|
Каково быть родителем первоклассникаАвтор статьи: Мещерякова Татьяна
Вот и наступил тот момент, когда Вы разжали свою ладонь и отпустить его маленькую ручонку. И, глядя в его удаляющуюся спинку, прикрытую новеньким рюкзачком сглатывали подступающий к горлу комок. Безуспешно пытались понять, когда он успел так быстро вырасти из маленьких кукольных комбезов в почти взрослый парадный костюм? У многих родителей этот день, помимо радостного волнения, которое вполне объяснимо в начале каждого нового этапа в жизни, рождает тревогу, природа которой им самим не вполне понятна. Эта тревога пытается «опредметиться» обо что-нибудь простое, очевидное, то, что можно легко улучшить и исправить. Мы в сотый раз критически осматриваем наше дитя на предмет заправленной в штаны рубашки, завязанных шнурков или бантов, целостности букета в его руках, наличия пенала в рюкзаке. Однако, волнение не отступает даже если все эти пункты успешно реализованы. Не случается свободный выдох, не появляется ощущения, что экзамен сдан. Потому что это не так. Экзамен только начинается, и мы это знаем. Начало школьной жизни – это действительно своего рода экзамен для родителей. Этот период становится кризисным во многих семьях. Это время, когда наше чудесное чадо впервые самостоятельно, без буфера в виде родителей, соприкасается с социумом. И мы боимся его неуспешности, которая проявит наши родительские косяки. Ведь подготовить ребенка к школе – это не просто отдать его на подготовительные занятия, купить форму и разбудить в семь утра первого сентября. Готовность к школе – это результат предыдущих семи лет жизни. Достаточно ли он здоров и силен физически, чтобы справиться со школьной нагрузкой? Достаточно ли он наигрался в сюжетно-ролевые игры, чтобы сейчас успешно выстраивать социальные взаимодействия? Достаточно ли качественно мы преподавали ему уроки про границы, чтобы сейчас он был способен принимать и соблюдать правила? Позаботились ли мы о том, чтобы учитель, след личности которого будет отражаться на всей жизни ребенка, был тем человеком, которому мы доверяем? Напитали ли мы его своей заботой, любовью и принятием настолько, что возможные конфликты с одноклассниками будут его укреплять, а не ломать? Осознаем мы это или нет, но школа как лакмусовая бумажка проявит результаты нашего родительского труда. Однако, совсем не обязательно чтобы первый класс становился растянутым на год судным днем! Это происходит в случае, если мы по-привычке продолжаем нести на себе всю ответственность за своего ребенка, не разделяя ее с ним. Когда мы говорим и чувствуем так, что это «МЫ пошли в школу». Семь лет, начало школы – это крайняя точка, когда очень важно разделить «МЫ» на «Я» и «ОН». Уместное и такое органичное семь-шесть лет назад «Мы поели», «Мы поспали» сейчас становится травмирующим для обоих. Это ОН идет в школу, а мы его провожаем. Это начало (если мы еще не начали делать этого раньше) того этапа, когда нужно начинать постепенно передавать в его маленькие ладошки соразмерную им ответственность за его жизнь. В противном случае все его сложности будут восприниматься как наши поражения. Любое проявление его неуспешности будет вгонять нас в вину и стыд… и рикошетить обратно в ребенка нашим недовольством и злостью. А ребенку, тем временем, очень нужна родительская поддержка. Ему очень важно чувствовать опору дома для того, чтобы иметь возможность восстанавливаться после всего того, что происходит с ним в школе. Вместо этого часто происходит объединение школы и родителей в коалицию, а ребенок остается один на один с ощущением своей неправильности. И теперь уже он становится тем буфером между родителями и социумом, который проявляет успешность или неуспешность как одних, так и второго. Парадоксальность выхода из этой ситуации заключается в том, что только разделившись можно остаться вместе. Только разграничив ответственность, появляется возможность оставаться на стороне ребенка. Ваш ребенок идет в школу для того, чтобы решать там свои задачи. Там его ждет учитель, который должен выполнять свою работу. А наша роль заключается в том, чтобы быть надежным тылом для ребенка, который обеспечивает ему возможности для решения его задач. И только если каждый будет оставаться на своем «рабочем месте», возможно гармоничное развитие и реальное обучение. В противном случае – школа превращается в поле боя, где невозможно победить. И да, скорее всего, мы не были своему ребенку идеальным родителем предыдущие годы, и наш ребенок не идеален. Он может быть в чем-то более успешным, в чем-то менее. Что-то мы в состоянии скорректировать, например, обеспечив ему четкий ритм дня, достаточный, здоровый сон и качественное питание. Что-то является его особенностью, которую нужно просто учитывать. Он вырос и идет в школу. Наступает время, когда нужно отпустить его от себя на ощутимое расстояние, позволить идти самому, с искренней верой в то, что он справится. Процесс проживания взросления своих детей – похож на запуск воздушного змея - постепенно, чутко ловя воздушный поток, разматывать ниточку. И мы можем улучшать свои навыки пилота-проводника, но качество его полета зависит не только от нас, но и от конструкции самого змея и от ветра, который поднимает его ввысь. Если из страха перед падением не отпускать ниточку на нужную длину, он никогда не взлетит так, как мог бы. Лучшее что мы можем сделать для него и для себя – это быть на одной стороне. Быть готовым помочь вновь подняться в воздух, если случится падение. Быть чуткими и внимательными к погодным условиям, и, возможно, иногда разрешать не летать в тот день, когда погода слишком уж ненастная. Любоваться красотой его полета и искренне восхищаться его успехами. Желаю Вам солнечной погоды и попутного ветра! В добрый путь!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|