"Идеальный" родитель

Идеальный родитель

В сознании многих людей заложен миф «об идеальном родителе», о том, как он должен воспитывать своих детей, что он должен и не должен при этом делать. В этой статье я ставлю своей задачей развеять этот миф и объяснить, почему такая «идеальность» в воспитании не приносит ничего хорошего, очень вредна для детей и как это все влияет на авторитет родителей.

Представьте себе двух идеальных родителей. Они делают все для своего ребенка: они уделяют много времени на свое чадо, вкладывают в него все свои силы, деньги, они стараются быть для него примером во всем и уберечь его от невзгод жизни, уступают ему, не наказывают, желают для него самого лучшего, порой нереализованного в жизни ими… Именно такая картинка встает перед глазами многих не-идеальных родителей, которой они хотели бы достичь в воспитании. Порой такая идеальность навязана им родителями, друзьями, коллегами, другими семьями, имеющими детей…. И родители, во что бы то ни было, начинают ставить «эксперимент» над своей семьей и решают стать идеальными, потому что так «правильно». Дальше все начинает развиваться по двум противоположным (а порой и в чем-то схожим сценариям):

  1. 1.     Идеальность родителей воспитывает в ребенке такое качество как перфекционизм, которое они проносят через всю оставшуюся жизнь. Такие дети, как правило, ставят себе завышенную планку во многих сферах своей жизни и пытаются ей соответствовать. В этом есть несомненный плюс – добиваться по жизни большего, ставить цели и их реализовывать, учиться хорошо, быть в своей семье примером для будущих детей и т.п. За это они платят страхами упасть, ошибиться, получить тройку или четверку, быть не на высоте, стрессами, подорванным здоровьем и счастья это не приносит.
  2. 2.     Ребенок, во всем видящий идеальность родителей, может тяжело переносить ее и чувствовать себя ничтожеством в такой семье. «Ведь родители его такие идеальные и куда уж мне до них! Поэтому я даже и не буду пытаться чего-то добиться в своей жизни, ведь все равно это не будет так правильно/хорошо». Жизнь по такому сценарию для ребенка проходит в постоянных страхах и тревоге, заниженной самооценке, неуверенности в себе. Если даже ребенок будет пытаться доказывать, что он хороший, что он чего-то стоит, он не будет чувствовать себя любимым. И самое главное, он никогда не сможет удовлетворить своих родителей, хоть и будет стараться изо всех сил. Идеальные родители будут каждый раз стремиться все к большим и большим идеалам, в один момент им будет мало того, за что они раньше радовались и чем гордились. Такое поведение затягивает их как в воронку, и они плохо осознают, что нужно их детям, каковы их потребности и желания и какими родителями они действительно хотели бы стать, не смотря на предрассудки других. И страдают здесь обе стороны воспитательного процесса, потому что счастья родителям это тоже не приносит.

Исходя из этих двух направлений, можно сделать вывод, что ребенок должен видеть проявления не-идеальности своих родителей. То есть их негативный опыт в жизни, их страхи, их ошибки в жизни, которые они совершали, будучи детьми или взрослыми. Только не стоит этим перегружать детей, а действовать в соответствии с ситуацией. Так легче жить и принимать свою не-идеальность, иметь право на ошибку и не чувствовать при этом стыд, вину или гнев.Это способствует созданию реальной, адекватной самооценки у ребенка, он в жизни не будет бояться ошибиться, пробуя заново то, что у него не получается. Сюда хочется добавить очень важное слово «извини» в отношениях с ребенком, которому должны научить родители. С одной стороны, оно показывает несовершенство родителей, что они имеют право на ошибку, даже будучи взрослыми, опытными людьми. С другой – ребенок учится извиняться не только за свои проступки, соблюдать границы другого человека, быть воспитанным, но и благодаря этому принимать свое несовершенство, при этом не чувствуя себя ущербным. Несколько лет назад на своей личной терапии я получила бесценный опыт, когда в рамках консультации научилась извиняться перед своими родителями – искренне, с любовью и принятием себя и их. И я знала, что этот опыт я смогла бы привнести в жизнь своих детей, потому что если мы не научимся извиняться перед своими родителями, наши дети никогда не будут извиняться перед нами, и не будут уметь это делать. Я думаю, ни у кого не составит труда ответить на вопрос, зачем это необходимо.

