|
Травма и ее последствияАвтор статьи: Васильева Марина Васильевна
Травма и ее последствия В народе говорят: «Время лечит все раны» это неверно в случае психологической травмы. Время и покой помогут восстановиться физически и душевно в ситуации стресса, потому что у человека есть выбор бороться или убегать. В ситуации травмы остается только возможность застыть или внутренне расщепиться. Стресс мобилизует энергию человека, а травма приводит к демобилизации, отключению энергии и заморозке чувств. Таким образом, включаются биологически устоявшиеся механизмы защиты первой помощи, как механизм выживания. Похожий феномен мы можем наблюдать при серьезных телесных повреждениях, в этот момент человек испытывает шок, он перестает чувствовать свое тело и боль, чтобы не умереть. В классической психологии есть понятие травмы - это значимое событие и реакция на это событие, которое вызывает длительное эмоциональное переживание и запоминается в теле, в душе, и если это не отреагировано, тогда происходит запечатление и вытеснение в подсознание. Причиной травмы может стать любое событие, а источников существует огромное количество – это семейные конфликты, тяжелые болезни, гибель близкого человека, развод родителей, холодность и отчужденность внутрисемейных отношений, раннее расставание с матерью, материально-бытовая неустроенность, катастрофы. В большинстве случае травмы коренятся в нашем детстве. Мы все родом из детства, поэтому несем в себе большое количество болезненных переживаний и неосознанных ран, которые всячески будут препятствовать здоровому гармоничному развитию личности человека. Эти переживания могут быть многогранными и сопровождаются разными чувствами: страха смерти, неполноценности, потерянности, недоверия к себе и социуму, конфликтности, сомнения в своих действиях, стыда, вины, тревоги, бессмысленности своего существования. Вытесненное чувство боли защищает от осознания этих травм. Потому что осознание приведет к необходимости пересмотра и переоценки своей жизни. Здесь появляется страх, который бессознательно и сознательно препятствует изменению, блокирует его. Ведь человек уже привык жить «так», да и вырабатывается «вторичная выгода», «вторая натура». Волевым усилием не избавиться от подобного страха, потому что расплатой за подобное усилие будет служить усиление контроля и потеря своей витальности. Травматический опыт создает эмоциональный конфликт, который поглощает много жизненной энергии и сил. Результат - у человека бессилие, не желание творить и развиваться, нарушение сна, нет гармонии взаимодействия тела, духа и души. О таком человеке говорят: «ходит как неприкаянный, ни семьи нормальной, ни работы, словно нет места в жизни» Таким образом, травма увеличивает риск того, что с человеком произойдет несчастный случай, или разовьется хроническое соматическое заболевание (например: астма, нейродермит, рак). Психосоматика (псих-душа, сомат-тело) вдруг появляется в 30-40 лет и нет медицинских показаний, т.е. это результат длительного напряжения в теле, как последствия травматических событий. Важно посмотреть, где была поломка? «Чем больше времени проходит, тем больше повреждений психических функций, и тем труднее поддерживать психическую стабильность» - Ф. Рупперт. Если отец или мать бьет ребенка, нет эмоционального тепла, он не может найти объяснение, почему родители не дают любви, тогда дети часто уходят в альтернативные миры – сказочные, либо та область, где мир находит хорошее объяснение. Они фантазируют, создают себе невидимых друзей, т.е. это дает ощущение безопасности. Ребенок научился воспринимать сдерживание, как безопасность. По мере взросления, например, люди уходят в религиозность, становятся астрологами, т.е. то, что можно объяснить. Если родители приводят детей с «неадекватным поведением» к врачам, терапевтам, чтоб те избавили их от симптомов, затея заранее обречена на провал, ведь мать и отец не готовы заглянуть в себя. Неадекватное поведение у детей является зеркалом души родителей. Если родители посмотрят в это зеркало, у них появится шанс лучше понять себя, а значит помочь своему ребенку и самим продвинуться в духовном развитии. Дети, несущие отпечаток родительской травмы, передают ее своим детям, точно так же – через душевно-эмоциональную связь родителей и ребенка. Переживая боль, мать неминуемо передает ее своему ребенку. Так травматический опыт в той или иной форме продолжает действовать спустя несколько поколений. Отцы по своему тоже вовлечены в механизм передачи травмы по наследству своим детям. Эта модель объясняет, откуда берутся душевные раны и переплетения судеб – полигенерационная система. Психические проблемы возникают в системах взаимоотношений, и их сложной коммуникацией. Человеческая психика затрагивает феномен нескольких поколений. Пример: Юноша 18 лет, обратился с проблемой страха отвечать стоя перед преподавателем, в течение последнего года обучения. Михаилу (имя изменено) предстояла защита диплома, перед комиссией. В период приступа страха у М. начинало резко биться сердце, потели руки, колени тряслись, подгибались и возникало опасение упасть. Все эти симптомы по типу панических атак, приходили внезапно, когда он вставал отвечать. В истории - у матери первый брак неудачный, развод, была дочь, погибла. Спустя несколько лет второй брак, рождение М., на фоне травмы потери и тоже развод, когда мальчику было 12 лет. С раннего детства мать чрезмерно боялась за ребенка, сильно контролировала его, и если мальчик не звонил в определенное время, с матерью случались приступы страха за сына. Так продолжалось до 10 лет. Тревога и боязнь матери передалась ребенку с момента зачатия и усугубилась в период формирования эмоционально-волевой сферы от 3 до 6 лет. В подростковом периоде, на фоне гормональной перестройки, отец уходит из семьи, что добавляет мальчику тревоги и сильнее закрепляется в подсознании травма потери, переданная от матери. Ребенок всегда тяжело переживает расставание родителей в любом возрасте. Внутреннее напряжение, исходящее от травмы пережитого достигает своего «пика» и нервы юноши сдают, проявляясь в страхе перед экзаменом, который он не может объяснить. По медицинским показаниям все в норме. Работая в расстановке, проявилась травма в роду до седьмого колена по линии отца матери М. и из истории жизни - вся жизнь матери сплошная травма. Берт Хеллингер, называет это лояльностью к прошлому. Ведь мы все связаны с предками, и вся информация находится в нашем поле. Симптомы, которые мы испытываем, являются отражением чего-то не разрешенного или не пережитой и не принятой боли предков. В системе у матери М. тоже развод, с детства девочка видела ссоры родителей, у прабабушки по линии отца тоже была тяжелая жизнь и так до седьмого колена, как показала расстановка у женщин в роду несчастливые судьбы. Боль, предательство, разочарование сопровождает женщин системы. Накопленные обиды остаются не разрешенными и действуют в настоящем. Девочка была травмирована отношениями родителей, часто боялась за мать, боялась громкого голоса отца, когда он кричал на мать, все сжималось внутри девочки. От постоянного конфликта в семье у ребенка формируется травма. В момент травмы происходит прерывание собственного переживания, будь то страх за мать, насилие, крики и т.д. и чтобы как-то себя сохранить, ребенок мысленно переносит себя в другое место и там остается («вылет из сознания»), так работает сохранный механизм психики человека. И из любви и страха за близкого ребенок вынужден вставать на место взрослого. Ничего не остается, как стать взрослым, чтоб защитить мать. В настоящем мы можем наблюдать: в семьях есть дети, которые взрослые не погодам, все берут на себя, за всех беспокоятся, заботятся, в общем, им не до своей жизни и семьи. Показательным примером служит семья, где ребенок начал воровать деньги из дома. Родители обратились за помощью. Ответ был прост - душой мать находилась в родительской системе. В жизни это проявлялось на эмоциональном уровне – тревогой, постоянным контролем, сопровождаемым от 20 до 30 звонков в день родителям. И у матери не оставалось сил для своей семьи и детей. Начав воровать, ребенок хотел сказать «посмотрите на меня, Я есть». Часто, а скорее всегда наши дети своим поведением или действиями показывают - что-то не в порядке в системе. И нам взрослым следует посмотреть на события более развернуто, т.е. широко и далеко, задать себе вопрос: «почему это происходит? что бы это значило? на что это похоже, как образ? и способны ли родители давать любовь своим детям?». Проанализировать значимые события в своих и родительских семьях: «а получали ли вы любовь от своих родителей и насколько вы способны давать ее своим детям?» И возвращаясь к выше сказанному: «где была поломка?» И когда каждая семья начнет задумываться над происходящим в своих семьях, многих проблем можно будет избежать, не пуская все на самотек. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|