Писать о самореализации как-то нечестно. Это очень личное дело, особенно то, что касается поисков смысла жизни – каждый должен определить его для себя без внешних подсказок. Но одновременно это и узкое место психологии и психотерапии – поиск себя сопряжён с душевной болью и риском прийти к выводу, что твоя жизнь не имеет ценности и осмысленности ни на йоту. Наверное поэтому его стараются избегать, ориентируясь на какие-то заданные обществом шаблоны, упрощая сами условия жизни. И вроде бы справедливо... Какие вехи все мы проходим? Родился, пошёл в детский сад, школу, учился в училищеколледжевузе, работал, периодически включался в цикл «они встретились, полюбили друг друга, поженились и нарожали детей», вышел на пенсию, умер. Что останется после меня кроме формулы из ФИО, даты рождения и даты смерти на надгробии? Понятно, что разговор о самореализации поднимает целый пласт «проклятых» вопросов философии, которые часто пугают человека. Отдельная категория людей даже скажет, что размышления о смысле жизни и смерти – симптом нездоровья. Другие считают их естественным проявлением человека, определённым сигналом духовного пробуждения. Я начну с того, что вопрос о самореализации, к счастью, асоциален. В смысле, он противоречит обществу, т.к. делает опору на индивидуальность, уникальность, разрушение шаблонов. Он требует необходимости думать и делать что-то не как все. Если реализация себя имеет первой целью «служить социуму» без особого понимания, зачем это нужно мне, то нужно задуматься, не внушён ли этот стереотип извне. Те же сомнения должны посетить нас, если кто-либо, выпрыгивая из штанов, старается «взять от жизни всё». Путь, связанный с поиском уникальности, первым этапом имеет самопознание. Здесь мы узнаём свои сильные стороны, а также находим пределы и границы физических и интеллектуальных возможностей. Условие самопознания – самоанализ. Очень много об этом сказала Карен Хорни в одноимённой книге. Психологический самоанализ – это попытка понять какие качества у меня есть, которые из них сильные и выигрышные, а какие «западают», а также разобраться, отчего у меня именно такой рисунок личности. Для подобного биографического анализа Игнатий Лойола предлагал выделить несколько дней и провести в воображении реконструкцию основных событий своей жизни – детства, подросткового возраста, юности, зрелости. Однозначно в их течении найдутся переломные моменты, кризисы, так или иначе менявшие наше мировоззрение и мироощущение. Плюс ко всему, мы их как-то преодолевали. На какие ресурсы мы позволили себе опереться? Что и кого считали надёжным, а что не внушало доверия? Отправной точкой в самоисследовании иногда могут быть и психологические тесты. Я несколько предубеждённо отношусь к этим методикам, ведь часто результаты отражают наше мнение о себе, а не реального человека. Надёжнее копаться в себе и сравнивать кое-что с мнением окружающих. Только делать это честно. Уверен, что взгляд на себя со стороны многим не нравится. Возникают противоположные тенденции – к изменению и избеганию. Можно выбрать вторую и распрощаться с идеей поиска своей уникальности до лучших времён. Но резоннее осмелиться встать на путь нестабильности и изменений. Если хочешь получить то, чего не имеешь, сделай то, чего никогда не делал. На самом деле желание меняться в своей основе имеет не бегство от чего-то, а дорогу к чему-то. Если нам в нас что-то не нравится, то есть некоторая картинка того, как всё должно быть. Если она тусклая, стоит над ней поработать и детализировать. А аморфные образы, как известно, ни к чему не ведут, и мечта очень отличается от цели. В этом желаемом образе себя нередко прослеживается некоторый архетипический сюжет – сказочные и мифологические образы, которые мы интуитивно впитали в самом раннем детстве. Помочь могут игры жанра RPG, в которых создание персонажа – это тоже архетипический поиск из возможных вариантов героев – магов, воинов, воров, клериков и т.д. Определённый образ отчего-то удобен и естественнен, а другой вызывает отторжение. То же самое связано с принятием и непринятием литературных и кинематографических персонажей. Понимая наш предпочитаемый архетип, мы условно приближаемся к стремлениям нашего «Я». Здесь может возникать проблема, если выбор падает на деструктивный архетип, которым могут являться злодеи, нежить, преступники. В таком случае с нами говорит наша тень. Необходима положительная интерпретация образа, в которой разбойник станет нонконформистом, который не согласен жить по заданным шаблонам, ходячий мертвец (андед) – выражением стремления к преодолению смерти и тления, безумный учёный, мечтающий о захвате мира – стремление к интеллектуальной уникальности и лидерству. Найденный образ требует анализа с точки зрения сильных сторон психики. Насколько родственно реальное и фантастическое? Если желаемый образ – попытка не реализации своего потенциала, а компенсации слабых сторон личности, то он будет плохой целью. Это прямой путь быть вечно недовольным собой, т.к. означает идти в противоположную сторону. Задача – сыграть на своих сильных сторонах, раскрыть природную одарённость, которая есть в каждом человеке с полноценным головным мозгом. Итак, мы приходим к необходимости ставки на уникальность. Есть ли что-то, что вы можете делать не как все? Наверняка такие способности откроются при внимательном рассмотрении. Сопоставьте их с возможными сферами деятельности и вперёд, но будьте готовы к противостоянию массы, которая будет препятствовать проявлению уникальности. Так уж получается, что конфликт между личностью и обществом – один из вечных, решаемых не только на страницах учебника по философии, но и каждым из нас лично. Зато потом приходит понимание, что мы нужны друг другу, потому что мы разные...
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.