|
Самый значимый навык в жизни человека.Автор статьи: Тиана Лявенко
Дедушка Ленин был очень прав, даря миру лозунг: «Учиться, учиться и учиться!». Простой ведь с виду лозунг и очень понятный, но почему на практике такой трудно выполнимый для многих людей. На чем основано такое размышление? Если внимательно посмотреть в суть большинства запросов на психологическую консультацию, то можно увидеть что часто «проблемой» является неумение и нежелание чему – либо учиться. Да, именно так. Давайте посмотрим на примерах. Любые виды дезадаптаций, как правило, есть не сформированный навык учиться взаимодействовать с миром в изменяющихся условиях, неумение синхронизироваться с миром. Если посмотреть семейные или иные отношения между людьми, то и там можно увидеть что почти все проблемы возникают из отсутствия желания учиться и развиваться. Людям проще отстаивать уже имеющееся – утверждения, установки, привычки, шаблоны, нежели научаться постоянно новому. То же самое можно наблюдать и в профессиональном развитии людей. Хорошо хоть во многих сферах есть регулярные «курсы повышения квалификации», благодаря которым хоть как активируется навык учиться, но увы быстро сходит на нет. Почему так происходи? Так происходит потому как, во- первых - научение саботирует ум. Да вы не ослышались, именно ум зачастую и мешает развиваться человеку. Ум со своими представлениями подобен архиву, на полках которого хранятся древние справочники и договора, испробованные форматы отшлифованные шаблоны. В справочнике, например, может быть дано относительно четкое с нюансами определение дружбы, а в договоре регламентированы права и обязательства абстрактного друга. И если человек по каким-то частным признакам зачисляется в друзья, ум начинает экстраполировать – делать далеко идущие выводы из этих частных свойств. Сначала приписывает живому человеку все прочие мнимые качества друга (из своего справочника), а затем и мнимые обязанности (из договора), которые настоящий друг «обязан» исполнять. В противном случае наш внутренний «судья» фиксирует нарушение и от такой творящейся несправедливости негодует – хочет нарушителя наказать и принудить к исполнению договора. Вот и обозначается зона конфликта между установками ума и внешней реальностью сегодняшнего дня. Но своё то всегда ближе, зачем это мне отказываться от того что проверено в пользу нового и пока не изученного - размышляет человек и делает выбор в пользу сохранения уже мертвых «умных договоров» И так, раз за разом мы пытаемся вогнать новые отношения в старые договора и удивляемся почему не получается здесь и сейчас сделать так как раньше делал. И так касательно большинства сфер жизни человека. Человек становится заложником архива хранящего старые убеждения и принципы, паттерны поведения и привычные варианты реагирования на мир. Это и является причиной множества разочарований и соответственно страданий, в которые и погружается хозяин «пыльного архива» своего ума. Ведь это куда проще, нежели каждый раз составлять новый договор, направленный на конкретного человека и конкретную ситуацию, нежели самому развиваться и приобретать необходимые знания для построения качественного взаимодействия в постоянно меняющемся «здесь и сейчас». Второй момент – люди путают набивание архива ума информацией –теорий = понимание и практическую реализацию теорий - получение практических знаний и навыков. Большая часть людей останавливаются на понимании того или иного вопроса. Уверенные в том, что этого достаточно, для качественных изменений в их жизни. В итоге они сталкиваются с вопросом - что же я такой умный и такой несчастный? Горе от ума, ориентированного на теоретизации жизни и поиск поводов для страданий. Усугубляет такие ситуации погруженность в коллективные мифы о том, что люди не меняются, что познавательная активность после 25 лет снижается и тому подобное. Позволю напомнить, что основное активное развитие человека идёт до 49 лет. То есть до этого возраста, человек может за день кардинальном образом поменять всю свою жизнь. И если к 49 годам человек, четко усвоил, умение учиться – самый значимый навык то и дальнейшая его жизнь проходит в свете развития. Век живи и век учись, тогда есть шанс, что помрёшь дураком (с) В этой народной мысли заложена мудрость. Дурак и глупый - не синонимы. Дурак - это человек, в котором разумность, а не умность превалирует. Дурак относится к смерти мудро, без страха. Быть готовым умереть = признать счастье каждого прожитого дня своей жизни. Что же делать? Как формировать навык «умение учиться»? Этот навык является признаком подвижного интеллекта или когнитивной способностью. И это можно тренировать различными способами. Ищите новшества - настройте своё внимание и восприятие на поиск новых вариантов решений ситуаций каждого дня. Выполнять что-либо на автопилоте» -это путь в никуда. Остановитесь, прежде чем среагировать или привычно ответить, включитесь полностью в момент здесь и сейчас и осмыслите возможные варианты вашего реагирования. Почему у детей такая высокая познавательная активность? Потому как восприятие мира у них чистое и незахламлённое стереотипами ума. Они открыты к созерцанию, рассматриванию, изучению мира . В каждой ситуации сегодняшнего дня есть зона развития для вас - стоит только увидеть это, ну и конечно реализовать) Бросьте себе вызов – сформируйте и реализуйте намерение- познавать мир каждое мгновение. Сформированное намерение и есть та самая воля, которая наполнится силой, если вы возьмёте на себя ответственность за себя, свою жизнь и свои намерения, за свою волю. Воля первична, сила вторична. Воля – это форма действия, сила это содержание. Уместнее чай (силу) наливать сразу в бокал (волю) а не разливать по столу. Мыслите творчески! Вся наша жизнь есть процесс творчества! Хотя конечно можно вытворять, а не творить = выходить из зоны творчества и потом страдать - выбор за вами! Мыслить творчески - это стремиться к совершенствованию уже имеющего привычного способа что – либо делать. Нет предела совершенству, и если вы себя считаете в чем- то совершенством, то это скорее означает, что вы остановились в развитии. Возьмите за привычку - подходить к решению любого вопроса творчески и ваша жизнь быстро наполнится красотой и радостью. Делать всё творчески-делать всё с любовью! Залог успеха - усердный труд! Не получилось - пробуйте снова и снова, до тех пор пока не получите красивый результат. Свервозможности всегда реальны при сверусилиях. Да, по сути, и обычные возможности требуют усилий) _____ Подвижный интеллект (сформированный навык-умение учиться) – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать свой мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его. развивать
Радостного вам познания мира!
Буду рада, если мои статьи, вам окажутся полезными в практике вашей жизни! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|