|
Мучительная смерть или появление чудовища?Автор статьи: Абдрахманова Александра Николаевна
"Высиживая первенца, она с горечью наблюдала, как трудна и безрадостна птичья жизнь. Петухи с индюками постоянно враждовали, поэтому индюки не упускали случая больно ущипнуть курочек, а петухи норовили закатить трепку приотставшим от родителей индюшатам. По утрам хозяйка наполняла корыто зерном, да только досыта наедались самые шустрые и крепкие. Но чтобы окрепнуть, нужно вырасти, а чтобы вырасти, нужно хорошо питаться. Когда дом оживал в предпраздничных заботах, на птичьем дворе появлялся хозяин. Все цепенели от ужаса, а он неумолимо выбирал жертву для праздничного стола. В страхе птиц держала лиса. После ее ночных набегов по разбросанным перьям нетрудно было догадаться о печальной участи пленников. «Что станет с моим цыпленочком, когда он наконец вылупится из яйца?» — спрашивала себя курочка, и в голову ей приходили мысли, полные трагизма и отчаяния, сердце сжимала тоска. Но она нашла выход: «Пока мой ребенок в яйце, ему тепло, уютно, безопасно и я никому не дам его в обиду». Курочка пошла к кузнецу и попросила оковать яйцо, чтобы птенец всегда оставался под защитой своей доброй и заботливой мамы. Прошло время..." Продолжение истории каждая мама дописывает сама. Интерпретации при всей их художественности и оригинальности в итоге, обычно, сводятся к одной из двух сюжетных линий: неродившегося цыпленка ждет мучительная смерть или мать ждет появление чудовища. Конечно, в жизни никакой мучительной смерти не будет. Но и жизни уже не будет. Простите, за получившуюся "несуразицу".. Не будет Его жизни, Его собственных увлечений, интересов, ошибок и побед. Не будет НИЧЕГО, он так и будет жить жизнью мамы (папы, бабушки....). На консультациях с мамами я часто использую один прием. Я прошу обнять их подушку или мягкую игрушку, и описать при этом свои чувства. Как правило, поначалу это очень приятно: тепло, как-то защищенно, мило, иногда говорят, забавно, весело, как-то по-детски. Но проходит немного времени, а женщина так и стоит в обнимку с подушкой. Я ничего при этом не говорю, жду реакции или хотя бы вопроса. Ей явно становится все более и более дискомфортно. - Какие чувства Вы сейчас испытываете? - Как-то неудобно, неловко, появилось даже какое-то раздражение... Мне это уже не нравится. (Вот и Вашему ребенку неудобно, дискомфортно, и появляется раздражение на то, что буквально недавно вызывало такие приятные чувства) Следом наступает фаза сопротивления, человек начинает бороться: - Долго мне еще так стоять? - Вам не нравится так стоять. А почему? Чего Вам бы хотелось сейчас сделать? - Мне хочется освободить руки. Я так я ничего не могу делать. (Вот и Ребенок ничего не может делать!) - Какие чувства Вы испытываете, когда понимаете, что Вам хочется чего-то сделать, но Вам не дают? - Злюсь, конечно! Фаза сопротивления может занимать достаточно много времени. И сколько душевных сил тогда уходит на борьбу между любящими людьми! Ребенок пытается изо всех сил выбраться: кричит, ругается (иногда матом, и посылает родителей), а иногда даже дерется и кусает свою маму! Вот оно ЧУДОВИЩЕ! Тот, кто еще недавно был маленьким комочком, которому было так приятно и тепло в маминых объятьях, превращается в глазах окружающих и в глазах родителей в монстра. Испытывает ли он чувство вины? Конечно! Ведь он понимает, что маму бить и кусать нельзя, что обзыватся - это плохо. Но по-другому он не может! В нем Природой заложен инстинкт выживания, сохранения СВОЕЙ жизни! В ответ мама испытывает гамму самых разнообразных чувств: от обиды и собственной вины до настоящей ярости. И что она делает тогда? Некоторое поступают мудро: они отпускают.. Но многие сжимают в объятьях свое дитя еще сильнее, тем самым пытаясь продемонстрировать ему, что они главные и он должен подчиниться! - Ну долго мне еще так стоять? - Я не знаю. Пока стойте. Ребенок повинуется слову Родителя, и тогда на "сцене" появляются чувства усталости и апатии, сопротивление потихоньку исчезает. Психика - образование очень гибкое, призванное помочь человеку адаптироваться к любым, даже самым неблагоприятным, условиям. Поэтому рано или поздно Ребенок начинает видеть плюсы такого своего тесного пребывания. - А что хорошего есть в Вашем таком положении? Когда Вы сами ничего не можете делать, потому что у Вас несвободны руки? - Я могу просто сидеть или стоять, а окружающие будут меня тогда кормить и поить, делать за меня работу, убираться в квартире. А я так и буду сидеть с подушкой, и смотреть телевизор, например. И вот он, недавно такой активный и напористый, становится похожим на настоящего тунеядца. А мама, расплачиваясь за свою любовь, становится его прислугой. Принеси-подай называется... Или еще хуже вариант: ребенок превращается в живой труп, он что-то делает (то, что ему говорят делать), но при этом не испытывает никаки чувств. Его усталость становится хронической. Вот она МУЧИТЕЛЬНАЯ СМЕРТЬ... Наконец, я разрешаю отпустить подушку, и мы подробно разбираем каждый этап этого нехитрого упражнения. В конце я задаю только один вопрос: "Что выбираете Вы: мучительную смерть или появление чудовища?" Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|