Многие родители, чтобы соответствовать позиции идеальных, часто прибегают ко лжи в отношениях с собственными детьми. Они считают, что мелкая ложь и крупные ссоры в отсутствии ребенка, убережет его от невзгод жизни, облегчат ему жизнь, принесут ему радость и счастье. Но как бы парадоксально это не звучало, такие «добрые, благие» поступки не приносят детям ничего хорошего. Дети отлично различают ложь, даже мелкую. А когда родители натягивают на себя маску счастья, радости, когда на самом деле в семье все наоборот и за закрытыми дверями царит напряжение, раздражение и постоянные стрессы, дети это чувствуют. Так на смену авторитету и доверию приходят другие чувства. Дети начинают чувствовать себя покинутыми, обманутыми. То, что кажется родителям мелким, незначительным, для ребенка может оказаться очень важным. Так теряется авторитет, а чтобы восстановить его, родителям может понадобиться ни один год отношений. Иногда авторитет можно потерять навсегда, потому что на смену родительскому авторитету со временем приходит авторитет сверстников, кумиров, коллег, друзей.

Некоторые родители, недовольные собственным воспитанием детей, так зацикливаются на плохих сторонах воспитания, что забывают о хорошем, что они сделали и что вложили в своего ребенка. Парадокс состоит в том, что чувство вины за свое несовершенство очень мешает выстроить правильные отношения с ребенком. Каждый раз мать обещает себе не наказывать жестоко ребенка, отец обещает уделять больше времени своему сыну или дочери, другие матери и отцы пытаются годами исправить ошибки, допущенные в воспитании, вместо того, чтобы воспитывать свое чадо «здесь и сейчас». Чувство вины подкрепляет неправильное, неразумное поведение родителей, не несет ничего хорошего. Очень трудно разорвать замкнутый круг – «сдерживание эмоций – срыв – чувство вины» и перестать давать себе обещания, что «больше я никогда так не буду». Такие обещания – это способ наказать самого себя. За что? За то, что не сдержали обещания, за то, за то, что хотели воспитывать ребенка по-другому, нежели родители, за то, что повторяете сценарий родительской семьи. А для такого родителя не сдержать слово, не доказать что-то миру, друзьям, себе, родителям означает потерпеть поражение.

Откуда в сознании берется эта идеальность? Выше я уже упоминала общественное мнение и окружение, которое влияет на родителей, но у многих идеализация себя как родителя и идеализация ребенка появляется… еще до рождения последнего. У многих будущих родителей возникает в сознании образ идеального ребенка, которого они ждут, который появится на свет. Это что-то новое для них, волнующее, неопределенное. А, как известно, все неизвестное любит «дорисовываться» в сознании: как этот ребенок будет выглядеть, что будет делать или не делать, как себя вести, какой он будет по характеру, каким ожиданиям будет отвечать. И вот тут рождается малыш, который сначала плачет по ночам, потом начинает познавать мир, потом сможет и грубым словом ответить… И любое несоответствие с образом идеального ребенка вызывает у родителей гнев. Потому что в этом случае они тоже не идеальные родители. Детский психоаналитик Дональд Винникот ввел понятие «достаточно хорошая мать», объясняя это тем, что ребенку не нужна идеальная мать и идеальный отец.Ему достаточно «хороших» родителей. И помните, не воспитывайте своих детей, они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя.



Просмотров: 357
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Кто такие медицинские психологи, что они умеют и на что имеют право
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Знаем ли мы своих детей? Знаем ли мы, что они ждут от нас всю жизнь?
  • Что такое чувства, почему они важны, и зачем мы блокируем себя и свою жизнь?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Что бывает, когда родители решают за ребенка какой он и кем ему быть
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Все ваши воспоминания ЛОЖНЫ! Что с ними делать, если они мешают жить?
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Что такое ограничивающие убеждения и как они мешают любить себя?
  • Уверенность в себе. Что должен делать хороший родитель для ребенка.
  • Отношения детей и родителей. Что было, что сейчас и к чему всё идёт?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что такое «границы» в детско-родительских отношениях, и для чего они нужны.
  • Что такое цели и для чего они нужны?
  • Они хотели, чтобы я сделала аборт. Что чувствует ребенок? Пренатальная психология
  • Что такое бессознательные фантазии и как они проявляются в повседневной жизни
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь