Пределы распознавания чувств в экзистенциальной терапии

      Терапевтам известно, насколько важным бывает распознавание чувств клиента и какую пользу это приносит терапии. В данной статье я хотела бы обозначить пределы распознавания чувств клиента в экзистенциальной терапии. Границу, за которой распознавать чувства клиента не следует, не имеет смысла, вредит контакту с клиентом, может нарушить терапевтические отношения или нанести вред терапии.

   На мой взгляд, при распознавании чувств клиента необходимо учитывать следующее:

     1. Человек и его внутренний мир до конца непознаваем, является тайной. Люди испытывают чувства и им можно дать одинаковое название, но оно будет наполнено своим содержанием. И в этом смысле терапевту будет трудно идентично "до молекул" понять клиента.

      Название чувства одно, люди разные и переживания различны. Один клиент может сказать, что испытывает депрессию, тогда как при ее описании выясняется легкое понижение фона его настроения, скорее говорящее об оттенке грусти. Другое понимание депрессивного настроения можно прочитать у Г. Гессе:

    -Знакома ль Вам страна, где не цветут цветы? Темница страшная, куда и боги не заходят?
    Горе тому, кто дни свои влачит в ней, Будь проклята ты тыщу раз, дыра тоски и скорби. 1

       Значение для понимания чувств клиента будут иметь переживания (их схожесть, различность) клиента и терапевта, испытанные ими до встречи. Если мы выразим в цифрах интенсивность чувства, то можно привести пример: терапевт до встречи с клиентом, за некоторое время испытал 1 единицу гнева, 1 единицу печали и 4 единицы радости, а клиент до встречи - 6 единиц печали, 5 единиц грусти и 5 единиц беспомощности - то терапевту будет сложно до конца (предела) понять клиента, в любом случае переживание клиента до какой-то степени будет для терапевта непознаваемым.

       Но в этом и есть парадокс, именно это позволит терапевту "удержаться в своем кресле" не идентифицируясь до конца с переживаниями клиента и не сливаясь с ними. То есть пределы распознавания чувств влияют на границы терапевтического пространства, позволяя сохранять его.

      Чувства клиента могут быть разными по окрашенности, наполненности:

 - чувство стойкое или летучее; - долговременное или краткосрочное; - интенсивное (отличающееся высоким напряжением, проявляющееся с большой силой) или небольшой силы и напряжения;

- глубокое или поверхностное; - чисто проявленное или в связи с каким-то другим чувством, группой чувств; - острое или "хроническое"; - осознанное или неосознанное.

    Терапевту необходимо уметь распознавать оттенки чувств клиентов, но при этом сохранять определенную дистанцию - чтобы не сливаться с переживаниями клиентов и профессионально не выгорать. Пределы распознавания чувств клиента служат и поддержанию психологического здоровья терапевта.

     2. Некоторые чувства, которые появляются в терапии - до конца непостижимы как клиентом, так и терапевтом. Можно добавить для верующих терапевтов, цитату из Библии, где сказано, что люди:  

 «никогда не смогут постичь всех дел, которые совершает истинный Бог, от начала до конца» (Экклесиаст 3:11). 2

      Не всегда бывает полезно пытаться постичь все чувства клиента. В некоторых случаях именно индивидуальность терапевта, может быть неполное понимание чувств клиента может продвинуть ход терапии. В ходе супервизий живой работы я наблюдала, как терапевт ошибался в чувстве клиента, но именно это и заставляло клиента задуматься - а какое его истинное чувство? Ведь то, что сказал терапевт не подходит. Этот поиск и резонанс приводил к тому, что клиент сам понимал свои ощущения и что было для него важным. Для того и есть встреча клиента и терапевта, чтобы терапевт что-то привносил в мир клиента.

      3. Часть чувств клиента находится от него сокрыта (бессознательна), и сам клиент обладает достаточно ограниченной возможностью до конца понять свои чувства и обозначить их терапевту.

     И. Ильин пишет о способности обобщать что-либо без осознания. Иногда такая способность превосходит возможности человека по толкованию этого обобщения. Ведь часто анализируя собственные эмоции, мы объясняем их видимыми причинами. И нелегко представить, что есть скрытые факторы, которые понимаются и не осознаются. Соответственно объяснение без учета всех скрытых факторов, будет мало отражать действительные чувства, и упрощать сложные моменты. Примерно как найти из сложной ситуации простой выход. Он будет найден, но будет ли ей соответствовать?

   И. Ильин приводит в пример опыты Д. Берри и Д. Бродбента, когда попытка объяснить сильно ухудшала результат. И "обобщения без осознания" позволяют непосредственно реагировать на факторы и явления и представлять их во всей полноте, оперировать причинными связями, а не внешними признаками. 3

     4. Некоторые чувства клиентов вообще нельзя "трогать", скорее они затрагивают нас. Даже не напишу позволять им быть в терапевтическом пространстве. Здесь не требуется какого-либо позволения терапевта. Примером является случай Д. Холлиса, описанный им в книге "Душевные омуты".

     Он описывал случай обратившейся к нему женщины - Илси, предварительно приславшей для ознакомления фотографию с надписью "Неизвестная из Люблина ведет двух детей в крематорий Майданека". Д. Холлис перед встречей пытался представить, что думали и чувствовали люди, изображенные на фотографии - мама и ее дети. К нему пришла женщина и рассказла, что пятьдесят лет назад она случайно оказалась на рынке, где опергруппа проводила задержание евреев. Ее вместе с другими задержанными погрузили в товарный вагон и привезли в концлагерь. В критический момент она выкрикнула, что является христианкой и назвала фамилию своего отца, бывшего известным врачом. Прямо перед ней, мать разлучили с двумя детьми. Офицер сказал женщине, что ей повезло, но она знает слишком много, чтобы она взяла этих двух детей и отвела в крематорий.

      Илси поведала Д. Холлису "Я не могу вам передать, как я тогда была счастлива, - я не попаду в газовую камеру. Я буду работать. Я еще поживу. Я потащила детей до двери душевой".

     Она сообщила Д. Холлису, что хотела только одного, чтобы он ее выслушал.. Когда Илси уходила, он сказал, что не может принять у нее деньги, ибо чувствует, что не в состоянии ей помочь. Тогда она предложила вместо денег взять ее фотографию, которая до сих пор и находится у него. Д.Холлис приводит слова В. Франкла, что таким же ужасным как Аушвиц, была только гиперболизация повседневности. Отмечая при этом, что Франкл имел право на такое сравнение, а он нет. И что "мне думается, что я понимаю смысл его слов, который заключается в том, что страшная повседневная душевная мука превышала возможность ее осознания". 4

      Также трогательным и бережным является стихотворение В. Кагана, посвященное Д. Леонтьеву:

Когда смерть приходит в мою жизнь -

пока не за мной, не говорите : "Не плачь!",

не утешайте меня….не лечите меня от любви..

не мешайте мне - Я учусь ходить по этой земле..

Оставьте меня.. Но, если вы можете просто посидеть рядом

и послушать, как скользит по щеке слеза, как моя тень отмеряет время,

как я прорастаю сам из себя, - просто помолчать и послушать, -

пожалуйста, не уходите.5

 

1.Р. и М. Дальке «Темная ночь души. Исцеление от депрессии». Санкт-Петербург, 2014

2. Библия. Книга Екклесиаста. http://apologetica.ru/biblie/eccles1.html1.

3. Ильин Е.П.: «Эмоции и чувства». www.studfiles.ru/preview/2681640/

4. Д. Холлис «Душевные омуты». www.litmir.co/br/?b=155396

5. Existentia: психология и психотерапия. 2011 (4), с.133.

 



Просмотров: 404
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Размышления о терапии "тревожного" клиента
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Как терапевт принимает чувства клиента?
  • Трогательный рассказ маленького клиента "Люди за стеклом"
  • Запрос клиента "Помогите понять..."
  • Запрос клиента "меня бросают мужчины"
  • Идея "Найди дело по душе и не будешь работать ни одного дня" и ее влияние на клиента
  • Признаки клиента "на поныть". Слова - маркеры.
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Откровенность, как стремление "отпугнуть" не своего клиента.
  • Чувства, эмоции, настроение, ощущения. Ликбез для начинающего клиента.
  • Алгоритм психотерапевтического консультирования клиента с психосоматическим расстройством "Аллергия".
  • Тренинг общения по телефону, обучающая игра "Угадай клиента"
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Техника МАК "Открытие" на формирование актуального и корректного запроса клиента.
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Портрет клиента "Домохозяйка в кризисе среднего возраста"
  • Анализ метафоры клиента "Тараканы в голове"
  • Портрет клиента -"Семейная пара в кризисе"
  • Золотой приём для обработки сложных чувств клиента
  • "Да, но..." - одна из любимых игр немотивированного клиента.
  • "... не ТА" или преданность клиента своему консультанту...
  • Уход клиента и завершение терапии: размышления о чувствах терапевта.
  • Портрет клиента "Трудоголик"
  • "Подари мне вместо своих чувств любви , свое чувство стыда" .Клинический случай
  • "Мир глазами клиента..."



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь