Речевое развитие от "0" до "3". Для будущих и настоящих мам.

В младенческом и раннем детстве происходит стремительное развитие мозга, заканчивается формирование мозговых структур зрительного и слухового анализаторов, завершается формирование нервной системы, формируются все структуры, необходимые для нормального развития интеллектуальных, познавательных и физических способностей ребенка.

 Ко мне, как специальному детскому психологу, дефектологу обращаются родители с проблемами в развитии ребёнка. К ожалению, иногда с опозданием, когда актуально было уже "вчера".

Чаще всего звучащее объяснение в этом случае: "Нам никто не говорил про отставание в развитии и  необходимости заниматься с ребёнком. Если бы мы знали, то обратились бы раньше. Мы думали, что заниматься надо позже."

Вот несколько простых и доступных для родителей советов, чтобы ребёнок заговорил во время, чтобы исключить недоразвитие речи, чтобы ребёнок был успешен в школе:

  • разговаривайте с ребёнком глядя в его глаза!
  • разговаривайте со своим ребёнком с момента рождения
  • в течение дня как можно чаще разминайте/массируйте ладошки ребёнка. Это способствует развитию речевых центров головного мозга.
  • Это залог успеха

Речевое развитие от 0 до 3 Для будущих и настоящих мам

  • говорите с ним так, чтобы он видел артикуляцию (движение ваших губ)
  • говорите чётко, называя предметы, обращайте его внимание на эти предметы
  • повторяйте название предмета всегда одинаково, побудьте "попугаем"
  • во время прогулки рассказывайте ребёнку о том, что видите обращая внимание на изменения в природе, события вокруг.
  • побуждайте ребёнка повторять за вами слова и фразы
  • используйте пальчиковые игры и народные игры "Сорока-белобока кашу варила", "Курочка по зернышку" , считалки, ритмичные движения вместе с ребёнком под детские песенки, игра "По кочкам, по ямкам"  и т.д. 
  • рисуйте на ладошке/стопе/спинке  ребёнка своим пальчиком точки, черточки, кружочки, линии, волны, любые простые предметы так, чтобы он не видел их, но угадывал
  • не игнорируйте и не исключайте процесс ползания - это очень важный этап в развитии ребёнка
  • читайте детям сказки, в них мудрость и профилактика "непослушания".
  • не выбирайте на роль няни - мультики, если хотите, чтобы он жил в реальном, настоящем мире

 

Многие заболевания в детском возрасте не имеют ранних симптомов, поэтому нарушение психомоторного развития может стать первым признаком неблагополучия. Поэтому в течение всего периода раннего детства родителям рекомендовано обращать внимание на процесс развития своего ребёнка, самим контролировать основные параметры развития.


В 1 месяц ребенок фиксирует в поле зрения предмет, следит за плавно движущейся игрушкой; реагирует на голос взрослого, изменяет или прекращает плач; ненадолго приподнимает и удерживает голову, лежа на животе; при общении с взрослыми издает тихие короткие гортанные звуки; при виде взрослого у ребенка появляется первая улыбка.

В 2 месяца вызываются все безусловные рефлексы новорожденного, они симметричны, но не резко выражены и не постоянны. Ребенок длительно удерживает предмет в поле зрения, ищет источник звука, поворачивая голову. Хорошо держит голову в вертикальном положении. Лежа на животе, приподнимает и длительно удерживает голову. Крик ребенка носит интонационно-выразительный характер, он начинает гулить, быстро отвечает улыбкой на обращение взрослых.

В 3 месяца угасают рефлексы новорожденного, в том числе автоматическая ходьба, исчезает реакция выпрямления туловища при опоре на ноги. Он следит за плавно движущимся предметом и надолго сосредотачивает взгляд на неподвижном предмете; опирается на предплечья, лежа на животе; поворачивается на живот. У ребенка возникают первые неправильные движения руки к игрушке, он отводит руки до плеч. Ребенок начинает реагировать на различные ситуации, его плач имеет различную отчетливую интонационную окраску. Мамы обычно понимают, что хочет выразить ребенок своим плачем: у него что-то болит, или он обиделся, или голоден. Характерно певучее гуление. Выражен комплекс «оживления» - при виде улыбающегося взрослого, склонившегося над ним, ребенок от радости весело бьет ручками и ножками, выгибается, при этом не только улыбается, но и начинает смеяться в голос.

В 4 месяца исчезают рефлексы новорожденного, кроме Кернига и Моро, исчезает физиологический гипертонус. Ребенок четко локализует источник звука в пространстве, поворачивает голову в направлении источника звука, рассматривает руку; поворачивается с живота на спину; захватывает, ощупывает, рассматривает, перекладывает в руках игрушку. Он начинает смеяться в голос, продолжительно певуче гулит. Узнает маму, радуется при ее появлении. Выражен комплекс «оживления» со смехом при эмоциональном общении с взрослыми.

В 5 месяцев исчезают все физиологические рефлексы новорожденного, кроме сосательного. Ребенок ровно стоит при поддержке, хорошо переворачивается со спины на живот; лежа на животе, опирается на ладони выпрямленных рук. Берет игрушку из рук взрослого, захватывает ее двумя руками, тянет ее в рот, то есть отмечается полный объем движений руки. Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков, выражает свои эмоции смехом и хныканьем, различает знакомых и незнакомых, лаcковый, нежный и строгий тон. Отмечается адекватная реакция страха или оживления.

В 6 месяцев у ребенка наблюдается оптическая реакция опоры на руки, он выпрямляет и вытягивает руки при наклоне с рук взрослого в направлении опоры. При подтягивании за руки нагибает голову, садится; долго изучает и внимательно рассматривает, перекладывает в руках игрушку. В речи появляются короткие цепочки лепета, ребенок произносит отдельные слоги. Кушает с ложки, снимая пищу губами, начинает пить из чашечки. У него формируется активное внимание, он по-разному реагирует на свое и чужое имя.

В 7 месяцев ребенок самостоятельно сидит, встает на четвереньки; долго рассматривает, перекладывает в руках игрушку, стучит ею, размахивает и бросает ее обеими руками. Подолгу лепечет, на вопрос «где?» ищет глазами знакомый предмет и указывает на него пальцем. Аккуратно, не обливаясь, пьет из чашки, которую держит взрослый. Внимательно рассматривает взрослого, прежде чем вступить в контакт.

В 8 месяцев ребенок узнает близких людей на фотографии, показывает на них пальцем. Уверенно сидит, сам встает на колени и ползает на четвереньках. Самостоятельно встает, держась за опору, переступает. Выполняет просьбы «дай ручку», «до свидания», играет в «ладушки», «сороку белобоку». Лепет становится интонационно-выразительным. Ребенок сам держит сухарик, кусочек булочки, хлеба или печенья, яблоко, грызет их. Играет в «прятки», сидя на руках у взрослых. Отмечается простое подражание в игре: катает машинки, складывает игрушки, стучит ими, вынимает.

В 9 месяцев ребенок хорошо ходит у опоры, переступает при поддержке за обе руки, берет мелкие предметы двумя пальцами, начинает складывать пирамидку. По просьбе «принеси», «отдай», «дай» отыскивает знакомые предметы. Знает свое имя, поворачивается на зов. В речи наблюдается богатое разнообразие звукосочетаний при лепете, интонационно-выразительная имитация фразы. Он спокойно относится к высаживанию на горшок, подражает взрослому или ребенку в действиях, общается жестами.

В 10 месяцев ребенок хорошо стоит и ходит у опоры, держась за нее одной рукой, поднимается и спускается с невысокой лестницы с опорой. По просьбе и самостоятельно с удовольствием делает «ладушки», показывает «до свидания». По просьбе взрослого показывает части своего или чужого лица и тела: руки, ноги, животик, уши, нос, глазики, лоб, рот. Повторяет за взрослыми новые слоги, произносит первые «лепетные» слова: «па-па», «ма-ма», «де-да», «ба-ба». Голосом и жестами сигнализирует о своих нуждах, любит находиться в компании с другими детьми, проявляет к ним активный интерес. 

В 11 месяцев ребенок уверенно самостоятельно стоит, ходит, слегка придерживаясь за опору, может делать несколько шагов без опоры. Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть мячиком, мелкими предметами, в кубики. Понимает первые обобщающие слова: «кубики», «мячики», «машинки», «ложечки», «куклы»; с удовольствием показывает части своего лица и тела. В речи увеличивается количество лепетных слов, появляются первые упрощенные слова: «па-па», «ма-ма», «дя-дя», «ба-ба», «кис-кис», «бай-бай». Ребенок начинает понимать слово «нельзя», по-разному относится к разным взрослым и детям, любит трогать животных.

В 12 месяцев ребенок делает первые самостоятельные шаги без поддержки; собирает пирамидку с маленькими отверстиями; по назначению использует расческу; хорошо держит чашку, пьет из нее, не обливаясь; учится кушать ложкой. Выполняет простые поручения, любит слушать чтение книг, показывает пальцем знакомых персонажей и предметы в книгах; различает предметы по форме: шарики, кубики, кирпичики.

В 1 год и 3 месяца у ребенка быстро расширяется запас понимаемых слов, увеличивается словарный запас. Он различает предметы по величине с разницей в 3 см, повторяет ранее видимые действия в игре, много ходит, приседает, может пятиться, учится самостоятельно кушать ложкой густую пищу.

В 1 год и 6 месяцев ребенок обобщает предметы по существенным признакам, использует более сложные слова при общении, ориентируется в формах: кубик, кирпичик, шарик; копирует в игре действия взрослых, перешагивает препятствия приставным шагом, самостоятельно кушает ложкой жидкую пищу.

В 1 год и 9 месяцев ребенок понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы, обозначает действия двумя словами, использует глаголы. Он ориентируется в размерах с разницей в 3 см, выполняет несложные постройки из кубиков, ходит по невысокому бруску высотой и шириной 20 см, частично надевает простые вещи с помощью взрослого.

В 2 года ребенок употребляет в речи прилагательные и местоимения. Понимает простой рассказ взрослого и события прошлого, подбирает по образцу и просьбе предметы контрастных видов, выполняет простые, логически последовательные действия, перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом, частично самостоятельно одевается.

В 2 года и 6 месяцев ребенок в речи использует сложные предложения с придаточными, начинает задавать вопросы «где?», «когда?». Он подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый); усложняет сюжетные игры с логической последовательностью действий (укладывает спать куклу, кормит); выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их. Ребенок начинает пользоваться карандашами, фломастерами и кистью, но рисунок отсутствует; может сам полностью одеваться, за исключением шнуровки и застегивания; правильно держит ложку и вилку, умеет самостоятельно кушать. Перешагивает препятствия высотой 20 см чередующимся шагом.

В 3 года в речи ребенок использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, часто задает вопросы «почему?», «зачем?»; правильно и по назначению использует предметы в игре, правильно показывает и называет основные цвета; появляются элементарные карандашные рисунки, он начинает лепить простые фигуры из пластилина; появляются элементы ролевой игры в «дочки – матери», в «стройку», «доктор – больной». Усложняются используемые в игре сюжетные постройки. Ребенок полностью сам одевается с небольшой помощью взрослого, при необходимости сам пользуется носовым платком и салфеткой, моет себя во время купания, перешагивает препятствия высотой в 35 см чередующимся не приставным шагом. 

Для меня, как специалиста, важен результат и тот успех, к которому мы идем вместе. 

 

Статьи на любой вкус. Подпишись и читай.

Мои книги в электронном и печатном варианте.

Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas



Просмотров: 449
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Если ваш "особенный" ребенок ходит в детски сад
  • Почему ребенок не выполняет "простейшие" задания?
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • "Где?" - почему неговорящий ребенок реагирует на этот вопрос.
  • Когда ребенок начинает спрашивать про Смерть
  • "Ребенок" остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • "Не хочу, чтобы ребенок был похож на отца"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Одиночество как ресурс или когда внутреннии ребенок говорит: "Привет".
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Перевод статьи "Аналитик, ребенок и родители: Святая троица или ад кромешный?"
  • Что ребенок может "сям"?
  • Основные предметы в школе под названием "Жизнь"
  • Антикапризин - "Чтобы ребенок вас услышал..."
  • Что делать, если ребенок плачет при расставании
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Приемный ребенок может стать родным?"
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • При чем тут родители? Если в психотерапии ребенок



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь