|
Компьютерная зависимость и подростокАвтор статьи: Ашихмина Марина Анатольевна
Ко мне пришла мама шестнадцатилетнего юноши. Выглядела она уставшей. Попросила помочь ей с сыном. Она считает, что у сына компьютерная зависимость. На мои вопросы о сыне сказала, что учиться слабовато и как будет поступать в институт, не знает: «Совсем меня замучил, только целый день сидит в компьютере или в телефоне. У меня голова болит, как он дальше жить собирается?» Сам сын приходить на консультации отказался. В данном примере меня больше заинтересовала сама мама. Ей самой нужна была помощь. Она выглядела очень тревожной, обессиленной, растерянной. Я предложила помощь маме, сказав, что пока ей будет так плохо, она не сможет помочь сыну. Но она повторяла, что помощь нужна только ему. И, что она постарается уговорить его прийти ко мне. Больше она не пришла… Она не пришла, а мне захотелось обратиться к таким как эта женщина, хотя бы в письме. К тем женщинам, у которых есть страх, что их дети зависимы, но визит к психологу считают лишним. Ведь у них самих все в порядке!? И я хочу им помочь разобраться, когда наступает зависимость в семье и как семья может помочь в случае компьютерной зависимости у подростка. Сначала о том хорошем, что может дать компьютер. Многие дети пользуются компьютером, чтобы узнать, что-то новое и полезное для своего развития, ведь там есть различное множество энциклопедий и словарей на разные тематики, электронные книги, которых нет дома. С помощью компьютера можно изучать иностранные языки. Некоторые компьютерные игры обладают высоким дидактическим потенциалом, в том числе логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам. Игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. Разберем, какие игры можно считать опасными. Если говорить о компьютерных играх, которые воздействуют на неокрепшую еще психику, и уводят из реального мира, то это ролевые игры, особенно игры с видом «из глаз» своего компьютерного героя. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует игрока к полной идентификации с компьютерным героем. Через несколько минут игры человек теряет связь с реальностью Игры «приставочные», хоть они и сюжетные, но где нужно быстро двигаться, стрелять и собирать призы, в основном безобидны и не влияют на личность играющего. Игры, в которых нужно быстро набрать большое количество очков, могут формировать устойчивую психологическую зависимость. Патология может развиваться также при увлечении социальными сетями, где ребенок может играть и примерять различные роли, называясь различными никами. Быть не самим собой, а тем, на кого он бы хотел быть похож. У некоторых, психически не устойчивых, детей может возникнуть проблема с самоидентификацией, которая ведет к расщеплению психики или раздвоению личности. Ребенок теряет чувство реальности. Механизм зависимого поведения Зависимое поведение, или научным языком говоря аддиктивное поведение, характеризуется стремлением ухода из реальной жизни путем изменения сознания химическими или не химическими средствами. Сам механизм формирования компьютерной зависимости основан на уходе от реальности и потребности принятия роли. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в компьютерном мире, а не в реальном. Безусловно, это приводит к серьезным проблемам развития личности, в формировании самооценки. Патология может развиться также при увлечении социальными сетями, где ребенок может играть и примерять различные роли, называясь различными никами. Быть не самим собой, а тем, на кого он бы хотел быть похож. У некоторых, психически не устойчивых, детей может возникнуть проблема с самоидентификацией, которая ведет к расщеплению психики или раздвоению личности. Ребенок теряет чувство реальности. Когда же можно сказать об увлечении компьютером, как о зависимости и как лечить таких больных? Этот вопрос еще плохо изучен и сейчас лечат эту зависимость, как и другие виды зависимостей (алкогольная, наркотическая). И действительно признаки зависимого поведения у детей, которые «зависают» в компьютере схожи с признаками поведения наркоманов (или другой зависимости).
Что делать? Если вы, родители, заметили эти признаки у вашего ребенка, конечно, нужно идти к психологу или психотерапевту. Если ваш ребенок не хочет идти, а он будет отрицать проблему, как я это заметила выше, то нужно идти родителям. Зависимость затрагивает всю семейную систему. Поскольку все части этой системы находятся в тесном взаимодействии, то и улучшение или ухудшение состояния одного из членов неизбежно отражается на самочувствии другого. Рекомендации родителям.
Самым сильным фактором, который может уберечь подростка от пагубных привычек – это сильная духовная связь с родителями, которые учат своих детей самостоятельному выбору, определению собственных предпочтений.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|