1 сентября — родители — в строй!

Очередная линейка в школе 1 сентября. В школьном дворе, украшенном и нарядном строятся дети по классам, родители вокруг. И на очередную фразу директора школы: «Родители, поздравляю и вас с 1 сентября!» слышу вокруг волну из взрослых реплик, вздохов, смешков:

«Боже, нашли с чем поздравлять!»

«Не хочу — опять учебный год!»

«Сейчас опять начнется...»

«Как теперь все успевать»

Не первый год, с тех пор, когда мои дети пошли в школу, я слышу от знакомых и незнакомых мне родителей, как много места занимает учеба ребенка в ИХ жизни.

С началом учебного года многие родители берут на себя не только функцию «Проверять уроки», но и множество других: будить ребенка, следить за временем (чтобы не опоздал), проверять портфель (чтобы ничего не забыл), следить, помнит ли он про уроки, доп.кружки и.т.п. И все это и вызывает вздохи и реакцию, типа: «Кашмар, опять учимся».

Можно очень сильно, с моей точки зрения, облегчить свою «участь», как родителя школьника, если перед каждой акцией-помощью, где требуется, как вам кажется, ваше участие, спрашивать себя: «А зачем я сейчас хочу это сделать/спросить/помочь?»

«Что будет, если я этого не сделаю?»

И если быть честным с собой, то ответы будут про вас. И можно обнаружить кучу СВОИХ страхов и проблем. Это родитель, зачастую, не может выдержать своего напряжения от того, что ребенок — отдельный человек и имеет право на свой опыт. Частые фразы родителей: «Не хочу краснеть за своего ребенка», «Мне стыдно за то, что он такой растяпа», «Без меня опять что-нибудь напутает» и.т.д. И тогда оценки ребенка — это оценки родителю. И тогда именно родителю надо, чтобы ребенок не опоздал, ничего не забыл, все уроки сделал.

А принцип распределения ответственности гласит: « кому надо — тот и везет (на том не грех и проехать)». И ребенок, что в первом классе, что в пятом, что в десятом только после маминого напоминания кладет в портфель забытый учебник, утром встает после третьего расталкивания, и регулярно «забывает» о том, что есть домашняя работа.

А родители считают, что это у них ребенок такой — только после пинков, указаний и контроля будет что-то делать. А если не проконтролируешь и не пнешь — пиши пропало.

Я помню, как мне было поначалу сложно удерживаться от напоминаний, когда видела, что дочь (во втором классе) весело размахивая пакетом со сменкой выходила из квартиры в школу...Без портфеля. Как, приходя домой, то один ребенок, то второй вспоминали, что чего-нибудь забыли в школе, не записали, не сделали. Удерживала себя от того, чтобы быстренько помочь своим детям и исправить самой то, где возник косяк у них. Хотела верить и верила, что они справятся с последствиями своих «забываний» и «неделаний».

Было много всего, пока они становились самостоятельными в своей, школьной жизни. И их ворчание и обидки: «Мама, ну тебе же проще в школу приехать, чем мне домой» ( забытый учебник, привезти, например). Двойки за забытые и несделанные работы. Поиски формы по школе вместо прогулки. Опаздание на уроки, доп.кружки потому что проспали или проворонили время. Первый класс я как могла и умела вводила детей в школьную жизнь, постепенно, по мере освоения нового образа жизни, отдавая в их ответственность то, что уже многократно усвоилось (на практике). Второй и третий классы были у моих детей периодом максимального количества забываний, опозданий и несделанных уроков. А у меня — периодом колебаний между сделать за них или верить, что справяться и не лезть. Сейчас я рада, что справлялась тогда со своими переживаниями по поводу: «Ребенок же расстроится, он же неспециально», «Учителя потом мне же будут выговаривать за опаздания, не вовремя сданные деньги, отсутствие на уроках формы, сменки, красок, учебников и др.»

Несколько лет школьная жизнь начинается 1 сентября только у моих детей. Я вовлекаюсь в эту жизнь очень редко — когда нужно локально объяснить непонятную задачу, сходить на собрание и собраться на редкие совместные мероприятия с детьми.

Я слушаю по вечерам своих детей — что им сегодня было интересно за день, что вызвало какие то эмоции… А с ежедневными рабочими моментами, содержанием своих уроков они прекрасно справляются сами. Они время от времени и сейчас что-нибудь забывают, могут опаздать. Но они умеют и корректировать, исправлять, изменять то, что получилось. Потому что это нужно (или не нужно) им самим.

Мягкое и постепенное отдавание родителем ребенку ответственности за свою жизнь происходит первые 18 лет ребенка. 11 школьных лет — это основной период, когда ребенок на примере своей школьной жизни и получает опыт этой ответственности. А значит и постепенной свободы. Когда родитель верит в то, что ребенок справится и без его неусыпной опеки, руководства, контроля — ребенок волшебным образом действительно, справляется. А родитель в это время имеет возможность заниматься своей, отдельной от ребенка жизнью. А нужно ли ему это — отдельная тема.

1 сентября  родители  в строй



Просмотров: 329
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что могут сделать родители, чтобы ребенок учился с интересом
  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Ведешь себя, как ребенок, лишаешь своих детей - детства
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Насилие в школе. Ребенок-жертва и ребенок-агрессор. Роль учителей и родителей.
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Ребенок и смерть. Часть 4. Если родители вегетарианцы…
  • Когда у меня будет ребенок...
  • Как родители уродуют жизнь своих детей.
  • Возрастные страхи до трех лет: когда и чего ребенок имеет полное право бояться
  • Ребенок отличается от других детей: инакий ребенок
  • Кризис 6-7 года жизни. Готов ли ваш ребенок идти в школу?
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок?
  • Что нужно, чтобы ребенок вас услышал
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Хочу, чтобы в моей жизни больше не было проблем. Вы уверены, что и правда этого хотите?
  • Почему ребенок не хочет ходить в школу? И что с этим можно сделать
  • Скоро в школу I Готов ли ребенок к школе?
  • Что нужно для здоровых отношений родитель-ребенок? Продолжение...
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь