Поиск способа мотивации подростка

Каждый из вас выбирает свой путь, как заставить ребёнка сделать домашнее задание или учиться.

В современном мире дети сталкиваются с беспрецедентным уровнем стресса и небрежения. Многим детям вообще так и не удаётся почувствовать себя детьми. Их с рождения возят по развивающим кружкам, заставляют делать что-то не соответствующее возрасту и потребностям ребёнка. Многие родители считают, что иметь детство ребёнку непозволительная роскошь, и понимают под детством только кучу игрушек и отличное питание.

Общение с детьми напоминает игру в армию: убери игрушки, помой посуду, вынеси мусор, уберись в своей комнате, работай на уроке, перестань проявлять эмоции, не зли родителей, не груби, не бегай, собери портфель, делай как тебе сказано…

Большая часть урока в школе напоминает игру «кто кого переорёт». Причём громче всех кричит учитель и вместо объяснения темы она выбирает обсуждение того, как кто-то уронил карандаш и как этот секундный шорох сорвал урок.

Дома мотивация к выполнению домашних заданий или домашних дел заключается в угрозах: если ты получишь двойку, то я отберу у тебя компьютер.

Иногда наказание превращается в моральное истязание, причём чем больше страдает ребёнок, тем агрессивнее становится родитель.

Давайте подумаем, что такое мотивация.

Мотивация – это побуждение к действию. Но это ещё не всё.

Мотивация – это процесс, поведение, позволяющее удовлетворить потребность.

Потребность сначала осмысливается, затем опредмечивается. Например, в животе заурчало, и мы понимаем, что надо поесть, а затем идём решаем, что поесть и только потом начинаем что-то готовить.

То есть, есть некая потребность, и мозг выстраивает план, как её удовлетворить, с учётом трудностей.

Силу мотивации можно вычислить с помощью формулы Йеркса-Додсона, 1908 года выпуска.

Поиск способа мотивации подростка

Теперь посмотрим, почему вместо важного дела человек занимается ерундой.

Допустим, необходимо заработать 10 тыс. Мозг выстраивает план, что это можно получить создав некий проект в организации, и это как обмен. Проект нужен организации, а мне нужны деньги.

Затем оценивается сложность проекта. И оказывается, что в него надо вложить время, силы, перелопатить много книг. Предположим, что трудность реализации будет в 10 раз выше.

То есть имеем:      И выходит, сила мотивации равна 1

А теперь посмотрим на силу мотивации к компьютерной игре или общению в соц.сетях:

Потребность в игре оценим в 10 (она удовлетворяет потребность в получении эмоций или отдыхе)

Какое вознаграждение мы получаем? Это в основном нематериальное и одноразовое. Оценим его в 2 балла

Трудность реализации: не очень трудно. То же поставим 2 балла   

И  здесь сила мотивации составляет 10. Сила мотивации у игры и соц.сети выше.

1<10

Тогда вопрос, как силу мотивации из 1 сделать 15, 20 ?

 

Самый значимый элемент в формуле  Трудность реализации.

Почему откладываем дело?

- когда оно очень трудное

- когда оно не понятное в плане цели,

- когда не знаешь что делать,

- в какой последовательности,

- когда нет знаний как делать,

- когда нет умений делать

- нет смелости начать дело, не зная заранее результата,

- насколько силён предыдущий негативный опыт, когда это не получалось (то как человек относится к своим ошибкам).

Трудность реализации снижаем.

Как снижать трудность?

Инструменты снижения:

- озвучить цель

- планирование

- разбить цель на мелкие шаги – этапы работы.

- пройти только первый этап

- заметить, что вся задача стала легче

- сделать второй этап

- заметить, что задача стала ещё легче

и т.д до конца выполнения.

В прохождении этапа работы есть один секрет. Называется он «15 через 5»

На первом этапе говорим: «Занимаюсь этим только 15 минут!» И ставим таймер на 15 минут.

И начинаем делать.

Прошло 15 минут. Если втянулись в работу – продолжаем дальше первый этап.

Если не втянулись и заметили, что 15 минут прошло, всё. Стоп. Похвалить себя за работу. И сделать паузу на 5 минут. После паузы снова 15 минут засекаем и продолжаем этап работы. Но обычно, для прохождения первого этапа хватит двух раз по 15 минут. А ребёнок говорит: «А я за 15 минут сделал!» Первые 15 минут выпадают из памяти и ребёнок гордится тем, что он быстро делает.

После того как первый этап работы сделан, делается пауза минут на 10, и приступаем ко второму этапу, так же блоками по 15 минут.

Чем радостнее и интереснее этап работы, тем выше результат выполнения.

Как сделать выполнение этапа работы интереснее?

Например, надо прочитать параграф по истории и пересказать его?

Превращаем это прочтение в художественный фильм, лепим из пластилина героев, обсуждаем отношение к героям параграфа и рассматриваем причины, почему они себя так ведут. Фантазируем, как бы выглядели герои, и как от их имени был бы рассказ о произошедшем. То есть, включаем максимальное творчество. Вижу, слышу, чувствую.

Так же, на ютубе можно найти видеоурок по теме, которую изучает ребёнок. Уроки короткие, 6-8 минут.

По многим темам сняты документальные фильмы, мультики, написаны былины. Если это физика, то есть передача «Наука глупости», где в очень интересной форме показаны все законы физики.

Пока ребёнок не увидит, не потрогает, не понюхает, не услышит о том, о чём написано, он не запомнит. Важно знать и то, что дети не понимают значения слов, которые читают в задаче, правилах или в гуманитарных предметах. Здесь поможет словарь Ожегова или другой словарь, а так же ваша помощь – показать, дать послушать, дать понюхать, дать потрогать. Любое слово можно почувствовать пятимерно. У большинства детей страдает символизация. Им трудно представить. Поэтому надо задействовать зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения и эмоции к конкретному слову или параграфу.

 

Далее по формуле: Вознаграждение.

Он должно быть промежуточным, после выполнения первого этапа работы, после второго этапа и т.д., а так же общее в итоге. И вознаграждение надо повысить.

Каким может быть вознаграждение?

Обязательная похвала себя за труд. Дети не умеют хвалить себя даже за небольшие достижения. Потому что родители себя никогда не хвалят и не относятся к себе с благодарностью. Начните благодарить себя за то, что вы делаете. Встали утром – подвиг. Себе благодарность. Сделали что-то, хвалите себя!

Награда за каждый этап работы. Например: «Вот этот кусочек работы сделаю и займусь (компьютерной игрой, отдыхом, съем что-то вкусное, и т.д.). После этапа работы можно вознаградить себя конфетой, чаем с шоколадкой или горстью вкусных орехов (или 10-минутным просмотром клипа или игрой между этапами работы.

Ещё способ – похвала. И тут возникает подводный камень. Мы не умеем хвалить не только себя, но детей и подростков.

Представьте, что ребёнок принёс вам рисунок. Похвалите его.

(обычно это Молодец!, Красиво! …

После такой похвалы ребёнок будет радовать себя рисованием, радоваться своим достижениям или станет радовать ими вас?

Так точно! будет радовать ими кого угодно, только не себя. Включится в сценарий «Радуй других»

Первая заповедь – детям трудно принимать похвалу в форме оценки. Похвала в форме оценки подростком воспринимается как унижение.

Как похвалить так, чтобы ребёнку хотелось рисовать и получать от рисования радость, а не радовать вас своими рисунками?

Это техника описательной похвалы.

Такая похвала состоит из двух частей: описание и умение

Сначала описываете что нарисовано на рисунке.

Например, «Я вижу, ты нарисовал яркое жёлтое солнце, облака, дерево с густой зелёной кроной. Ты чувствуешь цвет и умеешь выражать свои чувства на бумаге!»

Если это собранный портфель, то описательная техника будет такой: «Я вижу, что ты подготовился к завтрашним занятиям. Ты выполнил домашнее задание, собрал учебники. Ты умеешь планировать будущий день!»

Описать даже самое незначительное для вас достижение ребёнка, не оценивая привычно на «хорошо», «отлично» и «молодец» оказывается сложнее, чем вы думаете. Потому что описывать трудно, да и к такому общению вы не привыкли. Однако вам стоит потренироваться, и обязательно выйдете на новый уровень взаимодействия.

Например, вместо «Какой красивый рисунок! Ты просто настоящий художник!» вы говорите: «Я вижу небо, белую луну и жёлтые звёзды» и ребёнок уже понимает, что рисовать ночь он умеет.

Или, например, ситуация. На приём пришла девочка с очень сильным чувством вины и стыда, сгрызла все пальцы до крови. В процессе анализа вышла на свет история о том, что девочка нашла кошелёк в школе и отнесла его в учительскую. Мама, узнав об этом, сказала: «Молодец! Ты хорошая, честная девочка!». А девочка подумала о том, что она вовсе не честная, т.к. вчера на уроке математики она списывала. Ей стало стыдно, возникло чувство вины и самонаказующее поведение.

Как сказать девочке про ситуацию с кошельком используя технику описательной похвалы? «Учитель сказала мне, что ты нашла кошелёк с деньгами и отнесла его в учительскую. Ты умеешь принимать решения!»

А как похвалить ребёнка, который говорит: «Сегодня я получил пятёрку!» Хвалим так: «Я вижу, ты очень доволен. Ты так много трудился!».

Как хвалить ребёнка, который сказал: «Я всё сделал!» Говорим: «Ты сосредоточился на работе и не прекращал работать пока не закончил. Ты умеешь работать!»

Что сказать ребёнку, который писал палочки-крючочки и не вся строчка идеально написана?

Как вы бы похвалили? Наверное, скажете: «Молодец! В другой раз ты напишешь лучше!»

И вы создали два послания. Ребёнок получил оценку в виде «Молодец!» И работа тут же обесценена «В другой раз ты напишешь лучше!» слово «молодец» стало не значимым, а как насмешка.

Другого раза не будет. В другой раз он создаст себе новый другой раз, когда он, наверное, напишет лучше, и так до бесконечности.

Как же сказать в технике описательной похвалы?

«Я вижу, ты написал палочки и крючочки. У тебя получилась эта палочка и этот крючочек. Написать так всю строчку трудно, а ты стараешься».

Вместо того чтобы показывать то, что вам не нравится, указывайте на достижения, которые сделал ребёнок. Из всей работы всегда найдётся что-то, на что можно сказать «у тебя получилось это»

Ещё пример.

Вместо того, чтоб сказать: «Ну что ты возишься? Ты до сих пор решил три примера? В таком темпе ты до утра не закончишь!» Лучше сказать: «Я вижу, ты сделал больше половины заданий! Три примера ты уже решил, осталось всего два!»

Вместо: «Ну, посмотри на себя! Волосы не причесала! Давай быстрее! Опоздаешь!» сказать: «Я вижу, ты почти оделась. Чистая блузка, юбочка в тон, осталось только причесаться и ты готова выходить в школу».

Вместо того чтоб сказать: «Вот ты списал упражнение, опять ошибок наделал! Невнимательный! Смотришь в книгу, видишь фигу!» сказать: «Достаточно исправить несколько ошибок в паре слов и твоё упражнение будет на хорошую оценку»

Похвала, которая создаёт зависимость от чужого одобрения, выглядит так: «Отлично! Я горжусь тобой!», «Делаешь домашнее задание? Молодец!»

Похвала, которая помогает осознать ребёнку собственные способности и достижения выглядит так: «Ты настойчиво и упорно трудился. Я думаю, ты гордишься собой!», «Я вижу твоё упорство и ответственный подход к делу, чтобы сесть за домашнее задание»

Описательная похвала дело трудоёмкое. Но очень благотворно влияет на ребёнка. Это и есть та эмоциональная поддержка, которая помогает ребёнку стать человеком с активной жизненной позицией.

Изобретайте в каждой ситуации фразы описательной похвалы, и вы заметите, как ребёнок станет меняться.

 

И вот мы добрались до Потребности.

Что обычно спрашиваете вы, когда ребёнок приходит из школы?

- «Что ты сегодня получил?»

- «Какие оценки принёс?»

или тот же вопрос, но спрятан за «Как дела в школе?»

Из таких вопросов ребёнок понимает, что главное – его оценка, а не процесс узнавания нового.

А как надо спрашивать?

- Что сегодня было в школе интересного?

- Что ты узнал нового сегодня?

- Что было полезного в том, что рассказали на уроках?

- Что из полученных знаний можно применить в жизни?

То есть, спрашиваем о содержании обучения, об отношении ребёнка к обучению. Фокусируйте его взгляды и мысли на том, что он узнаёт в школе, а не то, как его сегодня оценили.

Главное – не оценка. Главное – процесс обучения и какую силу воли прилагает ребёнок.

Сила воли – это осознанное направление сознания туда куда нужно. Благодаря силе воли человек может созидать, двигаться, думать, преодолевать.

А новая концепция: «Зачем что-то делать, когда всё можно купить. Пускай другие чего-то там делают, а я хочу лежать на песочке»

Потребность в признании, уважении, самостоятельности, отдыхе, эмоциональном подкреплении и много-много чего ещё. Это процесс, а не результат.

Получение знаний ради оценки – это стремление к конечному результату с игнорированием процесса и того, как он проходит, что интересного там происходит.

И ещё момент, чтобы у ребёнка были стремления, надо чтобы родители к чему-то стремились, проявляли свою силу воли. Дети живут здесь и сейчас. Вы сами покажите, что получив новые знания, у вас открылась возможность жить лучше. Тогда вы примером докажете, что получение новых знаний, образование расширяет горизонты.

 Автор: Наталья Ковалева

В дополнение к статье есть мастер-класс "Почему ребёнок не слушается", который пройдёт в Омске 17 сентября в 17 часов      https://www.psyoffice.ru/training.php?id=31251



Просмотров: 288
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Мама, которая ещё есть! Что делать после того, как ты начал прощать …
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Что делать, если ни на что нет сил, кроме как лежать и корить себя за непродуктивность.
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • «Она как ребёнок!» Что происходит с человеком, когда родитель вдруг становится беспомощным
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Что со мной не так? Или как я себя оцениваю
  • В зоопарке, или что я вижу когда что-то вижу :)
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Я почему-то не чувствую, что меня любят. Кто мне скажет – как это полюбить себя?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь