Клинический психолог в лечебном учреждении.

Клинический психолог в лечебном учреждении.

Возможно, моя статья будет полезна начинающим клиническим психологам, так как её целью является показать роль данного специалиста в лечебном учреждении и упорядочить его деятельность. В самом начале моей работы  данная информация послужила хорошим подспорьем для врачей-специалистов. Конечно, специфика учреждения вносит некоторые поправки, но основные идеи остаются неизменными. Итак, клинический (медицинский) психолог - это специалист с базовым высшим психологическим образованием, получивший дополнительное образование по клинической психологии.

Лечебно-реабилитационный и диагностический процесс в настоящее время все чаще обеспечивается участием клинических психологов. Современные исследования показывают, что практически во всех областях медицины можно выделить психологический аспект патогенеза для обеспечения эффективного лечения при всех заболеваниях. Клиническая психология в течение нескольких десятилетий прошла путь от признания ее в качестве вспомогательной дисциплины, предоставляющей врачу психологические данные по результатам экспериментально-психологического исследования для уточнения психиатрического диагноза, оказания помощи врачу-неврологу в топической диагностике, до признания ее как важной составляющей всей комплексной медицинской помощи. Как писал американский психолог и психиатр Э. Берн «не может быть психической медицины, касающейся только психики, соматической медицины, касающейся только тела, и психосоматической медицины, касающейся в некоторых случаях того и другого. Есть лишь один вид медицины и вся она – психосоматическая».

Чем же конкретно занимается клинический психолог в здравоохранении?

Основными направлениями работы клинического психолога являются психодиагностика,  психокоррекция и участие в психотерапевтическом процессе. В данной статье остановлюсь на психодиагностике.

 Возможно исследовать такие аспекты заболевания, как:

  • внутренняя картина болезни

 К врачу идут с симптомами, психолог способен увидеть, что скрыто за симптомами: неудовлетворённость какой-то сферой жизни, возможные причины ухудшения-улучшения состояния, аффективные нарушения (маскированная депрессия, н-р), продолжительный стресс.

  • отношение к болезни и ее прогнозу

 В концепции реабилитации больной наряду с врачом выступает в лечебном и реабилитационном процессе как субъект. Поэтому особенности личности больного, его позиция по отношению к своему заболеванию и лечению, а также к врачам и другому медицинскому персоналу становятся существенно важными факторами успешности его реабилитации. При соматических заболеваниях, как правило, всегда налицо, по выражению К.К.Платонова, "сложные кольцевые зависимости психического и соматического по типу круга, а в ряде случаев, порочного круга", с взаимным переходом психогении в соматогению и наоборот.

  • отношение к лечению

 

Бывает, что пациент недоволен проводимым лечением или не выполняет рекомендации доктора, необходимо разобраться в причинах и скорректировать отношение к лечению. Психотерапия больных с соматическими расстройствами направлена на изменение неадекватных реакций на болезнь, создание у больных реалистических установок на лечение, восстановление внутрисемейных и более широких социальных связей и, тем самым, способствует не только улучшению состояния больных, но и профилактике рецидивов заболевания. Достижение этих психотерапевтических целей возможно только при изменении отношения к болезни.

  • наличие дезадаптирующих интрапсихических конфликтов

 У невротиков, как известно, основную роль в заболевании играют внутренние конфликты. Выявить их можно только в процессе психодиагностической беседы. Определяясь с типом конфликта, проще планировать стратегию психотерапии. Ведь «истерику» необходимо одно, а «неврастенику» или «психастенику» совсем другое.

  • социальная компетенция

То, насколько пациент адаптирован в социуме. Иногда заболевание очень быстро приводит к дезадаптации во всех или некоторых сферах жизни, а пациент не осознаёт этого.

  • особенности сексуальной сферы

Диагностика в данном случае позволяет прицельно изучить проблемы этой сферы и указать на них. Гинекологи, урологи не всегда успевают выяснить эти проблемы, а сам пациент рассказывать об этом не станет.

  • вторичные поведенческие ограничения

Речь идёт об ограничениях, выстроенных не болезнью, а самим пациентом, например, «не работаю уже 10 месяцев, потому, что боюсь ухудшения состояния и много времени уходит на обследования»,  рассказывает пациентка, девушка 25 лет. Ограничения – вторичная выгода от заболевания и выявить их в начале лечения очень важно, чтобы скорректировать.

  • личностные отклонения, влияющие на возможности лечения

Иногда врачу сложно понять отсутствие положительной динамики лечения, а причиной могут быть установки пациента, его личностные особенности, необходимо выявить их использовать в целях выздоровления.

И отдельно стоит сказать об обследовании пациентов, которые жалуются на «плохую память», на то, что «теряют мысли, что стали хуже соображать». Часто это больные с гипертонией, сахарным диабетом и другими хроническими заболеваниями или просто чрезмерно тревожные и мнительные пациенты.  Проводится обследование всех когнитивных процессов (внимание, память, мышление), и обнаруживается реальная картина их состояния. Я много раз видела, как радуется пациент, когда оказывается, что и с интеллектом у него не так уж и плохо, и с памятью, а внимание нарушается только в состоянии эмоционального напряжения. И это уже увеличивает способность пусть не к полному выздоровлению, но к хорошему самочувствию.

При выполнении психодиагностических мероприятий клинический психолог руководствуется задачами, поставленными лечащим врачом, или собственными целями и планами реализации индивидуальной лечебной и реабилитационной программы.

Всё вышеперечисленное имеет отношение не только к  неврологам и психиатрам, но и врачам-терепевтам, гастроэнтерологам, эндокринологам, кардиологам, урологам, которым, конечно же, известно, что пациент, заподозривший у себя ишемическую болезнь сердца или «неизлечимые» болезни любого другого органа, очень нуждается в психологическом обследовании, а возможно и в дальнейшем сопровождении. И опыт многих лечебных учреждений показывает, что именно совместная работа врачей и клинических психологов даёт очень хорошие показатели выздоровления пациентов с одной стороны и повышает престиж лечебного учреждения с другой.

По окончании консультативно-диагностических мероприятий я даю актуальную психологическую оценку состояния пациента, пишу заключение для врача, если пациенту необходимо психологическое сопровождение или консультация, мы договариваемся о дальнейшей совместной работе. По данным медицинской литературы, у неврологов поликлиник лечится 49-57% больных, нуждающихся в психотерапевтической помощи, у участковых врачей-терапевтов - 34-47%, но временнОй возможности на это нет ни у тех, ни у других.  Клинический психолог здесь мог бы оказать неоценимую помощь. Психокоррекционная работа клинического психолога так же проводится по индивидуальному плану. Психотерапевтическая программа составляется для достижения лечебного эффекта в оптимальные сроки. Для этого используют методы индивидуальной, семейной, групповой психотерапии. Например, группа больных сахарным диабетом или общая группа психосоматических больных как «Группа разрешения проблем», группа для людей с нарушениями социальной адаптации и т.д.

Согласно приказу, Приказом от 30.10.95 г. № 294 "О психиатрической и психотерапевтической помощи" указанные подразделения могут быть развернуты практически в любом узкоспециализированном или многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении. В каждом психотерапевтическом кабинете предполагается должность клинического психолога, в каждом стационарном отделении должность клинического психолога предусматривается из расчета одна на 20 коек.

В настоящее время активно создаются хосписы и отделения паллиативной терапии онкологических диспансеров, центров СПИД. Особенность работы клинического психолога с умирающими больными предполагает знакомство с терминальными состояниями. Основной задачей терапии в этом случае часто является подготовка пациента к смерти и сопровождение его до окончания жизни, либо поддержка на этапе всего лечения до выздоровления. Здесь важна  работа по созданию терапевтической среды и терапевтического сообщества, проработка экзистенциальных проблем, связанных со смертью, смыслом, одиночеством и т.д.

Клинический психолог в лечебном учреждении

 



Просмотров: 436
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 4)
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 3)
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 1)
  • Родственникам пациента и врачу: какие типажи больных существуют? (часть 2)
  • Нозологические проявления у больных с расстройствами аутистического спектра( клинический случай)
  • Медицинский психолог и психосоматический пациент.
  • Работа со сновидениями в процессе психотерапии (клинический случай)
  • Социальная поддержка пациентов. Роль семьи в обеспечении качества жизни психически больных
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Как клиент/пациент/анализант способен «переписать» свой опыт в процессе терапии?
  • Клинический психолог, кто он?
  • Биохимические корреляты клинико-психологического состояния больных с невротическими расстройствами
  • Клинический психолог: что за зверь?
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Психолог – для больных и богатых, а психология – для бедных
  • Клинический психолог: откуда берется и с чем к нему обращаться?
  • Пограничный пациент - проблемы и особенности терапии
  • Психолог нужен только слабым людям, которые не могут справиться со своими проблемами сами?
  • Врач и пациент. Чего ждут пациенты от врачей?
  • Выбор: психолог-фрилансер или психолог в учреждении?
  • Особенности личности и психокоррекция онкологических больных
  • Сказка для детей больных сахарным диабетом
  • «Тормозной путь» или Некоторое ухудшение состояния после психотерапии иногда возможно
  • Влияние психологического состояния и теплых отношений на продолжительность жизни. Психолог или таблетка?
  • Семейный психолог работает только со всей семьей
  • Работа с психологом и чтение литературы - в чем отличие? О возможности "лечения книгами".
  • Психолог – не волшебник! Или ожидание мгновенного эффекта решения всех проблем.
  • Заключение клинического психолога. Краткие рекомендации родителям.
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • Случай из практики или «Необходимо не только много знать, а еще и много пережить».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь