Одной из популярных тем запроса моих клиентов в последнее время является тема приучения ребенка к порядку и выполнения обязанностей детьми. Этот вопрос связан с формированием норм у ребенка, развитием дисциплинированности. Ни одна семья не существует без норм. Хорошо работающие конструктивные нормы - основа благополучия семьи.
Формирование норм включает целый алгоритм.
Шаг. 1. Формулировка норм.
Прежде чем родитель займется выработкой у ребенка определенного правила поведения, родителю важно самому задуматься:
Какие именно правила поведения должен выполнять ребенок?
Например, относительно уборки игрушек можно сформулировать несколько разных правил:
а. убирать перед сном игрушки
б. поиграл с игрушкой- положи ее на место.
Что мы в итоге получим, как следствие , работы первого варианта правила: гору игрушек перед сном и необходимость их убирать долгое время, что угнетает и напрягает ребенка, родителя, т.к. первый вариант формулировки направлен на исправление беспорядка. Второй вариант направлен на поддержание порядка, ребенку не нужно затрачивать много времени и сил, главное ему это объяснить и закрепить данный стиль поведения.
Итак, при формулировании правила родителю целесообразно:
1. суметь хорошо представить результат работы этого правила.
2. формулировать правило четко и понятно для ребенка (кратко, в виде образца поведения)
3. учитывать возраст ребенка
4. в начале приучения к правилам не загружать ребенка их большим количеством, лучше выбрать одно и пройти весь алгоритм.
5. правило лучше формулировать в виде необходимости выполнения желаемого поведения , а не формулирования запрета. Например, "Класть игрушки на место" и "Не раскидывать игрушки"
Шаг 2. Усвоение ребенком сформулированных норм
На этом этапе родитель активно взаимодействует с ребенком и подбирает разные варианты и методы для того, чтобы предлагаемое новое правило поведение:
-было абсолютно понятно ребенку
-приобрело для него смысл и значимость его выполнения
Для достижения этих задач эффективно применять: обсуждение и диалог с ребенком, также хорошо для этих целей работает Сказка (направленная на понимание значения норм для совместного существования людей, пользы конкретной нормы и т.д.), родитель может использовать игру с учетом возраста ребенка. Например, для возраста Ваших детей можно предложить игру "Поменяться местами" , когда все члены семьи меняются ролями и установленное время проигрывают поведение члена семьи. После проигрывания обязательно обсуждение: Насколько верно было воспроизведено поведение? Что было легко? А что трудно? Каков итог конкретного поведения? Важный результат, который мы достигаем этим способом: посмотреть на себя со стороны,
ощутить "жизнь" другого члена семьи. На этом этапе важно выстроить диалог с ребенком, чтобы появилось у него понимание нормы и внутреннее желание ей следовать.
Шаг 3.Закрепление желаемого образца поведения в репертуаре ребенка.
Как сказал Ж.Ж. Руссо: "Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях", поэтому очень важно разработать эффективную систему поощрений и наказаний, закрепить новый образц поведения у ребенка.
Эффективность этой системы определяется:
- наличием позитивных и негативных исходов;
- учета индивидуальных особенностей ребенка с целью создания значимых поощрений и наказаний
- пониманием поощрений и наказаний довольно широко: не только в виде материальных факторов, но и виде моральных приобретений (например, ощущение успеха, похвала родителя, получение ярких позитивных впечатлений и др.)
- многократностью повторений
Какими здесь мы можем пользоваться методами? Учитывая возраст детей, можно предложить номинации на неделю, включив дух соревнования: Например, Чистюля недели. Первоначально оговорить с детьми желаемые образцы поведения и создать систему жетонов, с учетом полного, неполного и невыполнения заданного образца. В конце дня, недели подводить итог и анализировать поступки, эмоции детей, результат . Также важен аспект подражания. Нормы очень хорошо могут работать на объединение и сплочение семьи, тем самым вызывая желание их выполнять для поддержания чувства команды. Можно объявить дом "территорией Порядка" Навести порядок в доме, обсудить ценность и значимость порядка для совместного существования, последствия беспорядка (здесь также можно подключить сказку, диалог с ребенком, проанализировать, что он приобретает в порядке и беспорядке, показав, какое состояние дома лучше для него конкретно), оговорить за счет какого поведения этот порядок поддерживается и мотивировать детей, что "каждый ответственен за свой участок" и мы вместе создаем территорию Порядка, а не территорию Хаоса.
Продуктивно, когда родитель понимает цель, которую он достигает на каждом этапе и ищет варианты с учетом индивидуальных особенностей его детей.