Гармонизация детско-родительских отношений.

Мы не создаем законов для наших детей,

все, что мы можем сделать для них,

 — это дать им ценный пример.

Т. Маколей

Семья была и остается одним из важнейших общественных институтов, роль и значение которого бесспорно велико в формировании личности ребенка. При этом семья, как персональная микросреда развития ребенка и институт социализации, имеет свои особенности, в ней тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Влияние семьи на ребенка затрагивает все сферы его личности: аффективную, когнитивную, поведенческую, коммуникативную.  

В XXI веке семейный  институт социализации претерпел значительные изменения, что возможно связано с  ускоряющимся темпом жизни и изменением ценностных ориентиров в обществе. Баланс духовных и материальных ценностей сдвинулся к полюсу материальной обеспеченности. Порой, родители, стремясь обеспечить ребенка материальными благами не уделяют или не успевают уделить должного внимания выстраиванию отношений внутри семьи, что в последствии приводит  не только  к нарушениям детско-родительских отношений, но и к социальной дезадаптации ребенка. Дети остро реагируют на все изменения в семье, особенно в подростковом возрасте. Они сензитивны к оценке взрослого, к его позиции по отношению к себе, к изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.

При изучении детско-родительских отношений мы, как педагоги-психологи,  обращаем внимание на следующие особенности семейного воспитания:

·  отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

·  родительские установки и реакции;

·  нарушения воспитательного процесса в семье;

·  причины отклонений в семейном воспитании;

·  типы воспитания;

·  уровень родительской компетенции и т.п.

Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры, всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на психологическое благополучие ребенка в семье, его дальнейшее развитие и возникновение его личных проблем. Л.Б. Шнейдер, рассматривая семью, как важнейшее условие психологического благополучия ребенка, полагает следующее: «Быть родителем – вероятно наиболее трудная задача, с которой сталкивается большинство взрослых, не имея какой-либо предварительной подготовки или образования. Неудивительно, что совершаются ошибки, предъявляются необоснованные ожидания, включаются сильные чувства. Так или иначе, от родителей ожидается, что они хорошо справляются со своей ролью, просто потому, что сами воспитывались родителями»[1].

 Вся жизнедеятельность ребенка  обусловлена взаимодействием его со взрослыми, и  в первую очередь,  с   родителями. Но при этом, родительское отношение к ребенку всегда является двойственным и противоречивым:  с одной стороны родители проявляют к своим детям безусловную любовь, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на воспитание ценных качеств и способов поведения. Сохранение баланса между безусловным принятием ребенка и воспитанием нравственной социализированной  личности - безусловно, трудная задача для любого родителя.

Также, для благополучного развития ребенка, родителям необходимо осознавать супружеские проблемы, так как любая семья - это система, в которой все элементы взаимосвязаны между собой, то есть все члены семьи влияют друг на друга. В результате взаимного влияния членов семьи, она выступает как персональная микросреда развития личности ребенка. Основными звеньями семьи в этом аспекте являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Семья характеризуется определенной структурой. Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия в ходе совместной деятельности, отдыха и обмена информации, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

Благоприятными факторами гармоничного развития личности ребенка, обуславливающими его взаимоотношениями  с родителями, являются: искренний интерес к его делам, проявление эмпатии по отношению к его эмоциям и чувствам, разделение интересов, а также понимание актуальных проблем, потребностей, мечтаний и желаний своего ребенка.  Нарушение родительской позиции, ее внутренней логики развития, не соответствующей потребностям ребенка, ограничивают процесс гармоничного развития, изначально задавая неверный вектор социального развития ребенка, что приводит в итоге к прямо противоположному результату родительства – воспитанию дезадаптированного ребенка, неготового к полноценной жизни в обществе. В таких случаях, даже если ребенок обладает от природы богатым потенциалом развития, и с ним работают квалифицированные и талантливые специалисты, все это в итоге нивелируется неадекватной родительской позицией – одного или обоих родителей. В таких случаях дети, обладая в силу возраста высокими компенсаторными способностями, какое-то время интуитивно сопротивляются неадекватному родительскому воздействию, но как только запас внутренней «прочности» этих детей подходит к концу, происходит слом внутренней защиты и ребенок начинает очень сильно отставать в своем психическом и личностном развитии от сверстников. У родителей возникает потребность в помощи извне, одним из выходов из этой ситуации является обращение к специалистам.

Из опыта работы с семьями, считаем необходимым отметить, что приводя ребенка на прием к специалисту родители часто пытаются переложить ответственность за  дальнейшее поведение ребенка на психолога, сами же выбирают позицию самоустранения. Профессионализм и квалифицированность психолога в данном случае будет заключаться в способности замотивировать, заинтересовать родителя на работу, вернуть ему ответственность за своего ребенка, а психолог будет выполнять роль консультанта, человека, способного объективно взглянуть на отношения  со стороны  и в процессе сопровождения указать на особенности взаимоотношений, которые могут быть помехой в жизнедеятельности семьи, а также ее членов.  К сожалению, зачастую, на работу с родителями специалистами не отводится должного профессионального внимания, а та работа, которая ведется, во многом формальна. И эта работа подразумевает активную родительскую позицию, определенный уровень образования, культуры родителей, но при этом эти изначальные родительские характеристики часто не сформированы, или же деформированы. Эта деформация родительской позиции нейтрализует, а также дезорганизует действия специалистов по развитию ребенка, и в итоге нивелирует весь процесс работы с ребенком.

Для решения этой проблемы мы предлагаем перейти от формальных действий к активной работе с родителями по формированию адекватной родительской позиции, адекватных родительских установок, действий, представлений о ребенке, его жизни, его потенциале, с совместным включением родителей и специалистов в работу с ребенком, где родители не будут занимать пассивную позицию, а будут активно взаимодействовать с широким кругом специалистов. Для этого необходимо первоначально у родителей вызвать интерес к совместной работе, и только потом уже полноценно начинать сотрудничать.

Одной из форм подобной работы является разработанный нами детско-родительский клуб «Пойми меня». Мы основываемся на  принципе активного привлечения ближайшего окружения к участию в коррекционной работе, то есть родители совместно с детьми посещают занятия и участвуют в них. И этот принцип выделяется как основной: ребенок не развивается изолированно от его межличностных отношений. Особенно делается акцент на общении ребенка с матерью и на коррекцию этих отношений, а так же на коррекцию личностных особенностей матери, негативно влияющих на эти отношения.

Идея написания программы детско-родительского клуба зародилась у нас после анализа результатов проведенных нами индивидуальных коррекционных занятий. Мы увидели по итогам коррекционной работы, что в части случаев наша деятельность мало эффективна. После проведения корреляционного анализа мы установили  взаимосвязь между готовностью родителей принимать участие в коррекционной работе и степенью эффективности работы для данного ребенка. И на основании данного анализа сделали вывод о необходимости целенаправленной работы не только с детьми, а также и с их родителями.

Весь процесс организации детско-родительского клуба был выстроен в несколько этапов:

 - подготовительный, который включал написание программы и ее утверждение на методическом совете Центра, подбор диагностического инструментария,  комплектование группы;

- реализации, который заключался в непосредственной работе детско-родительского клуба исходя из поставленных нами целей и задач;

- заключительный - анализ результатов и планирование дальнейшей работы по повышению эффективности работы клуба.

Программа детско-родительского клуба «Пойми меня» была утверждена на методическом совете «Центра психолого-медико-социального сопровождения №2». Апробация программы проходила в течение года, на базе Центра. Цель нашей программы заключалась в повышении эффективности общения внутри семьи через формирование у детей и родителей коммуникативной  компетентности. Занятия были простроены с применением элементов арт-терапии  и  телесно-ориентированной терапии. Во время занятий совместно с родителями и детьми мы прорабатывали следующее: формировали навыки самопознания, учились выражать свои  эмоции и распознавать эмоциональные состояния другого человека, развивали навыки рефлексии и эмпатии, учились конструктивным выходам  из конфликтных ситуаций, а также осваивали техники эффективного общения. Работа с родителями также проводилась индивидуально, в форме консультаций, по тем вопросам, которые возникали после участия в родительском клубе. Результативность нашей работы мы отслеживали через анкеты обратной связи, а также через повторную диагностику.  Необходимо отметить, что поставленная перед нами цель была достигнута на момент завершения работы клуба. Отмечается готовность и желание родителей в дальнейшем продолжать подобную работу над собой и над своими семейными отношениями.  

 

Библиографический список

1. Винникот Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. – Екатеринбург: «Литур», 2004.

2.  Винникот Д.В. Маленькие матери и их дети. Пер. с анг. Н.М.Падалко, - М.; Независимая фирма «Класс», 1998.

3.  Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: «ЧеРо», 2003.

4. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник практического психолога. - М: «Эксмо», 2006.

5. Сатир В.  Психотерапия семьи. -  СПб: «Речь», 2001.

6. Шнейдер Л.Б. Семейная психология, учебное пособие для ВУЗов. - М.: Академический проект, 2008.

7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб: «Питер», 2000.

 

 


[1]Шнейдер Л.Б. Семейная психология, учебное пособие для ВУЗов, М, Академический проект, 2008, стр.462-478





Просмотров: 401
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Гармонизация детско-родительских отношений через работу с внутренней семьей
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости: диалог в детско-родительских отношениях
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • Принятие родителями факта вступления ребенка в подростковый возраст как важная стадия его взросления
  • Сад и огород - что они дают для развития ребенка?
  • 6 важных рекомендаций для родителей о том, как стать другом для своего ребенка.
  • Как избежать ссор после рождения ребенка.Инструкция для родителей.
  • Как лучше понимать своего ребенка? (для родителей)
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Заболевания ребенка являются проекцией отношений родителей.
  • Для родителей, которые хотят взять ребенка в семью.
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Влияние семьи на ребенка: роль папы в жизни дочери
  • Психотерапия – школа приемных родителей для своего внутреннего ребенка
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Профилактика трудностей детско-родительских отношений посредством работы с литературными сказками
  • 8 советов для родителей, которые столкнулись с ярким проявлением негативных эмоций своего ребенка.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь