|
Поиск способа мотивации подросткаАвтор статьи: Наталия Владимировна Ковалёва
Каждый из вас выбирает свой путь, как заставить ребёнка сделать домашнее задание или учиться. В современном мире дети сталкиваются с беспрецедентным уровнем стресса и небрежения. Многим детям вообще так и не удаётся почувствовать себя детьми. Их с рождения возят по развивающим кружкам, заставляют делать что-то не соответствующее возрасту и потребностям ребёнка. Многие родители считают, что иметь детство ребёнку непозволительная роскошь, и понимают под детством только кучу игрушек и отличное питание. Общение с детьми напоминает игру в армию: убери игрушки, помой посуду, вынеси мусор, уберись в своей комнате, работай на уроке, перестань проявлять эмоции, не зли родителей, не груби, не бегай, собери портфель, делай как тебе сказано… Большая часть урока в школе напоминает игру «кто кого переорёт». Причём громче всех кричит учитель и вместо объяснения темы она выбирает обсуждение того, как кто-то уронил карандаш и как этот секундный шорох сорвал урок. Дома мотивация к выполнению домашних заданий или домашних дел заключается в угрозах: если ты получишь двойку, то я отберу у тебя компьютер. Иногда наказание превращается в моральное истязание, причём чем больше страдает ребёнок, тем агрессивнее становится родитель. Давайте подумаем, что такое мотивация. Мотивация – это побуждение к действию. Но это ещё не всё. Мотивация – это процесс, поведение, позволяющее удовлетворить потребность. Потребность сначала осмысливается, затем опредмечивается. Например, в животе заурчало, и мы понимаем, что надо поесть, а затем идём решаем, что поесть и только потом начинаем что-то готовить. То есть, есть некая потребность, и мозг выстраивает план, как её удовлетворить, с учётом трудностей. Силу мотивации можно вычислить с помощью формулы Йеркса-Додсона, 1908 года выпуска. Теперь посмотрим, почему вместо важного дела человек занимается ерундой. Допустим, необходимо заработать 10 тыс. Мозг выстраивает план, что это можно получить создав некий проект в организации, и это как обмен. Проект нужен организации, а мне нужны деньги. Затем оценивается сложность проекта. И оказывается, что в него надо вложить время, силы, перелопатить много книг. Предположим, что трудность реализации будет в 10 раз выше. То есть имеем: И выходит, сила мотивации равна 1 А теперь посмотрим на силу мотивации к компьютерной игре или общению в соц.сетях: Потребность в игре оценим в 10 (она удовлетворяет потребность в получении эмоций или отдыхе) Какое вознаграждение мы получаем? Это в основном нематериальное и одноразовое. Оценим его в 2 балла Трудность реализации: не очень трудно. То же поставим 2 балла И здесь сила мотивации составляет 10. Сила мотивации у игры и соц.сети выше. 1<10 Тогда вопрос, как силу мотивации из 1 сделать 15, 20 ?
Самый значимый элемент в формуле Трудность реализации. Почему откладываем дело? - когда оно очень трудное - когда оно не понятное в плане цели, - когда не знаешь что делать, - в какой последовательности, - когда нет знаний как делать, - когда нет умений делать - нет смелости начать дело, не зная заранее результата, - насколько силён предыдущий негативный опыт, когда это не получалось (то как человек относится к своим ошибкам). Трудность реализации снижаем. Как снижать трудность? Инструменты снижения: - озвучить цель - планирование - разбить цель на мелкие шаги – этапы работы. - пройти только первый этап - заметить, что вся задача стала легче - сделать второй этап - заметить, что задача стала ещё легче и т.д до конца выполнения. В прохождении этапа работы есть один секрет. Называется он «15 через 5» На первом этапе говорим: «Занимаюсь этим только 15 минут!» И ставим таймер на 15 минут. И начинаем делать. Прошло 15 минут. Если втянулись в работу – продолжаем дальше первый этап. Если не втянулись и заметили, что 15 минут прошло, всё. Стоп. Похвалить себя за работу. И сделать паузу на 5 минут. После паузы снова 15 минут засекаем и продолжаем этап работы. Но обычно, для прохождения первого этапа хватит двух раз по 15 минут. А ребёнок говорит: «А я за 15 минут сделал!» Первые 15 минут выпадают из памяти и ребёнок гордится тем, что он быстро делает. После того как первый этап работы сделан, делается пауза минут на 10, и приступаем ко второму этапу, так же блоками по 15 минут. Чем радостнее и интереснее этап работы, тем выше результат выполнения. Как сделать выполнение этапа работы интереснее? Например, надо прочитать параграф по истории и пересказать его? Превращаем это прочтение в художественный фильм, лепим из пластилина героев, обсуждаем отношение к героям параграфа и рассматриваем причины, почему они себя так ведут. Фантазируем, как бы выглядели герои, и как от их имени был бы рассказ о произошедшем. То есть, включаем максимальное творчество. Вижу, слышу, чувствую. Так же, на ютубе можно найти видеоурок по теме, которую изучает ребёнок. Уроки короткие, 6-8 минут. По многим темам сняты документальные фильмы, мультики, написаны былины. Если это физика, то есть передача «Наука глупости», где в очень интересной форме показаны все законы физики. Пока ребёнок не увидит, не потрогает, не понюхает, не услышит о том, о чём написано, он не запомнит. Важно знать и то, что дети не понимают значения слов, которые читают в задаче, правилах или в гуманитарных предметах. Здесь поможет словарь Ожегова или другой словарь, а так же ваша помощь – показать, дать послушать, дать понюхать, дать потрогать. Любое слово можно почувствовать пятимерно. У большинства детей страдает символизация. Им трудно представить. Поэтому надо задействовать зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения и эмоции к конкретному слову или параграфу.
Далее по формуле: Вознаграждение. Он должно быть промежуточным, после выполнения первого этапа работы, после второго этапа и т.д., а так же общее в итоге. И вознаграждение надо повысить. Каким может быть вознаграждение? Обязательная похвала себя за труд. Дети не умеют хвалить себя даже за небольшие достижения. Потому что родители себя никогда не хвалят и не относятся к себе с благодарностью. Начните благодарить себя за то, что вы делаете. Встали утром – подвиг. Себе благодарность. Сделали что-то, хвалите себя! Награда за каждый этап работы. Например: «Вот этот кусочек работы сделаю и займусь (компьютерной игрой, отдыхом, съем что-то вкусное, и т.д.). После этапа работы можно вознаградить себя конфетой, чаем с шоколадкой или горстью вкусных орехов (или 10-минутным просмотром клипа или игрой между этапами работы. Ещё способ – похвала. И тут возникает подводный камень. Мы не умеем хвалить не только себя, но детей и подростков. Представьте, что ребёнок принёс вам рисунок. Похвалите его. (обычно это Молодец!, Красиво! … После такой похвалы ребёнок будет радовать себя рисованием, радоваться своим достижениям или станет радовать ими вас? Так точно! будет радовать ими кого угодно, только не себя. Включится в сценарий «Радуй других» Первая заповедь – детям трудно принимать похвалу в форме оценки. Похвала в форме оценки подростком воспринимается как унижение. Как похвалить так, чтобы ребёнку хотелось рисовать и получать от рисования радость, а не радовать вас своими рисунками? Это техника описательной похвалы. Такая похвала состоит из двух частей: описание и умение Сначала описываете что нарисовано на рисунке. Например, «Я вижу, ты нарисовал яркое жёлтое солнце, облака, дерево с густой зелёной кроной. Ты чувствуешь цвет и умеешь выражать свои чувства на бумаге!» Если это собранный портфель, то описательная техника будет такой: «Я вижу, что ты подготовился к завтрашним занятиям. Ты выполнил домашнее задание, собрал учебники. Ты умеешь планировать будущий день!» Описать даже самое незначительное для вас достижение ребёнка, не оценивая привычно на «хорошо», «отлично» и «молодец» оказывается сложнее, чем вы думаете. Потому что описывать трудно, да и к такому общению вы не привыкли. Однако вам стоит потренироваться, и обязательно выйдете на новый уровень взаимодействия. Например, вместо «Какой красивый рисунок! Ты просто настоящий художник!» вы говорите: «Я вижу небо, белую луну и жёлтые звёзды» и ребёнок уже понимает, что рисовать ночь он умеет. Или, например, ситуация. На приём пришла девочка с очень сильным чувством вины и стыда, сгрызла все пальцы до крови. В процессе анализа вышла на свет история о том, что девочка нашла кошелёк в школе и отнесла его в учительскую. Мама, узнав об этом, сказала: «Молодец! Ты хорошая, честная девочка!». А девочка подумала о том, что она вовсе не честная, т.к. вчера на уроке математики она списывала. Ей стало стыдно, возникло чувство вины и самонаказующее поведение. Как сказать девочке про ситуацию с кошельком используя технику описательной похвалы? «Учитель сказала мне, что ты нашла кошелёк с деньгами и отнесла его в учительскую. Ты умеешь принимать решения!» А как похвалить ребёнка, который говорит: «Сегодня я получил пятёрку!» Хвалим так: «Я вижу, ты очень доволен. Ты так много трудился!». Как хвалить ребёнка, который сказал: «Я всё сделал!» Говорим: «Ты сосредоточился на работе и не прекращал работать пока не закончил. Ты умеешь работать!» Что сказать ребёнку, который писал палочки-крючочки и не вся строчка идеально написана? Как вы бы похвалили? Наверное, скажете: «Молодец! В другой раз ты напишешь лучше!» И вы создали два послания. Ребёнок получил оценку в виде «Молодец!» И работа тут же обесценена «В другой раз ты напишешь лучше!» слово «молодец» стало не значимым, а как насмешка. Другого раза не будет. В другой раз он создаст себе новый другой раз, когда он, наверное, напишет лучше, и так до бесконечности. Как же сказать в технике описательной похвалы? «Я вижу, ты написал палочки и крючочки. У тебя получилась эта палочка и этот крючочек. Написать так всю строчку трудно, а ты стараешься». Вместо того чтобы показывать то, что вам не нравится, указывайте на достижения, которые сделал ребёнок. Из всей работы всегда найдётся что-то, на что можно сказать «у тебя получилось это» Ещё пример. Вместо того, чтоб сказать: «Ну что ты возишься? Ты до сих пор решил три примера? В таком темпе ты до утра не закончишь!» Лучше сказать: «Я вижу, ты сделал больше половины заданий! Три примера ты уже решил, осталось всего два!» Вместо: «Ну, посмотри на себя! Волосы не причесала! Давай быстрее! Опоздаешь!» сказать: «Я вижу, ты почти оделась. Чистая блузка, юбочка в тон, осталось только причесаться и ты готова выходить в школу». Вместо того чтоб сказать: «Вот ты списал упражнение, опять ошибок наделал! Невнимательный! Смотришь в книгу, видишь фигу!» сказать: «Достаточно исправить несколько ошибок в паре слов и твоё упражнение будет на хорошую оценку» Похвала, которая создаёт зависимость от чужого одобрения, выглядит так: «Отлично! Я горжусь тобой!», «Делаешь домашнее задание? Молодец!» Похвала, которая помогает осознать ребёнку собственные способности и достижения выглядит так: «Ты настойчиво и упорно трудился. Я думаю, ты гордишься собой!», «Я вижу твоё упорство и ответственный подход к делу, чтобы сесть за домашнее задание» Описательная похвала дело трудоёмкое. Но очень благотворно влияет на ребёнка. Это и есть та эмоциональная поддержка, которая помогает ребёнку стать человеком с активной жизненной позицией. Изобретайте в каждой ситуации фразы описательной похвалы, и вы заметите, как ребёнок станет меняться.
И вот мы добрались до Потребности. Что обычно спрашиваете вы, когда ребёнок приходит из школы? - «Что ты сегодня получил?» - «Какие оценки принёс?» или тот же вопрос, но спрятан за «Как дела в школе?» Из таких вопросов ребёнок понимает, что главное – его оценка, а не процесс узнавания нового. А как надо спрашивать? - Что сегодня было в школе интересного? - Что ты узнал нового сегодня? - Что было полезного в том, что рассказали на уроках? - Что из полученных знаний можно применить в жизни? То есть, спрашиваем о содержании обучения, об отношении ребёнка к обучению. Фокусируйте его взгляды и мысли на том, что он узнаёт в школе, а не то, как его сегодня оценили. Главное – не оценка. Главное – процесс обучения и какую силу воли прилагает ребёнок. Сила воли – это осознанное направление сознания туда куда нужно. Благодаря силе воли человек может созидать, двигаться, думать, преодолевать. А новая концепция: «Зачем что-то делать, когда всё можно купить. Пускай другие чего-то там делают, а я хочу лежать на песочке» Потребность в признании, уважении, самостоятельности, отдыхе, эмоциональном подкреплении и много-много чего ещё. Это процесс, а не результат. Получение знаний ради оценки – это стремление к конечному результату с игнорированием процесса и того, как он проходит, что интересного там происходит. И ещё момент, чтобы у ребёнка были стремления, надо чтобы родители к чему-то стремились, проявляли свою силу воли. Дети живут здесь и сейчас. Вы сами покажите, что получив новые знания, у вас открылась возможность жить лучше. Тогда вы примером докажете, что получение новых знаний, образование расширяет горизонты. Автор: Наталья Ковалева В дополнение к статье есть мастер-класс "Почему ребёнок не слушается", который пройдёт в Омске 17 сентября в 17 часов https://www.psyoffice.ru/training.php?id=31251 Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|