|
Символическая кастрацияАвтор статьи: Фрибус Ирина Андреевна
Конституирующее значение опыта нехватки Фрейд обнаруживает в парадигмальной сцене присутствия и отсутствия, сцене игры с катушкой. Тревога и бессилие, одновременно с надеждой и ожиданием охватывают маленького ребенка перед лицом потери – отсутствием матери. Как может пережить эту травму еще беспомощный малыш? Что можно этому противопоставить? Как преодолеть свою заброшенность? Наблюдая за игрой своего внука, Фрейд пишет: “Прошло довольно много времени, прежде чем мне раскрылся смысл этого загадочного и постоянно повторяющегося действия”. 1 Ответ таков – травма и попытка избыть, овладеть ею в навязчивом повторении, а единственный способ справиться с этим это рождение символа. Бросая катушку, ребенок сопровождает это действие возгласами For – Da, первые фонемы, которые различают противоположности: прочь – сюда. Так ребенок вступает в язык. Первое различение, которое ведет к далеко-идущим последствиям, рождение собственно человеческого, рождение человека культуры. Катушка маленькая и привычная, ее легко держать в руке, и вот она летит в дальний угол комнаты, под шкаф, под кровать. Она скрылась из виду, она отсутствует, но вместо, в-место нее появляется протяжное Fo- o-r. Слово убивает вещь, дотоле всецело властвующую, открывая путь к Wortvorstellung, открывая путь речи. Теперь есть и слово, и образ, Dingvorstellung, и маленький объект, который можно как отбросить, так и подтянуть за веревку, если этого захочется. Путь к желанию открыт. Нехватка подразумевает желание, то, что минуту назад было безжалостно выброшено, вдруг становится желанным. Желание, которому предстоит долгий путь, хранящему память о маленькой игрушке, вмещавшейся в руке, дающей опору объекту. Игра – это действие, которое помогает преодолеть тревогу. Но, где-то внутри этого бесконечного прочь – сюда, есть сердцевина, момент нерешительности. В этот миг тревога сжимает сердце малыша в ожидании потери или в ожидании встречи с желанным. Где одно предстает как память о другом. Катушка, закатившаяся под диван, забытая до следующего дня и самим забвением дающая надежду на обретение вновь. Память, обернувшаяся утратой. Возвращение вытесненного, оно всегда теперь здесь рядом, но та ли это катушка? “Катушка хрупка, она на грани. В некотором смысле, она возвышенна. Ее энергетика колоссальна, но надежд на нее немного, ибо она в любой момент может погибнуть, она – которая мечется туда – сюда, как бьется сердце, как приливает волна”. 2 Обнаруживая собственное отражение в зеркале, малыш держится за руку Другого, удостоверившего сцену, сказавшего – ты есть. Измерение Другого становится местом, где субъекту предстоит сложиться, место языка. “Событие слова” – вхождение субъекта в язык. Лакан упоминает замечание Гегеля из “Феноменологии духа “ о том, что язык это работа, и только с помощью языка человек может переводить внутреннее во внешнее. Метафора вывернутой перчатки, но с некоторой оговоркой Лакана – вывернуть наизнанку удается не все. Артикуляция оставляет после себя остаток, не все может быть означено. Место этого остатка Лакан называет объектом (а), тот объект, о котором можно говорить, тревога не без объекта. Тревога появляется тогда, когда на месте объекта (а) что-то появляется, когда нехватка заполняется, а единственный способ избежать этого – кастрация, позволяющая освободить место для появления Другого. Не быть нарциссически плененным, не исчезнуть в психозе подразумевает определенное место по отношению к Другому, разрешение Эдипова комплекса и вхождение субъекта в Закон. Оральная кастрация предшествует и открывает возможность для других кастраций. Кастрационная тревога, с которой связывает Фрейд фобию Маленького Ганса, разрешается вместе со сновидением о водопроводчике. “Пришел водопроводчик и сначала клещами отнял у меня зад и дал мне другой, а потом и другой Wiwimaher”. 3 История, начинающаяся с игры в катушку, игры в утрату, в случае Маленького Ганса заканчивается обретением символического фаллоса. Кастрационный комплекс и кастрационная тревога, оказываются связанными с вопросом иметь или не иметь, и как показывает сон Маленького Ганса, для того чтобы вступить во владение чем-то, необходимо предварительно это потерять. “Когда Ганса перевели из нашей комнаты, ему было приблизительно четыре года. Следы остались еще, но теперь выражаются не в страхе, а во вполне нормальной страсти к вопросам”. 3
Список литературы 1. Фрейд З. Психика: структура и функционирование – М.: Академический проект, 2007. 2. Юберман Ж-Д. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. – СПб.: “Наука”, 2001. 3. Фрейд З. Психоаналитические этюды. – Мн.: ООО ”Попурри”, 2004.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|