|
Психоаналитическое представление о любвиАвтор статьи: Ворожцова Марина Петровна
О любви рассуждают влюбленные, люди, живущие без любви и люди, живущие в любви. Люди, стремящиеся к пониманию этого чувства и люди им наслаждающиеся, люди любовь отвергающие и ищущие ее не один десяток лет. Каждый взрослый человек может рассказать свою историю, которая определила его отношение к любви, это может быть история похожая на сказку, а может быть и трагедия. Любовь тотальна и всемогуща. И это не потусторонняя сила, фатально распоряжающаяся нами. Это сила наших чувств. Что является признаком любви? Учащенное сердцебиение? Или может быть десятки лет совместной жизни? Где кончается любовь и начинается привычка, ненависть, безразличие? Психоаналитическая работа с клиентами, которые, приходя с различными проблемами, часто в процессе анализа приходят к пониманию того, что главная их потеря в жизни – потеря любви, главное жизненное препятствие – неспособность любить и принимать любовь. Первая, а некоторые считают, что и единственная настоящая любовь в нашей жизни, это любовь родительская. До 5-6 лет – это, прежде всего, любовь матери. Психоаналитики говорят, что если ребенок «отражен» материнской любовью как красивый, целостный и ценный, то в дальнейшем риск серьезных невротических проявлений будет сведен к минимуму. Для детей первого года жизни любовь это телесный контакт с матерью, адекватная забота, понимание его желаний. Родительская любовь задает для человека стандарты самовосприятия, самопонимания и формирует основную часть той части нашей психики, которая отвечает за самооценку и оценку окружающих. Наша любовь к родителям навсегда определяет представления о лучшем и родном в близких нам людях. Мужчина, выбирая себе любимую, бессознательно ориентирован на материнский образ, либо руководствуется логикой протеста против материнского образа. То же самое происходит и у женщин. Необходимо отметить, что психологически определяющими фигурами матери и отца далеко не всегда являются физиологические родители. «Матерью» может быть бабушка, тетя, старшая сестра, соседка. Так же точно и с «отцом». В этом смысле дети из неполных семей, которых давно уже значительно больше половины, не лишаются, таким образом, способности к переживанию любви и формированию полноценных отношений. На процесс формирования представления об объекте любви и отношениях любви в детстве основное влияние оказывают отношения ребенка с матерью и со сверстниками. Так безразличная, отвергающая мать толкает ребенка к поискам тепла и принятия среди неодушевленных предметов. В детстве может сложиться отождествление любви с другими переживаниями. Например, когда мать говорит ребенку «Я так тебя люблю, что готова съесть», любовь смешивается со страхом, а когда мать чрезмерно хлопочет над ребенком и предостерегает его от того, что он упадет, простынет, захлебнется, подавится, порежется и так до бесконечности, то любовь «склеивается» с тревогой. Часто, особенно в детской культуре советско-российского общества любовь отождествляется ребенком с чувством вины «Я тебя так люблю, и ради тебя пожертвовала всем, а ты получил двойку». Может возникнуть вопрос, что речь идет всего лишь о несмышленых детях, которые, вырастая, все начинают оценивать и понимать иначе, однако необходимо понимать, что с точки зрения психоанализа трагедия детства в том, что оно длится всю жизнь и чувства не стареют. Психоаналитическая терапия как раз и позволяет обнаружить и «выпустить», к примеру, из 50-летнего мужчины страхи 5-летнего мальчика. Очень важным фактором, влияющим на способы проявлений любви у взрослого, являются представления об отношениях любви между членами семьи, которые он наблюдал и в которых он участвовал в детстве. Это, прежде всего, отношения в семье между родителями. Отношения любви строятся так, как отношения между родителями – вот стереотип, который имеет ребенок (нужно иметь в виду, что в подростковом возрасте все меняется). Соответственно, к примеру, молчаливый совместный просмотр телевизора, или напротив громкий скандал с битьем посуды создают у ребенка устойчивый стереотип проявлений любви, который он неизбежно будет отыгрывать в своей взрослой жизни. По мере взросления увеличивается роль психо-социальных факторов в формировании представлений о любви и месте секса в этих отношениях. До периода половой зрелости для подростка характерен конфликт между любовью и сексом, при нормальном развитии личности он преодолевается путем интеграции телесности и чувств и формирования зрелой сексуальной любви. Психоанализ часто обвиняют с нездоровом внимании к сексуальной тематике, тревога людей, которые планируют обратиться с аналитику часто связана с тем, что придется рассказывать о сексуальных отношениях. Может быть, приведенные ниже два аспекта секса связанные с любовью пошатнут этот миф. Секс как процесс. Сексуальная практика уникальна тем, что в ней действительно слиты воедино тело и психика. Кроме того, человек не только оказывается интегрированным с самим собой, он составляет единое целое с другим человеком. Стремление к близости, слиянию, соединению с другим, преодоление физических и психических границ – вот что придает ценность сексу и совершенно особенные глубокие переживания. Секс несет в себе также преодоление границ дозволенного, даже если он происходит между законными супругами. Наши повседневные социальные роли не содержат страсти и, преодолевая их, мы выходим за границы социальности. Кстати, именно страх потерять свое социальное лицо (руководителя, отца семейства, добродетельной хранительницы семейного очага) часто становится неосознаваемой причиной сексуальных дисфункций, недовольства собой и партнером и нарушения отношений любви. Секс как процесс уникален еще и в силу того, что в нем происходит «связывание» агрессии, «переплавка» ее в любовь. В сексуальном акте партнеры испытывают настолько сильные психические и физические переживания, что происходит разрядка накопленного внутреннего напряжения, снятия разрушительных эмоций. Секс как отношения. Мужчины и женщины движутся навстречу друг другу в интеграции психологических потребностей и сексуальных ощущений. Для женщин отправная точка – психика, для мужчин – тело. Место встречи называется – зрелая сексуальная любовь. Эротическое желание перерастает в отношение с конкретным человеком. В этих отношениях, во-первых, бессознательно активируется опыт прошлого, часто детский опыт отношений с родителями. Во-вторых, формируются общие сознательные ожидания от будущего пары, возникает некий общий проект. И, наконец, происходит формирование совместных представлений об уровне взаимной ответственности и обязательств. Зрелая сексуальная любовь подразумевает некие, большей частью бессознательные, соглашения и обязательства в области секса, эмоций и ценностей. Тело партнера при зрелой сексуальности становится наполненным личностными смыслами, несводимыми к большему или меньшему удовольствию. Отношения наполняются теплотой, заботой, принятием или напротив отвержением, отстраненностью и непониманием. С точки зрения психоанализа все сильные человеческие чувства амбивалентны, то есть у каждого такого чувства есть непосредственная и оборотная сторона (например – любовь и ненависть), явное и вытесненное содержание. Когда невидимая, но очень существенная часть не интегрируется в психику, возникает невроз. Принятие двойственности чувства придает ему реалистичность и объект этого чувства также становится способен принять человека реальным, то есть таким, какой он есть, живым и целостным со всеми достоинствами и недостатками. Амбивалентность любви выражается в наличии негативных переживаний по отношению к ее объекту. Невидимой частью любви часто становится агрессия, ненависть, чувство обманутости, которые мы вытесняем, накапливая внутри нас напряжение, часто совершенно неожиданно выплескивающееся на других людей или самих себя. Например, идеализирующая любовь в паре приводит к тому, что мужчина вытесняет раздражающий его факт, что его любимая перестала следить за собой, сильно поправилась и завела привычку есть чипсы вечером перед телевизором. Возникшая агрессия «стучится» в сознание, но отгоняется рационализациями типа «Самое лучшее для женщины – естественная красота», «Значит ей никто, кроме меня не нужен», «Она посвятила себя семье и может теперь расслабиться»» и т.д. По мере накопления этого чувства раздражение превращается в ненависть, но поскольку это вытеснено сильным чувством привязанности, нежеланием что-то менять, то выражаться эта сторона амбивалентности может в повышенной раздраженности на работе, в сильных негативных переживаниях по поводу политики, физических заболеваниях и т.д. В конечном счете, проще «впустить» объемность чувств в свою жизнь и найти в себе силы принять себя и другого не одномерным, а сложным и многоаспектным. Однако эта простота дается тяжелее, чем большинство жизненных препятствий. Осознание скрытой стороны чувств дает возможность не только совершенствоваться в принятии себя и другого, но и учит способности обсуждать с партнером сложные вопросы отношений без агрессии и недовольства, позволяет найти нужные слова и интонации. Понимание любви невозможно без такого простого и такого сложного чувства как нежность. Часто именно появление нежного, бережного отношения к своему избраннику (избраннице) знаменует переход от влюбленности и страсти к любви. Нежность – победа в войне амбивалентных чувств, с преобладанием любви над агрессией. Нежность - это напоминание о материнском принятии ребенка не за что-то, а просто в силу их существования. Нежность – это готовность прощать и даже не замечать мелких недостатков друг друга. Чувство нежности - это шаг к непременному проявлению зрелой любви – заботе. Забота отождествляется с болью и радостью другого, действенная поддержка партнера во всем, установление подлинно родственных отношений. Пожалуй, одним из самых главных критериев любви является именно забота. Часто в психоаналитической терапии клиент, преодолевая серьезные эмоциональные трудности, в итоге получает то, к чему стремится каждый из нас: способность принять любовь другого человека без агрессии и чувства вины и способность любить без страха быть оставленным и наказанным за полную отдачу. Такое революционное продвижение в личной истории связано с переживанием чувства разрешения. Разрешения не в смысле того, что есть некий человек, ответственный за стандарты любовных, семейных и сексуальных отношений, который может что-то разрешить или запретить. А как способность самостоятельно находить пути для высвобождения нашей глубочайшей потребности в принятии и любви. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|