О фобии по Фрейду. Психоанализ.

Автор статьи: Рина Несмиянова

В 1915-ом году Фрейд пишет работу «Бессознательное», в которую входит часть ранее написанной, но не изданной работы «Страх». Фрейд исследует фобию - истерию страха. 

Процесс образования симптома в истерии страха начинается с того, что чувство не встречает активности, необходимой для его реализации: «активность как бы обращается в бегство, снова отнимается, и бессознательное либидо отвергнутого представления проявляется в виде страха» [30, с. 169]. При повторении «отнятая активность соединяется с замещающим представлением, которое, с одной стороны, ассоциативно связано с отвергнутым представлением, а с другой стороны, благодаря отдаленности от него, осталось не вытесненным (замена посредством сдвига) [Verschiebungsersatz] и допускает рационализацию еще не поддающегося задержке страха» [30, с. 169].

Благодаря замещающему представлению нет необходимости к возврату вытесненного представления обычным путем, то есть воспоминанием. Представление является и «передаточным звеном», и начальной точкой для проявления эмоции страха.

«Невротики боятся вовсе не тех вещей и ситуаций, которые при известных обстоятельствах и у нас могут вызвать страх, а тех, которые они называют теми же именами» [31, с. 255]. 

Вторая фаза фобии заключена в повторении: образование новых замещающих представлений, которые в попытке «сдержать развитие страха, исходящего из этого (первого) замещающего представления» [30, с. 170] представляют собой цепочку ассоциаций, изолирующих первое замещающее представление.

«Эти меры предосторожности охраняют, разумеется, только против таких возбуждений, которые проникают к замещающему представлению извне посредством восприятия, но они никогда не могут защитить замещающее представление от возбуждений, исходящих от влечений, которые проникают к замещающему представлению через посредство его связи с вытесненным представлением» [30, с. 170-171]. Таким образом, предмет страха в фобии удваивается.

Повторение имеет место не только в повторении первовытеснения, но и в том, что образуется некий символ, знак, в котором посредством ассоциаций  прописывается представление о страхе. Например, цепочка «страшных» ассоциаций маленького Ганса: усы отца → черное на морде лошади → черное на паровозе.

С помощью этого механизма, который так четко показан в фобии, осуществляется наиважнейшая цель психического - необходимость связывания тревоги с  представлением. Представление возникает благодаря тревоге.

В 14-ой лекции Фрейд пишет о том, что страшное сновидение - исполнение «отвергаемого желания», говоря о цензуре: «Если случится так, что она на какой-то момент почувствует себя бессильной перед каким-либо желанием сновидения, угрожающим захватить ее врасплох, то вместо искажения она прибегает к последнему оставшемуся ей средству - отказаться от состояния сна под влиянием нарастающего страха» [31, с. 138].

Фрейд исследует вопрос тревожного пробуждения в контексте вопроса желания и запрета, связанного с этим желанием.

При кошмарном сновидении пробуждение наступает в тот момент, когда чувство жути, не понятно к какой реальности относящееся, не вписанное в сновидческие образы, достигает своего пика.

При отказе от страшного представления, как от объекта, возникает помеха - работа скорби, отказ от интеграции, торможение: «при большинстве навязчивых представлений действительная словесная формулировка агрессивного влечения остается для Я вообще неизвестной» [41]. В первоисточнике использовано слово «Wortlaut» - «текст»: «In den meisten ist der eigentliche Wortlaut der aggressiven Triebregung dem Ich überhaupt nicht bekannt» [50, с. 53]. Уничтожается смысл любого акта, смысл присвоения символа аутоэротическому содержанию и тревога остается в плоскости невроза.

Навязчивое повторение - механизм символизации утраты и работы скорби.

Отвергнутое представление заменяется аффектом: «аффект выступает, однако, в другом месте. Сверх-Я ведет себя так, как будто не было никакого вытеснения, как будто ему известно агрессивное влечение в его настоящей словесной формуле и во всем его аффективном характере, и относится, к Я, как бы исходя из этого предположения. Я, не зная за собой никакого греха, вынуждено, сдругой стороны, испытывать чувство вины» [41].

 

О фобии по Фрейду Психоанализ

 

Навязчивое представление размыто, рассеяно, не определено, и вызывает тревожное ожидание: «Страх означает определенное состояние ожидания опасности и приготовление к последней, если она даже и неизвестна» [36].

 

 

 Симптомы невроза навязчивости двухтактные и противоположные (внеположные) друг другу: запреты, меры предосторожности, покаяния, или, наоборот, символическая замена удовлетворения.

Триумф симптомообразования - то  положение, при котором запрет и удовлетворение проявляются как единый мотив [40]. Это связано с теми ранними лишениями, отказом в удовлетворении, происходившими в период, когда ребенок пассивно наблюдал уходы матери. Он возмещал себе этот уход тем, что представлял с помощью предметов, как мать приходит и уходит вновь.

Он сам разыгрывал сцену: «театральное представление никогда не доставит такого впечатления во второй раз, которое оно произвело в первый. Всегда условием удовольствия будет его новизна. Ребенок же не устанет требовать повторения показанной ему взрослым игры, пока тот не откажет ему окончательно» [36]. Ребенок, пораженный тревогой, играет активную роль, повторяя это же переживание вновь, несмотря на неудовольствие.

 Из дипломной работы «Психоаналитическое исследование кастрационной тревоги в описании литературного образа главного героя тетралогии Гарина-Михайловского».

P.S. Если интересны источники цитат, спрашивайте.

 



Просмотров: 485
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О Происхождении Невроза Страха или Как возникают Фобии?!!!
  • О Лечении Невроза Страха ( Фобии, Панические атаки) Продолжение
  • Текст, который перевернет Ваше представление о себе!
  • Представление о времени как условие организации самостоятельной работы младших школьников
  • Психология внутреннего запрета. Тематическое представление случая. Часть 2.
  • Психоаналитическое представление о любви
  • Достижения через представление о себе
  • Представление о величине предметов. « Автобус»
  • Когда представление о любви разбивается вдребезги?
  • 4 страха, которые не дают достичь результата
  • Три страха будущего... которые актуальны уже сейчас
  • Представление о страхе смерти в психологии и психоанализе
  • Представление о себе
  • Радость и Любовь……..обратные стороны Страдания и Страха……
  • Отличие тревоги от страха. Психоанализ.
  • Родители, у детей есть право на свою собственную жизнь и представление о ней!
  • Роль страха и тревоги в развитии личности
  • Что такое тревога. Отличия тревоги и страха.
  • Преодоление страха, тревоги и паники перед экзаменами
  • Классическое представление о комплексах
  • Представление о смерти у ребенка
  • Визуализация – это мысленное представление.
  • Представление о нейропсихологической диагностике
  • Как чувство страха переходит в паническую атаку?
  • Общее представление о типологии К.Г. Юнга
  • Представление об агрессии в гештальт-терапии
  • Шаманское представление об устройстве души
  • Представление о бессознательном в юнгианской психологии
  • СУИЦИД. Общее психологическое представление.
  • Представление о Циклах Жизни [в стихах]



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь