Влияние позитивных психологических интервенций на субъективное благополучие подростков

Автор статьи: Денис Зеликсон

Зеликсон Д.И. Влияние позитивных психологических интервенций на субъективное благополучие подростков // Российский психологический журнал. – 2015. – № 3. – C. 33-39.

 

Влияние позитивных психологических интервенций на субъективное благополучие подростков

В статье выявляется влияние позитивных психологических интервенций (ППИ) на субъективное благополучие подростков (N=13). Автор анализирует зарубежный опыт применения интервенций в школьной ситуации, основанных на позитивных чертах характера (силах личности), а также изменения в субъективном благополучии старших школьников в результате применения такого инструмента психологического вмешательства. В качестве интервенций используется собственная методика автора, основанная на зарубежном опыте прикладного применения позитивной психологии в рамках программы Strengths Gym. Существенными отличиями авторской методики являются ее формат, который дополняется упражнениями на отработку навыка применения черты характера, а также продолжительность курса, который ограничивается четырьмя занятиями по 45 мин каждое. Наряду с этим в качестве индикаторов субъективного благополучия используются зарубежные опросники, впервые адаптированные к русскоязычной выборке, состоящей из старших школьников. Полученные результаты свидетельствуют о статистически значимом положительном влиянии авторской методики ППИ на показатель соотношения позитивных и негативных эмоций, являющийся одной из основных мишеней для любых интервенций, разработанных в рамках позитивной психологии. Применение интервенций, основанных на позитивных чертах характера, впервые проводится в рамках отечественного исследования, а полученные результаты хорошо согласуются с данными зарубежных экспериментов. Работа показывает потенциал применения ППИ в школьной ситуации в рамках краткосрочных тренингов, которые направлены на повышение субъективного благополучия подростков. Одной из перспектив будущих исследований является попытка установить факторы, за счет которых происходит изменение субъективного благополучия подростков в результате применения ППИ.

 

Ключевыеслова: позитивная психология, позитивные интервенции, субъективное благополучие, позитивные эмоции, удовлетворенность жизнью, психология образования, позитивное образование, черты характера, развитие характера, счастье. 

 

Позитивная психология в качестве одного из направлений психологической науки в течение последних десяти лет активно интегрируется в образовательную сферу. Субъективное благополучие, гедонистическая модель которого состоит из позитивных и негативных эмоций, а также удовлетворенности жизнью [8], оказывается в фокусе внимания школьной программы наряду с традиционными академическими навыками [18, 20, 21]. В школьном контексте субъективное благополучие не только выполняет традиционные функции психического ресурса для развития человека и буфера против появления психологических патологий [2], но и способствует повышению школьной успеваемости [11, 19].

Формирование новых целей в рамках образовательной программы предопределило поиск средств их достижения, которые были также заимствованы из позитивной психологии. В школьную программу были интегрированы позитивные психологические интервенции, представляющие собой терапевтический метод, направленный на развитие позитивных эмоций, поведения и мышления. Существующие мета-анализы показывают эффективность влияния различных ППИ на субъективное благополучие как у взрослых, так и у детей [4, 17].

Одними из наиболее распространенных интервенций, используемых в школах, являются ППИ, основанные на позитивных чертах характера (сильных сторонах личности). В  большинстве случаев в их основе лежит классификация К. Питерсона и М. Селигмана, состоящая из 24 черт, разделенных на шесть добродетелей (virtues): мудрость и познание, смелось, гуманность, социальность, умеренность, а также духовность [13]. В общем виде под позитивными чертами характера понимаются врожденные качества, которые возникают естественным образом, ощущаются аутентичными и используются благодаря внутренней мотивации человека [5]. Опросник, позволяющий определить выраженность конкретных позитивных черт характера у человека (Values In Action), были неоднократно апробированы в различных странах, в том числе и в России [1].

Классический формат применения таких интервенций в рамках школьной программы предусматривает рефлексивный диалог о позитивных чертах характера в течение урока (45-60 мин). Такие ППИ оказались эффективным средством повышения уровня субъективного благополучия и школьной успеваемости в зарубежных школах [12, 15]. При этом интервенции влияют на позитивные эмоции, увеличивая их количество или повышая соотношение позитивных и негативных эмоций.

Один из форматов внедрения позитивной психологии в программу школьного образования предусматривает проведение отдельных занятий по изучению позитивных черт характера. Так, в проведенных за рубежом исследованиях интервенции проводились один раз в неделю в течение 24 недель [14]. Необходимо отметить, что в отечественной практике применение интервенций в школьной ситуации не проводилось.

Вместе с тем возникает вопрос о применимости ППИ в рамках школьной программы, отличающихся краткосрочностью, но более высокой интенсивностью проработки материала. Последнее обеспечивается за счет формата тренинговой работы, предусматривающей не только рефлексивный диалог, но и отработку навыков применения черт в парах и группах, а также методики, заимствованные из арт-терапии. 

В связи с этим основной целью данной работы является попытка выявить потенциальный эффект интервенций, адаптированных к российским условиям и проводимых в тренинговом формате. Основная гипотеза исследования представляет собой предположение о том, что такие краткосрочные ППИ, основанные на развитии позитивных черт характера, положительно влияют на субъективное благополучие старших школьников.

В экспериментальном исследовании с целью проверки основной гипотезы работы приняли участие учащиеся 6-ого класса средней общеобразовательной школы в г. Москве. В качестве ППИ, основанных на развитии позитивных черт характера, были выбраны пять черт: гибкость мышления, причастность к общему делу, благодарность, социальный интеллект и самоконтроль [6, 9]. Основой для  формирования курса интервенций выступила программа Strengths Gym [14]. Каждая сессия была посвящена одной отдельной черте характера и состояла из трех частей.

Первая часть сессии представляла собой описание черты, ее значения, а также цитаты известных личностей относительно моральной значимости черты характера. Процедура проводилась с помощью презентации, которая показывалась на экране, в течение 5-7 минут.

Вторая часть состояла из рефлексивного диалога относительно представленного материала в течение 5-10 минут. Данная часть является основной при применении подобных интервенций за границей.

Третья часть включала в себя ряд упражнений на развитие черты характера как навыка, в парах, тройках или группах, а также элементы арт-терапии и арт-диагностики («несуществующее животное» и т.д.). Эта часть была основной и на нее отводилось 25-30 минут времени. 

Диагностика проводилась в начале первой сессии, а повторные замеры в начале последней. Таким образом, интервенции представляли собой четыре сессии по 45 минут каждая и прошли в 10-дневный период. Черта характера «причастность к общему делу» не вошла в исследование.

В первоначальной диагностике приняло участие 27 детей. Полностью опросники заполнили 17 школьников. В повторной диагностике участвовало 25 детей. Полностью опросники заполнило 22 школьника. Первоначальную и повторную диагностику полностью прошли 13 детей, средний возраст 12,1 года, 2 мальчика и 11 девочек. Все дети были без ОВЗ.

В качестве диагностики субъективного благополучия использовалось два опросника: модифицированная версия опросника «Дифференцированная шкала эмоций» [10] и «Короткий многофакторный опросник удовлетворенности жизнью школьника» (Brief Multidimensional Students' Life Satisfaction Scale) [16].

В модифицированном виде опросник «Дифференцированная шкала эмоций» представляет собой набор из 10 позитивных (довольный и т.д.) и 10 негативных (раздраженный и т.д.) эмоциональных состояний. Респондентам предлагается отметить испытывали ли они эти состояния в течение предыдущего дня. В отличие от оригинальной версии опросника в данном исследовании респонденты не указывали интенсивность эмоций, а лишь отмечали, испытывали ли они или не испытывали («Да» или «Нет») подобного эмоционального состояния. Дескрипторы эмоций были заимствованы из адаптированного Е.Н. Осиным опросника «Шкала позитивного аффекта и негативного аффекта» [3]. Соотношение позитивных и негативных эмоций определялось с помощью деления количества позитивных эмоций на количество негативных.

«Короткий многофакторный опросник удовлетворенности жизнью школьника» представляет собой шесть утверждений, касающихся шести факторов: семья, друзья, школа, собственное Я, место жительства и общая оценка удовлетворенности жизнью (например, «Я могу описать мои отношения с семьей и близкими как…»). Ответы на утверждения даются по 7-бальной шкале Лайкерта от «полностью неудовлетворительные» до «полностью удовлетворительные».

Данные опросников обрабатывались в статистическом пакете SPSS 22.0.

В результате диагностики были получены следующие пары данных «до» и «после»: удовлетворенностью жизнью, позитивные эмоции, негативные эмоции, соотношение позитивных и негативных эмоций. Проверка надежности двух опросников с помощью критерия Альфа-Кронбаха показала возможность применения данных видов диагностики с русскоязычной выборкой. Так, модифицированный опросник «Дифференцированная шкала эмоций» показал критерий Альфа-Кронбаха 0,639 (0,681 для шкалы позитивных эмоций и 0,645 для шкалы негативных эмоций). Опросник «Короткий многофакторный опросник удовлетворенности жизнью школьника» показал по тому же критерию 0,767.

Корреляции между двумя опросниками оказались сопоставимы с полученными ранее зарубежными исследованиями [7]. Значимая взаимосвязь была выявлена между ключевыми показателями удовлетворенности жизнью и соотношением позитивных и негативных эмоций в первоначальной диагностике (0,658 при α < 0,05).

Применение интервенций повлияло на разницу между показателями соотношения позитивных и негативных эмоций «до» и «после». Так, у девяти школьников были положительные улучшения, у двоих изменений не было и двое детей показали отрицательные изменения. Проверка основной гипотезы проводилась с помощью парного критерия t-Стьюдента (2.423, α < 0,05) и критерия парных знаковых рангов Уилкоксона (2,045 при  α < 0,05).

 

Таблица 1. Парный критерий t-Стьюдента и критерий парных знаковых рангов Уилкоксона

 

 

t-Стьюдента

Критерий Уилкоксона

Соотношение позитивных и негативных эмоций «после» и «до»

2,423

2,045

Значимость

0,032

0,041

 

 

При этом статистически значимых изменений в показателе удовлетворенности жизнью зафиксировано не было. Отсутствие изменений в когнитивной оценке различных аспектов жизни обосновывается фактором устойчивости данного показателя в краткосрочной перспективе. В связи с этим полученные результаты согласуются с результатами рассмотренных выше зарубежных исследований. Таким образом, основная гипотеза исследования была подтверждена с помощью параметрических и непараметрических методов статистики.

Данное исследование было направлено на выявление потенциального эффекта позитивных психологических интервенций на показатели субъективного благополучия у старших школьников. Зафиксированный положительный эффект влияния интервенций на соотношение позитивных и негативных эмоций хорошо согласуется с полученными ранее результатами зарубежных исследований. Вместе с тем отсутствие контрольной группы при проведении эксперимента, а также небольшая по объему выборка говорят о необходимости дальнейшей перепроверки полученных результатов.

В отличие от классического использования подобных интервенций за рубежом автором были внесены изменения в используемую методику Strength Gym. В результате адаптации в рамках сессий проводилось не только информирование детей о позитивных чертах характера и рефлексивный диалог, но и отработка навыка применения этих черт на практике в групповом формате. Это позволило получить ожидаемый эффект за гораздо более короткий срок, чем в аналогичных иностранных экспериментах. Однако ряд позитивных психологических интервенций, например, три хороших события также оказываются эффективными при их применении в течение 5-7 дней [15]. 

Наряду с этим адаптации подверглись два опросника, которые пользуются большой популярностью в качестве инструментов оценки субъективного благополучия на англоязычных выборках. Полученные уровни надежности позволяют говорить о применимости модифицированной версии «Дифференцированной шкалы эмоций» и «Короткого многофакторного опросника удовлетворенности жизнью школьника» в исследованиях русскоговорящих подростков.

В практической плоскости данная работа позволяет говорить о высоком потенциале внедрения позитивной психологии в систему школьного образования. С учетом неоднократно показанных в научных исследования положительных эффектов позитивных эмоций подобные интервенции могут стать важным инструментом повышения субъективного благополучия школьников, снижения их уровня депрессии и повышения школьной успеваемости. 

 

Списоклитературы

 

  1. Буровихина И.А., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Силы характера как ресурсы личности подростка: опыт применения опросника «Профиль личностных достоинств» // Психологическая диагностика. – 2007. – № 1. – С. 107-127.
  2. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. – Москва: Смысл, 2011. – 680 с.
  3. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9, № 4. – С. 91-110.
  4. Bolier L., Haverman M., Westerhof G.J., Riper H., Smit F., Bohlmeijer E. Positive psychology interventions: a meta-analysis of randomized controlled studies // BMC Public Health. – 2013. – Vol. 13 (119).
  5. Brdar I., Kashdan T. Character strengths and well-being in Croatia: An empirical investigation of structure and correlates // Journal of Research in Personality. – 2010. – Vol. 44. – pp. 151–154.
  6. Breen, W. E., Kashdan, T. B., Lenser, M. L., & Fincham, F. D. (2010). Gratitude and forgiveness: Convergence and divergence on self-report and informant ratings. Personality and Individual Differences, 49 (8), 932-937.
  7. Cohn M.A., Fredrickson B.L., Brown S.L., Mikels J.A., Conway A.M. Happiness Unpacked: Positive Emotions Increase Life Satisfaction by Building Resilience // Emotion. – 2009. Vol. 9, № 3. – pp. 361-368.
  8. Diener Ed. Subjective well-being: The science of happiness and a proposal for a national index // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55. – pp. 56–67.
  9. Farh C.I.C.C., Seo M.G., Tesluk, P.E. Emotional intelligence, teamwork effectiveness, and job performance: The moderating role of job context // Journal of Applied Psychology. – 2012. – Vol. 97 (4). – pp. 890-900.
  10. Fredrickson B.L., Tugade M.M., Waugh C.E., Larkin G. What good are positive emotions in crises? A prospective study of resilience and emotions following the terrorist attacks on the United States on September 11th, 2001 // Journal of Personality and Social Psychology. – 2003. – Vol. 84. – pp. 365–376.
  11. Gilman R., Huebner E. S. Characteristic of Adolescents Who Report Very High Life Satisfaction // Journal of Youth and Adolescence. – 2006. – Vol. 35, № 3. – pp. 311-319
  12. Marques S.C., Lopez S.J., Pais-Ribeiro J.L. ‘‘Building Hope for the Future’’: A Program to Foster Strengths in Middle-School Students // Journal of Happiness Studies. – 2011. – Vol. 12. – pp. 139-152.
  13. Peterson C., Seligman M. Character strengths and virtues: A handbook and classification. – USA: Oxford University Press, 2004. – 800 p.
  14. Proctor C., Tsukayama E., Wood A. M., Maltby J., Eades J. F., Linley P. A. Strengths Gym: The impact of a character strengths-based intervention on the life satisfaction and well-being of adolescents // Journal of Positive Psychology. – 2011. – Vol. 6 (5). – pp. 377-388.
  15. Seligman M.E.P., Ernst R.M., Gillham J., Reivich K., Linkins M. Positive education: Positive psychology and classroom interventions // Oxford Review of Education. – 2009. – Vol. 35. – pp. 293–311.
  16. Seligson J., Huebner E.S., Valois R.F. Preliminary validation of the Brief Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Social Indicators Research. – 2003. – Vol. 61. – pp. 121- 145.
  17. Sin N.L., Lyubomirsky S. Enhancing well-being and alleviating depressive symptoms with positive psychology interventions: A practice-friendly meta-analysis // Journal of Clinical Psychology. – 2009. – Vol. 65. – pp. 467–487.
  18. Soutter A.K., O’Steen B., Gilmore A. Wellbeing in the New Zealand Curriculum // Journal of Curriculum Studies. – 2012. –Vol. 44, №1. – pp. 111-142.
  19. Suldo S.M., Riley K.N., Shaffer E.J. Academic correlates of children and adolescents’ life satisfaction // School Psychology International. – 2006. – Vol. 27. – pp. 567–582.
  20. Walker D.I., Roberts M.P., Kristjánsson K. Towards a new era of character education in theory and in practice // Educational Review. – 2015. – Vol. 67, № 1. – pp. 79-96.
  21. Waters L., White M. Case study of a school wellbeing initiative: Using appreciative inquiry to support positive change // International Journal of Wellbeing. – 2015. – Vol. 5(1). – pp. 19-32.

 

Influence of positive psychological interventions on adolescents well-being

 

The article finds out the influence of positive psychological interventions (PPI) on adolescents well-being (N=13). Author explores the foreign experience of fulfilment of strength-based interventions in schools and various changes in well-being of school students as the result of such fulfilment. The course of interventions is made by the author based on the Strengths Gym program. The main features of the course are: the group exercises which aim to apply the use of strength, and the format of session, which is 45 min each of 4-ssession course. Moreover, some of well-being self-reports are adopted for the Russian-speaking adolescents for the first time. The results show that the PPI have a significant positive influence on positivity ratio of emotions, which is the main target of any similar interventions made within positive psychology. The fulfilment of strenght-based intervention is made for the first time in the Russian scientific research and the results are consisted with foreign experiments. The article shows a utility of such short-course PPI in schools in order to enhance adolescents well-being. One of the possible goals of a future research is to find out factors of such positive changes of adolescents well-being.

 

Keywords: positive psychology, positive interventions, well-being, positive emotions, life satisfaction, educational psychology, positive education, character strengths, character education, happiness.

 

  1. Burovikhina I.A., Leontiev D.A., Osin E.N. SIly charactera kak resursy lichnosti podrostka: opyt primeneniya oprosnika «Profil lichnostnikh dostoinstv»[Character strengths as adolescent’s resources: the experience of using «Values in Action» self-report]. Psichologicheskaya diagnostika, 2007, № 1, pp.107-127.
  2. Leontiev D.A. Lichnostniy potencial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnostic]. Moscow Publ., 2011.
  3. Osin E.N. Izmereniye positivnikh i negativnykh emociy: razrabotka russkoyazichnogo analoga metodiki PANAS [Positive and negative emotions measurement: the development of the Russian analog of PANAS]. Psichologiya. Journal Vishey skoly economici, 2012, № 4, pp. 91-110.
  4. Bolier L., Haverman M., Westerhof G.J., Riper H., Smit F., Bohlmeijer E. Positive psychology interventions: a meta-analysis of randomized controlled studies // BMC Public Health. – 2013. – Vol. 13 (119).
  5. Brdar I., Kashdan T. Character strengths and well-being in Croatia: An empirical investigation of structure and correlates // Journal of Research in Personality. – 2010. – Vol. 44. – pp. 151–154.
  6. Breen, W. E., Kashdan, T. B., Lenser, M. L., & Fincham, F. D. (2010). Gratitude and forgiveness: Convergence and divergence on self-report and informant ratings. Personality and Individual Differences, 49 (8), 932-937.
  7. Cohn M.A., Fredrickson B.L., Brown S.L., Mikels J.A., Conway A.M. Happiness Unpacked: Positive Emotions Increase Life Satisfaction by Building Resilience // Emotion. – 2009. Vol. 9, № 3. – pp. 361-368.
  8. Diener Ed. Subjective well-being: The science of happiness and a proposal for a national index // American Psychologist. – 2000. – Vol. 55. – pp. 56–67.
  9. Farh C.I.C.C., Seo M.G., Tesluk, P.E. Emotional intelligence, teamwork effectiveness, and job performance: The moderating role of job context // Journal of Applied Psychology. – 2012. – Vol. 97 (4). – pp. 890-900.
  10. Fredrickson B.L., Tugade M.M., Waugh C.E., Larkin G. What good are positive emotions in crises? A prospective study of resilience and emotions following the terrorist attacks on the United States on September 11th, 2001 // Journal of Personality and Social Psychology. – 2003. – Vol. 84. – pp. 365–376.
  11. Gilman R., Huebner E. S. Characteristic of Adolescents Who Report Very High Life Satisfaction // Journal of Youth and Adolescence. – 2006. – Vol. 35, № 3. – pp. 311-319
  12. Marques S.C., Lopez S.J., Pais-Ribeiro J.L. ‘‘Building Hope for the Future’’: A Program to Foster Strengths in Middle-School Students // Journal of Happiness Studies. – 2011. – Vol. 12. – pp. 139-152.
  13. Peterson C., Seligman M. Character strengths and virtues: A handbook and classification. – USA: Oxford University Press, 2004. – 800 p.
  14. Proctor C., Tsukayama E., Wood A. M., Maltby J., Eades J. F., Linley P. A. Strengths Gym: The impact of a character strengths-based intervention on the life satisfaction and well-being of adolescents // Journal of Positive Psychology. – 2011. – Vol. 6 (5). – pp. 377-388.
  15. Seligman M.E.P., Ernst R.M., Gillham J., Reivich K., Linkins M. Positive education: Positive psychology and classroom interventions // Oxford Review of Education. – 2009. – Vol. 35. – pp. 293–311.
  16. Seligson J., Huebner E.S., Valois R.F. Preliminary validation of the Brief Multidimensional Students’ Life Satisfaction Scale // Social Indicators Research. – 2003. – Vol. 61. – pp. 121- 145.
  17. Sin N.L., Lyubomirsky S. Enhancing well-being and alleviating depressive symptoms with positive psychology interventions: A practice-friendly meta-analysis // Journal of Clinical Psychology. – 2009. – Vol. 65. – pp. 467–487.
  18. Soutter A.K., O’Steen B., Gilmore A. Wellbeing in the New Zealand Curriculum // Journal of Curriculum Studies. – 2012. –Vol. 44, №1. – pp. 111-142.
  19. Suldo S.M., Riley K.N., Shaffer E.J. Academic correlates of children and adolescents’ life satisfaction // School Psychology International. – 2006. – Vol. 27. – pp. 567–582.
  20. Walker D.I., Roberts M.P., Kristjánsson K. Towards a new era of character education in theory and in practice // Educational Review. – 2015. – Vol. 67, № 1. – pp. 79-96.
  21. Waters L., White M. Case study of a school wellbeing initiative: Using appreciative inquiry to support positive change // International Journal of Wellbeing. – 2015. – Vol. 5(1). – pp. 19-32. 


Просмотров: 297
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Правильный» фокус внимания для покорения вершин: Negative and Positive Emotional Attractors
  • Как уменьшить стресс с помощью позитивных диалогов с собой?
  • Развивитие мозга с помощью позитивных отношений (Упражнение №1).
  • Иструмент позитивных изменений в жизни
  • Как достичь позитивных изменений
  • Как открыть в себе силы и источники для позитивных изменений в жизни
  • Астропсихология – ресурс для позитивных изменений
  • Шаг к себе через сновидения: как встать на путь позитивных изменений
  • Волшебная лампа Алладина или Гипнотерапия, как путь позитивных изменений
  • Деньги дают свободу | О позитивных установках, которые помогут больше зарабатывать
  • Сила позитивных перемен...
  • Банк позитивных воспоминаний.
  • 10 позитивных примеров. Упражнение
  • О субличностях, депрессии и ложно позитивных людях
  • Как видеть хорошие сны? Включаем программу позитивных снов. Тайны и особенности мира сновидений
  • Никто не любит перемен, но все хотят позитивных улучшений
  • «Комплимент лесть или создание, поддержание и укрепление позитивных отношений».
  • Проблемы как источник формирования негативных эмоций
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Как избавиться от негативных эмоций?
  • Как избавиться от негативных эмоций
  • Не бойтесь негативных эмоций
  • Корни негативных эмоций
  • Выгрузка негативных эмоций.
  • О пользе негативных эмоций
  • Негативных эмоций не существует
  • 5 способ защиты себя от негативных эмоций
  • Как обуздать вихрь негативных эмоций
  • Нужно ли избавляться от негативных эмоций
  • Вы еще хотите избавиться от негативных эмоций?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь