Компьютерная зависимость и подросток

 

Ко мне пришла мама шестнадцатилетнего юноши. Выглядела она уставшей. Попросила помочь ей с сыном. Она считает, что у сына компьютерная зависимость. На мои вопросы о сыне сказала, что учиться слабовато и как будет поступать в институт, не знает: «Совсем меня замучил, только целый день сидит в компьютере или в телефоне. У меня голова болит, как он дальше жить собирается?» Сам сын приходить на консультации отказался. В данном примере меня больше заинтересовала сама мама. Ей самой нужна была помощь. Она выглядела очень тревожной, обессиленной, растерянной. Я предложила  помощь маме, сказав, что пока ей будет так плохо, она не сможет помочь сыну. Но она повторяла, что помощь нужна только ему. И, что она постарается уговорить его прийти ко мне. Больше она не пришла…

Она не пришла, а мне захотелось обратиться к таким как эта женщина, хотя бы в письме. К тем женщинам, у которых есть страх, что их дети зависимы, но визит к психологу считают лишним. Ведь у них самих все в порядке!? И я хочу им помочь разобраться, когда наступает зависимость в семье и как семья может помочь в случае компьютерной зависимости у подростка.

Сначала о том хорошем, что может дать компьютер.

  Многие дети пользуются компьютером, чтобы узнать, что-то новое и полезное для своего развития, ведь там есть различное множество энциклопедий и словарей на разные тематики, электронные книги, которых нет дома. С помощью компьютера можно изучать иностранные языки. Некоторые компьютерные игры обладают высоким дидактическим потенциалом, в том числе логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам. Игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей.

Разберем, какие игры можно считать опасными.

Если говорить о компьютерных играх, которые воздействуют на неокрепшую еще психику, Компьютерная зависимость и подросток  и уводят из реального мира, то это ролевые игры, особенно игры с видом «из глаз» своего компьютерного героя. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует игрока к полной идентификации с компьютерным героем. Через несколько минут игры человек теряет связь с реальностью

Игры «приставочные», хоть они и сюжетные, но где нужно быстро двигаться, стрелять и собирать призы, в основном безобидны и не влияют на личность играющего.

Игры, в которых нужно быстро набрать большое количество очков, могут формировать устойчивую психологическую зависимость.

Патология может развиваться также  при увлечении социальными сетями, где ребенок может играть и примерять различные роли, называясь различными никами. Быть не самим собой, а тем, на кого он бы хотел быть похож. У  некоторых, психически не устойчивых, детей может возникнуть проблема с самоидентификацией, которая ведет к расщеплению психики или раздвоению личности. Ребенок теряет чувство реальности.

        Механизм зависимого поведения

Зависимое поведение, или научным языком говоря аддиктивное поведение, характеризуется стремлением ухода из реальной жизни путем изменения сознания химическими или не химическими средствами.

Сам механизм формирования компьютерной  зависимости основан на уходе от реальности и потребности принятия роли. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в компьютерном мире, а не в реальном. Безусловно, это приводит к серьезным проблемам развития личности, в формировании самооценки. Патология может развиться также  при увлечении социальными сетями, где ребенок может играть и примерять различные роли, называясь различными никами. Быть не самим собой, а тем, на кого он бы хотел быть похож. У  некоторых, психически не устойчивых, детей может возникнуть проблема с самоидентификацией, которая ведет к расщеплению психики или раздвоению личности. Ребенок теряет чувство реальности.

Когда же можно сказать об увлечении компьютером, как о зависимости и как лечить таких больных?

 Этот вопрос еще плохо изучен и сейчас лечат эту зависимость, как и другие виды зависимостей (алкогольная, наркотическая). И действительно признаки зависимого поведения у детей, которые «зависают» в компьютере схожи с признаками поведения наркоманов (или другой зависимости).

  • У тех и других теряется контроль над предметом зависимости, увеличивается доза (у наркомана) и продлевается время нахождения за компьютером (более 10 часов),
  • теряется контроль над своей жизнью,
  • мышление становится «туннельным», т.е. мысль доминирует над сознанием (где взять наркотик, как по -быстрей добраться до компьютера).
  •  Отрицание проблемы и отказ от помощи,
  • Ощущение пустоты в реальном мире,
  • Проблемы с учебой,
  • Пренебрежение близкими и лицами противоположного пола,
  • Расстройство сна или изменение его режима,
  • При невозможности употребить, поведение становится агрессивным.

Что делать?

         Если вы, родители, заметили эти признаки у вашего ребенка, конечно, нужно идти к психологу или психотерапевту. Если ваш ребенок не хочет идти, а он будет отрицать проблему, как я это заметила выше, то нужно идти родителям. Зависимость затрагивает всю семейную систему. Поскольку все части этой системы находятся в тесном взаимодействии, то и улучшение или ухудшение состояния одного из членов неизбежно отражается на самочувствии другого.

           Рекомендации родителям.

  • Важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
  • Нужно предложить альтернативу компьютерной игре, эмоционально не менее привлекательной, но социально приемлемой и не угрожающей как психическому, так и физическому здоровью наших детей.
  • Научить  выстраивать отношения со сверстниками.
  • Помочь обрести смысл жизни.

        Самым сильным фактором, который может уберечь подростка от пагубных привычек – это сильная духовная связь с родителями, которые учат своих детей самостоятельному выбору, определению собственных предпочтений.

 

 



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профилактика компьютерной зависимости младших школьников. Чем может помочь учитель?
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Утрата. Горе может разрушить, а может помочь обрести смысл жизни.
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.2: Игры и эксперименты]
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Ролевые игры детей и становление личности
  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Агрессивный ребенок: как может помочь родитель
  • Сексуальные семейные проблемы. Забеременеть как можно быстрее. В чем может быть проблема?
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Что может терапии помочь, а что может ей помешать
  • Не каждая женщина может иметь детей, но каждая может стать Матерью
  • Психологическая помощь. Чем может помочь психолог.
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.3: Исследования]
  • [Компьютерные игры учат детей убивать Ч.1: Нейрофизиология]
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: игры с предметами
  • Простые рекомендации родителям детей раннего возраста: пальчиковые игры
  • Сапожник без сапог, или как может семейный психолог помочь, если она не замужем?
  • Может ли мама помочь дочери больной анорексией? Вопрос расстановщику.
  • Может быть, нужно купить новую собаку?
  • Как помочь человеку, когда он не может ответить сам на вопросы?
  • Почему ребенок может плохо себя вести и плохо учиться? Клинический взгляд
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Развод. Может ли ребенок быть спасателем?
  • Родителям на заметку «Компьютерная зависимость детей»
  • У зависимости есть свойство: зависимость прогрессирует. Виды и причины зависимости.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь