Как приучить ребенка к порядку

Одной из популярных тем запроса моих клиентов в последнее время  является тема приучения ребенка к порядку и выполнения обязанностей детьми.  Этот вопрос связан с формированием норм у ребенка, развитием дисциплинированности. Ни одна семья не существует без норм.  Хорошо работающие конструктивные нормы - основа благополучия семьи. 
Формирование норм включает целый алгоритм. 

Шаг. 1. Формулировка норм

Как приучить ребенка к порядку
Прежде чем родитель займется выработкой у ребенка определенного правила поведения, родителю важно самому задуматься:
Какие именно правила поведения должен выполнять ребенок?
Например, относительно уборки игрушек можно сформулировать несколько разных правил: 
а. убирать перед сном игрушки 
б. поиграл с игрушкой- положи ее на место. 
Что мы в итоге получим, как следствие , работы первого варианта правила: гору игрушек перед сном и необходимость их убирать долгое время, что угнетает и напрягает ребенка, родителя, т.к. первый вариант формулировки направлен на исправление беспорядка. Второй вариант направлен на поддержание порядка, ребенку не нужно затрачивать много времени и сил, главное ему это объяснить и закрепить данный стиль поведения. 
Итак, при формулировании правила родителю целесообразно:
1. суметь хорошо представить результат работы этого правила.
2. формулировать правило четко и понятно для ребенка (кратко, в виде образца поведения)
3. учитывать возраст ребенка
4. в начале приучения к правилам не загружать ребенка их большим количеством, лучше выбрать одно и пройти весь алгоритм.
5. правило лучше формулировать в виде необходимости выполнения желаемого поведения , а не формулирования запрета. Например, "Класть игрушки на место" и "Не раскидывать игрушки" 

Шаг 2. Усвоение ребенком сформулированных норм 


На этом этапе родитель активно взаимодействует с ребенком и подбирает разные варианты и методы для того, чтобы предлагаемое новое правило поведение:
-было абсолютно понятно ребенку
-приобрело для него смысл и значимость его выполнения

Для достижения этих задач эффективно применять: обсуждение и диалог с ребенком, также хорошо для этих целей работает Сказка (направленная на понимание значения норм для совместного существования людей, пользы конкретной нормы и т.д.), родитель может использовать игру с учетом возраста ребенка. Например, для возраста Ваших детей можно предложить игру "Поменяться местами" , когда все члены семьи меняются ролями и установленное время проигрывают поведение члена семьи. После проигрывания обязательно обсуждение: Насколько верно было воспроизведено поведение? Что было легко? А что трудно? Каков итог конкретного поведения? Важный результат, который мы достигаем этим способом: посмотреть на себя со стороны, 

ощутить "жизнь" другого члена семьи. На этом этапе важно выстроить диалог с ребенком, чтобы появилось у него понимание нормы и внутреннее желание ей следовать.

Шаг 3.Закрепление желаемого образца поведения в репертуаре ребенка. 
Как сказал  Ж.Ж. Руссо: "Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях", поэтому очень важно разработать эффективную систему поощрений и наказаний, закрепить новый образц поведения у ребенка.

Эффективность этой системы определяется:
- наличием позитивных и негативных исходов;


- учета индивидуальных особенностей ребенка с целью создания значимых поощрений и наказаний
- пониманием поощрений и наказаний довольно широко: не только в виде материальных факторов, но и виде моральных приобретений (например, ощущение успеха, похвала родителя, получение ярких позитивных впечатлений и др.) 
- многократностью повторений 
Какими здесь мы можем пользоваться методами? Учитывая возраст детей, можно предложить номинации на неделю, включив дух соревнования: Например, Чистюля недели. Первоначально оговорить с детьми желаемые образцы поведения и создать систему жетонов, с учетом полного, неполного и невыполнения заданного образца. В конце дня, недели подводить итог и анализировать поступки, эмоции детей, результат . Также важен аспект подражания. Нормы очень хорошо могут работать на объединение и сплочение семьи, тем самым вызывая желание их выполнять для поддержания чувства команды. Можно объявить дом "территорией Порядка" Навести порядок в доме, обсудить ценность и значимость порядка для совместного существования, последствия беспорядка (здесь также можно подключить сказку, диалог с ребенком, проанализировать, что он приобретает в порядке и беспорядке, показав, какое состояние дома лучше для него конкретно), оговорить за счет какого поведения этот порядок поддерживается и мотивировать детей, что "каждый ответственен за свой участок" и мы вместе создаем территорию Порядка, а не территорию Хаоса. 
Продуктивно, когда родитель понимает цель, которую он достигает на каждом этапе и ищет варианты с учетом индивидуальных особенностей его детей. 

 

 



Просмотров: 281
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Причина "плохого" поведения ребенка: борьба за власть
  • Родить ребенка "для себя", - что за этим стоит?
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • "Особое время" для ребенка
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • "Время для ребенка"
  • В защиту мамочек "все только для ребенка"
  • Избалованное дитя-похвала для "внутреннего ребенка" Мамы!
  • Как зайка чуть "не потерялся"Сказка-послание для родителей.(Рождение второго ребенка в семье.)
  • Программа тренинга уверенного поведения для школьников "Я уверен в себе!"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Акция "Подарки для детей из детского дома" - насколько это "добро" - доброе?
  • Лайфхак для родителей "Как качественно успокоить ребенка"
  • Консультация для родителей "Как избавить ребенка от вредной привычки?"
  • "Возрастные кризисы" или "Как наладить контакт родителя и ребенка"?
  • "Аффект тормозит интеллект". Как сделать процесс обучения приятным для ребенка.
  • Нарушение потребности в безопасности как источник "проблемного" поведения детей
  • "Со мной все хорошо" , или как формировать самооценку у ребенка?
  • Психологическая проблема ребенка как симптом "заболевания" всей семьи.
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Самая сложная задача Родителя, что такое "плохо/хорошо" и как можно докатиться до ПРЛ или НРЛ
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • Ловушка для ребенка "Спасатель".
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что должен делать хороший родитель для ребенка
  • Памятка родителям и педагогам "Как отучить ребенка бить других детей?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь