Символическая кастрация

Конституирующее значение опыта нехватки Фрейд обнаруживает в парадигмальной сцене присутствия и отсутствия, сцене игры с катушкой. Тревога и бессилие, одновременно с надеждой и ожиданием охватывают маленького ребенка перед лицом потери – отсутствием матери. Как может пережить эту травму еще беспомощный малыш? Что можно этому противопоставить? Как преодолеть свою заброшенность?

Наблюдая за игрой своего внука,  Фрейд пишет: “Прошло довольно много времени, прежде чем мне раскрылся смысл этого загадочного и постоянно повторяющегося действия”.  1  Ответ таков – травма и попытка избыть, овладеть ею в навязчивом повторении, а единственный способ справиться с этим это рождение символа. Бросая катушку, ребенок сопровождает это действие возгласами  For – Da, первые фонемы, которые различают противоположности: прочь – сюда. Так ребенок вступает в язык. Первое различение, которое ведет к далеко-идущим последствиям, рождение собственно человеческого, рождение человека культуры.

Катушка маленькая и привычная, ее легко держать в руке, и вот она летит в дальний угол комнаты, под шкаф, под кровать. Она скрылась из виду, она отсутствует, но вместо, в-место нее появляется протяжное  Fo- o-r. Слово убивает вещь, дотоле всецело властвующую, открывая путь к Wortvorstellung, открывая путь речи. Теперь есть и слово, и образ, Dingvorstellung, и маленький объект, который можно как отбросить, так и подтянуть за веревку, если этого захочется. Путь к желанию открыт. Нехватка подразумевает желание, то,  что минуту назад было безжалостно выброшено, вдруг становится желанным. Желание, которому предстоит долгий путь, хранящему память о маленькой игрушке, вмещавшейся в руке, дающей опору объекту.

Игра – это действие, которое помогает преодолеть тревогу. Но, где-то внутри этого бесконечного прочь – сюда, есть сердцевина, момент нерешительности. В этот миг тревога сжимает сердце малыша в ожидании потери или в ожидании  встречи с желанным.  Где одно предстает как память о другом. Катушка, закатившаяся под диван, забытая до следующего дня и самим забвением дающая надежду на обретение вновь. Память, обернувшаяся утратой. Возвращение вытесненного, оно всегда теперь здесь рядом, но та ли это катушка?  “Катушка хрупка, она на грани. В некотором смысле, она возвышенна. Ее энергетика колоссальна, но надежд на нее немного, ибо она в любой момент может погибнуть, она – которая мечется туда – сюда, как бьется сердце, как приливает волна”. 2

Обнаруживая собственное отражение в зеркале, малыш держится за руку Другого, удостоверившего сцену, сказавшего – ты есть. Измерение Другого становится местом, где субъекту предстоит сложиться, место языка. 

“Событие слова” – вхождение субъекта в язык. Лакан упоминает замечание Гегеля из “Феноменологии духа “ о том, что язык  это работа, и только с помощью языка человек может переводить внутреннее во внешнее. Метафора вывернутой перчатки, но с некоторой оговоркой Лакана – вывернуть наизнанку удается не все. Артикуляция оставляет после себя остаток, не все может быть означено.  Место этого остатка Лакан называет объектом (а), тот объект, о котором можно говорить, тревога не без объекта.

Тревога появляется тогда, когда на месте объекта (а) что-то появляется, когда нехватка заполняется, а единственный способ избежать этого – кастрация, позволяющая освободить место для появления Другого. Не быть нарциссически плененным, не исчезнуть в психозе подразумевает определенное место по отношению к Другому, разрешение Эдипова комплекса и вхождение субъекта в Закон. Оральная кастрация предшествует и открывает возможность для других кастраций.

Кастрационная тревога, с которой связывает Фрейд фобию Маленького Ганса, разрешается вместе со сновидением о водопроводчике. “Пришел водопроводчик и сначала клещами отнял у меня зад и дал мне другой, а потом и другой Wiwimaher”. 3  История, начинающаяся с игры в катушку, игры в  утрату, в случае Маленького Ганса  заканчивается обретением символического фаллоса.  Кастрационный комплекс и кастрационная тревога, оказываются связанными с вопросом  иметь или не иметь, и как показывает сон Маленького Ганса, для того чтобы вступить во владение чем-то, необходимо предварительно это потерять. “Когда Ганса перевели из нашей комнаты, ему было приблизительно четыре года. Следы остались еще, но теперь выражаются не в страхе, а во вполне нормальной страсти к вопросам”. 3

 

Список литературы

1. Фрейд З. Психика: структура и функционирование  – М.: Академический проект, 2007.

2. Юберман  Ж-Д. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. – СПб.:          “Наука”, 2001.

3. Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Мн.: ООО ”Попурри”,  2004.

 



Просмотров: 277
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда
  • Конкуренция матери с маленькой дочкой: можно ли избежать этого.
  • Этого не может быть!
  • Как появляется тревога
  • А может Фрейд был неправ?
  • Тревога перед экзаменами — это путь к успеху
  • Жане и Фрейд: путь ученого
  • Когда тревога о здоровье становится тревожным расстройством
  • Поставьте себя на место другого человека
  • Попытка поменять свою жизнь в один момент, может сделать этот момент – последним
  • Тревога! Тревога! Тревога! Волк унес козлят!
  • Почему дети не всегда могут поставить себя на место другого?
  • Когда есть желание изменить другого.
  • «Она же тепер моя жена - как её можно хотеть?» - одна из главных причин измен и как этого можно избежать
  • О чем может поведать тревога.
  • Экзистенциальная тревога. Аутентичный путь
  • Что нам может рассказать наша тревога
  • Тревога-прочь!
  • Фрейд и искусство, которое он не любил
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • «А тревога не вернется?..» или какие гарантии может дать терапия
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Тревога незнания: когда Фейсбук не помогает
  • Тревога. По каким правилам живет в нас тревога. Как забрать власть у тревоги. Часть 1
  • Горести и радости небиологических родителей в ЛГБТ-семьях: есть ли для меня здесь место и какое оно?
  • Тревога: заметки на полях (часть 2) Откуда берется тревога?
  • Когда Фрейд плакал
  • Когда Фрейд молился.
  • Когда появляется малыш...
  • Когда внутреннего перфекциониста нужно поставить на место. Экспресс-способ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь