|
СУИЦИД. Общее психологическое представление.Автор статьи: Соколова Наталья Николаевна
В
Бывает, что не хочется жить, но это вовсе не значит, что хочется не жить. Станислав Ежи Лец Жизнь такова, что каждый день в мире кто-то умирает, но все ли естественной жизнью. Только за один день убивает себя 2300 человек, а за один год – 800 тысяч человек, в Москве в четыре раза больше чем в Лондоне. Еще по различным данным от 8 до 30 миллионов человек неудачно покушаются на свою жизнь. А сколько случаев несовершенного суицида скрывается от посторонних глаз? Попытки суицида в основном совершаются людьми психически здоровыми. Чаще всего самоубийства совершаются одинокими, разведенными и овдовевшими мужчинами в возрасте от 15 до 45 лет, зато суицидальные попытки со стороны женщин совершаются в два раза больше. [4, с 9-10]. СУИЦИД- это когда человек из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами или в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания, сознательно и преднамеренно совершает действия (НАСИЛИЕ) направленные на лишения жизни самого себя. Под НАСИЛИЕМ мы понимаем физическое, психическое, социальное воздействие без добровольного согласия на человека со стороны другого человека, семьи, группы или государства, вынуждающим его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающую его физическому или психическому здоровью и целостности. [1, с 22-25]. Социально-психологические теоретические исследования определяют насилие как органическую часть агрессии и жестокости. Таким образом, мы пришли к пониманию, что насилие является органической частью агрессии и жестокости. АГРЕССИЯ, в свою очередь, почти всегда классифицируется как антиобщественное поведение и рассматривается как проблема, вызванная биологической неполноценностью, неудачными поисками своего места в обществе или фрустрацией из-за неблагоприятных окружающих условий.Под АГРЕСИЕЙ мы понимаем - любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба[2,с13]. В психоанализе не так давно НАСИЛИЕ стали рассматривать с точки зрения репрезентации, сфокусировав свое внимание на внутренних процессах, установив, таким образом, различия между различными типами насилия: насилие с целью самосохранения, злоумышленное насилие, насилие с целью ограбления, аффективное насилие (Glasser,1985;Meloi.1992), так как насилие против другого человека может быть вызвано импульсом уничтожения кого-нибудь внутри него. СУИЦИД же наоборот рассматривается как попытка или акт самоистязания, которое может возникнуть тогда когда Я или тело идентифицируется с объектом ненависти[8]. З.Фрейд, в свою очередь, также подчеркивает первичное значение агрессии: «ненависть, как отношение к объекту древнее любви, она соответствует первоначальному отторжению раздражающего внешнего мира со стороны нарциссического Я. (Влечения и судьбы. 1915)[6,с108]. Агрессивное влечение полагал З.Фрейд, происходит из имеющего органическую основу влечения к смерти (первичный садизм, деструктивное влечение)[5,с370], где суицид и убийство являются проявлением разрушительного влияния Танатоса, т.е. агрессией, различие которой состоит в направленности на себя или на других. Мы пришли к пониманию, что АГРЕССИЯ есть НАСИЛИЕ, а СУИЦИД – это сознательное и преднамеренное проявление НАСИЛИЯ против самого себя, против своей жизни. Следует обратить внимание на две важные особенности определения СУИЦИДА (самоубийства): · как сознательные действия, приведшие к смерти; · как действия, в результате которых была совершена попытка лишения себя жизни, но в силу обстоятельств не повлекшая фатального исхода. В связи с этим в последнее время ученые стали различать фатальное (завершенное) самоубийство и нефатальное самоубийство (или суицидальная попытка). Также все самоубийства можно условно разделить на два класса: · истинные; · демонстративные (так называемый парасуицид или псевдосуицид). Как правило, псевдосуицид или попытка к суициду, совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «КРИКОМ О ПОМОЩИ» в невыносимой ситуации, попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Эти действия также называют «демонстративной попыткой суицида». В отличие от псевдосуицида, истинный суицид - это, как правило, хорошо спланированные действия, цель которых - любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д. Подавляющее большинство людей, совершающих самоубийство, не хотят самой смерти, они хотят избавления от невыносимой психической боли. Последователь школы М.Кляйн К. Меннингер считает, что в жизни человека существует напряженная борьба между инстинктами самосохранения и саморазрушения. Он указывал, что деструктивные желания у индивида возникают в младенчестве, как реакция на фрустрацию или недостаток общения с внешней средой (матерью). Изучая роль агрессии и деструктивности в поведении человека в рамках причинения себе вреда, он заключил, что все эти случаи связанны с кастрацией или калечащими фантазиями, изначально направленные на родителей и родных братьев и сестер. К. Менингер считал, что все случаи проявления насилия имеют значение: они представляют попытки избежать чего-нибудь опасного. Человек скорее убьет себя, чем будет испытывать страдания, испытывая разрушительный распад. Таким образом, убийства часто происходят из-за того, что индивид хочет защитить свою психику[3,с240]. Исследовав, глубинные мотивы самоубийства К. Менингер выделил три составных части суицидального поведения: · желание убить (ярость младенца); · желание быть убитым (крайняя форма подчинения, выраженное чувство вины); · желание умереть вместе (необоснованная смерть). К. Менингер считал, что настоящая, не показная попытка совершить самоубийство обязательно должна содержать в себе эти три составляющих фактора. Если же какой-то из этих факторов отсутствует, то попытка не является серьезной: она рассчитана на внешний эффект и связана со стремлением запугать кого-нибудь, шантажировать[3, с153]. Немного известно, о тесной связи между насилием и суицидом и о том, почему одно возникает чаще другого. Между тем Э. Бейтман указывает, что особенно важно при любом типе насилия, проводить различие между внутренними и внешними объектами. При идентификации себя с внутренним, воображаемым объектом, насилие против другого объекта может быть вызвано импульсом уничтожения кого-нибудь внутри него. Суицид наоборот рассматривается как попытка или акт самоистязания, которое может возникнуть тогда когда Я или тело идентифицируются с объектом ненависти. Э. Бейтман рассмотрел особенности поведения пациентов, склонных к насилию и суициду с позиции толстокожих и тонкокожих нарциссов Г.Розенфельда (1987), который внес ясность в аспект нарциссизма, использовавших свою психологическую структуру для поддержания чувства безопасности[7]. Он описал толстокожих нарциссов как замкнутых, склонных к оборонительной агрессии. В объектных отношениях им характерна враждебная конфликтность, скрытая в беспристрастных суждениях. Проще говоря, толстокожие нарциссы склонны к насилию в целях самосохранения, с трудом поддаются лечению, не продвигаются вперед в перерывах в процессе лечения, относятся с насмешкой к анализу их потребности и зависимости (несамостоятельности), отвергают, пока не успели отвергнуть их самих и сохраняют несокрушимое превосходство[7]. Тонкокожие нарциссы наоборот более ранимые. Преобладающая форма общения - эмоциональная и защитная, прикрытая жалостью. Тонкокожие нарциссы чувствуют за себя стыд, восприимчивы к отвержению его личности и постоянно осуждают себя за то, что они хуже других. Заслуги на работе или дома являются стабилизирующим элементом в их личности, нежели источником власти, они формируют в них скорее заботу о себе, По мнению Э.Бейтман состояния тонкокожего и толстокожего нарциссизма связаны как с импульсами самоуничтожения, так и с импульсами насилия. Если в состоянии тонкокожего нарциссизма активируются импульсы самоуничтожения, которые находятся в сконцентрированном состоянии, пока они не встретятся с кем-нибудь воображении, в котором индивид видит потребность, для снятия напряжения, для облегчения состояния, то состояние толстокожего нарциссизма включает в себя скрытый, медленно разгорающейся позыв насилия, при обострении потребности, набирающий силу. Э Бейтман считает, что если любое из этих состояний задеть, то произойдет разрушение Я, которое может привести к самоубийству или насилию в попытке сохранить свое Я с тем, чтобы отделиться от другого и сохранить пространство. Состояние, в котором главную роль играют мысли, а третий служит для понимания субъективности и объективности вызывают спутанность[7]. Отношение общества к самоубийству неоднозначно, считается, что: · неполноценный человек не должен обременять других; · человек имеет право на добровольный уход из жизни; · больной человек имеет право на эвтаназию. Поэтому, многие, страдающие люди, не имеющие поддержки со стороны других людей, общества желают умереть под влиянием развившейся депрессии или воздействия социальных и психологических стрессов. Самоубийство всегда совершается внезапно и импульсивно. Распространенное среди населения мнение, что: · те люди, которые много говорят о суициде, редко его совершают – это все миф. Разговоры о суициде могут способствовать его совершению, но также могут являться и его предупреждением; · склонность к суициду наследуется. Суициды действительно чаще совершаются теми, у кого в семье это уже было, но предрасположенность к суициду не наследуется и не является чертой характера; · риск самоубийства исчезает, когда кризисная ситуация проходит. К сожалению, под внешним спокойствием может скрываться твердо принятое решение, а некоторый подъем сил после минования острого кризиса лишь помогает выполнить задуманное; · если человек в прошлом совершил суицидальную попутку, то в будущем это не повториться. В реальности очень многие повторяют эти действия, вновь и достигают желаемого результата; · самоубийство закономерная реакция на травмирующую ситуацию, так как человек психически болен. Большинство людей в кризисных ситуациях способны мобилизоваться. [4, с10-13]. Одной из основных мотиваций истинного суицидального поведения является бегство от непереносимой жизненной ситуации, связанной с наличием неадаптивных установок. Эти установки, в свою очередь, связаны с представлением о большей, чем собственная жизнь, значимости личностно-семейных или социально-престижных ценностей, сформировавшихся под влиянием воспитания и психотравмирующих переживаний. Поэтому справиться с такой сложной, непереносимой острой жизненной ситуацией такому человеку сложно, ему необходима эмоциональная поддержка и понимание другого человека, которое он может получить, обратившись в психологический центр за помощью к психологу. Список литературы: 1. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми. М.: ВЛАДОС, 1997. - 512 с. 2. Кордуэл М. Психология А-Я. Словарь-справочник/ Перев. с англ. 3. Меннингер К. Война с самим собой./ ЭКСПО-Пресс/Москва 2001г. 4. Старшенбаун Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия.-М.:»Когито-Центр», 2005г.-376с. (Клиническая психология). 5. Фрейд З. Экономическая проблема мазохизма(1924). Психология бессознательного/ пер. А.М. Боковникова. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. с361-379. 6. Фрейд З. Влечения и судьбы(1915). Психология бессознательного/ пер. А.М. Боковникова. М.: ООО «Фирма СТД», 2006. с79-111 7. Bateman A. Narcissism and its relation to violence and suicide. Psychoanalytic Understanding of Violence and Suicide/Published in association with the institute of psycho-analysis, London 2010//перевод ТюльковА.В. с111-123. 8. Perelberg R.J. Psychoanalytic understanding of violence and suicide: a review of the Literature and some new formulations. Psychoanalytic Understanding of Violence and Suicide/Published in association with the institute of psycho-analysis, London 2010//переводТюльковА.В. c19-50.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|