Все чаще натыкаюсь на поиски своего психолога, которые никак не увенчаются успехом. Даже специалисты настаивают на этом термине. Как-то сразу вспоминаются половинки, в поисках которых пребывают люди в надежде обрести целостность. Как будто речь идет о поиске супруга или подружки, которая правильно поймет. Что стоит за этим?
Есть клиенты, которые идут к психологу не за помощью, а за эмоциями, за развлечением, за игрой. Не получив это, они уходят, говоря себе или не только себе - это не мой психолог. Но таких, все же, меньшинство.
Несовпадение запроса со специализацией выясняется на стадии предварительной договоренности и никак не монтируется со смыслом, который вкладывается в это понятие.
Все мы очень разные, более того все мы индивидуальности. Психика человека функционирует по одним законам, но настройки у каждого свои. Позволю себе метафору, которая очень упрощенно иллюстрирует мысль. Представьте себе механические часы, которые имеют разный размер, внутри каждого механизма пружина, и шестеренки крутятся по одному принципу, но их число разное, они разного размера и ремонтировать их нужно по-разному. Для ремонта уличных часов на башне нужна кувалда, для ремонта будильника - плоскогубцы, а наручные женские часики требуют очень тонкого инструмента. Бесполезно лезть туда с плоскогубцами или кувалдой. Так и психолог в своей работе использует разные инструменты в зависимости от организации личности клиента, его чувствительности и еще многих нюансов.
Психика имеет бОльшую степень защиты от грубого вмешательства, чем механизм наручных часов, которые легко сломать плоскогубцами, но серьезно поцарапать можно и ее. Любая царапина оставляет след и опасение контакта с "не своим" психологом возрастает. Никто одинаково успешно не может махать кувалдой и работать под микроскопом. Но профессионализм психолога начинается с понимания настроек клиента. Стоит разобраться с размером шестеренок и оценить возможность ремонта. Если нет микроскопа, хотя бы не лезь с плоскогубцами.
Когда речь идет о взаимоотношениях, личностный уровень специалиста в этой области априори должен быть на высоте, необходимо понимание законов общественного развития, культуры, философии. Все эти аспекты влияют на взаимодействие людей. Они и, конечно, специальные знания позволяют психологу шире смотреть на то, кто перед ним, и есть ли необходимые инструменты для диагностики и помощи.
Рационализация, пожалуй, самая изощренная психологическая защита. Чтобы все это выглядело пристойно, появился термин "свой" психолог, фиговый листок, который просто скрывает отсутствие необходимых инструментов и достаточного личностного уровня психолога. Можно не владеть подходящим для конкретного клиента методом, и это нормально, поскольку число настроек человеческой психики неизмеримо больше возможных размеров часов, но профессионал не допустит выяснения отношений с клиентом на уровне склоки и его ретравматизацию, спасая самоощущение от недостаточности собственных возможностей.
Нелегко выдержать обесценивающий перенос нарциссической личности или попытки манипуляции истеричек, но это, в первую очередь, полезная информация для правильного взаимодействия с клиентом, ключ к работе, направление и оптимальная дистанция. Все это дает возможность начать диалог и завоевать доверие, которое клиент чувствует на интуитивном уровне правым полушарием. Или не чувствует, тогда термин "не мой психолог" служит защитой самоидентификации психолога и бальзамом на рану клиента .
По выражению Ю. Джендлина "Процедуры и теории важны, но они должны использоваться только на основе нашего контакта с реальным, конкретным человеком". Если не получается работа, то это значит, что контакта нет. Не получается, потому, что специалист не нашел точек резонанса, не достаточно открыт и безопасен для клиента, а не потому, что это "не твой" психолог. Возможно, это позиция собственного превосходства и неоправданных ожиданий, призванная защитить от провала, а, заодно, и от реального взаимодействия. Клиент, обычно, осведомлен о возможностях психолога, он тщательно подходит к выбору. Но, все же, риск сильно поцарапаться велик, может быть, еще и поэтому психологические услуги не так широко распространены в России.
Объективных оснований для несовпадения не много. Они прописаны в кодексе и, пожалуй, еще в неготовности клиента к работе. Есть еще нежелание работать кувалдой, если умеешь обращаться с микроскопом, но это легко регулируется специалистом и безопасно для клиента. Все остальное от лукавого.
У каждого из нас бывает не очень успешная работа. И это тоже опыт, он полезен. Но, уж кому как не психологу надо быть честным с самим собой и называть вещи своими именами, конгруэнтность, кстати, тоже необходимое в профессии качество.