  И в ваших руках возможность его изменить.

Анастасия Венедиктова, психолог.



Просмотров: 362
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • У меня есть проблема, но мне это нравится: что такое вторичная выгода и как её обнаружить
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проблемы с самооценкой. Я недостоин такой жизни. Изменить что-либо уже поздно. Нет сил.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Как вспомнить все, что мы когда-либо читали?
  • Как, критиковать так, чтобы не отбить охоту что-либо делать.
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Все, что мне необходимо знать, открывается мне. Все, в чем я нуждаюсь, приходит ко мне".
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • И что мне с этим делать? или еще раз о том, как работает терапия
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо?
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо? Шаг 2
  • Рэкетные чувства или Почему я чувствую себя все время виноватым либо постоянно обижаюсь?
  • Уверенность в себе — либо есть, либо нет?
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Предвидеть что-либо очень трудно, особенно будущее
  • Управление семьей: «все для семьи», либо «да пошла она»!
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Мне все советуют как воспитывать ребенка. Что делать?
  • Как помочь себе справиться со страхом чего-либо. Упражнение для взрослых



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь