|
Представление о бессознательном в юнгианской психологииАвтор статьи: Анна Демешина
1. Направленность бессознательного на будущее Юнгианская психология не разделяет редуктивного подхода, считающего, что все проявления психики являются отголоском событий раннего детства. Не отрицая влияния прошлого, юнгианский подход так же учитывает влияние будущего, считая, что у психического развития есть цель, сподвигающая индивида продолжать движение вперед. Юнг считал, что в образах бессознательного (сновидениях, фантазиях, оговорках) кроме причинной связи, присутствует направленность, нацеленность на будущее. Это допущение позволило ему ввести в свою психологическую систему такие понятия, как предназначение и судьба, придающие смысл отдельной человеческой жизни и всей истории человечества в целом. Это краеугольный камень всей юнгианской психологии. 2. Компенсаторность бессознательного Джеймс Хиллман, юнгианский аналитик : «…. то, что не допускается в осознание, прорывается неуклюжими, навязчивыми способами, действуя на сознание именно теми качествами, которые оно стремится исключить». Так же важной в понимании бессознательного идеей является идея Юнга о том, что бессознательное находится в компенсаторной позиции по отношению к сознанию. Сознание помогает нам успешно адаптироваться к объективной реальности, а бессознательное, с помощью снов и фантазий компенсирует «дневную установку», не давая психике «завалиться» на один бок, поддерживая ее целостность и устойчивость. Односторонность нашего сознания, является результатом его интенциональности, то есть направленности. Это позволяет ему эффективно функционировать, сосредотачиваясь на самом важном и оставляя за границей восприятия несущественное. Если направленность сознательной установки слишком сильна и не допускает вмешательство бессознательных элементов, они начинают накапливаться и в какой-то момент, когда напряжение достигает предела, буквально прорываются в сознание, провоцируя у человека невроз, психотический приступ или крайне нежелательное поведение. 3. Неисчерпаемость бессознательного Понятие бессознательного у Фрейда по сути близко к памяти - в бессознательном нет ничего, чего не было бы в сознании. Юнг не отрицал того, что в бессознательном содержится вытесненный из сознания материал, но этим, по его мнению, бессознательное не исчерпывается. В нем так же содержится память всего предыдущего развития человечества, т. е. бессознательное содержит как личный, так и коллективный материал. И кроме того, в нем содержатся будущие смыслы, бессознательное по выражению Юнга, — это «семена будущих содержаний сознания». И если в случае Фрейда мы можем рассчитывать, на то, что рано или поздно исчерпаем «подвалы» бессознательного, достав оттуда все вытесненные воспоминания и переживания, то в случае Юнга на это рассчитывать на приходится. Отсюда вытекает иная стратегия анализа: не только стремиться достать на поверхность сознания все содержание личного бессознательного пациента, но и помочь ему погружаться в океан коллективного бессознательного, вылавливая оттуда дары — творчество и вдохновение для жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|