|
Одиночество, как потеря внутреннего центраАвтор статьи: Савчук Сергей Александрович
Я бы хотел начать со слов Л. Марчер одной из основательниц международного института бодинамики. «Мы, человеческие существа, похожи на деревья, один конец которых укоренен в земле, а другой устремлен в небо. Сила стремления вверх зависит от силы нашей корневой системы. У вырванного дерева отмирают листья. Если человек отрывается от корней, его духовность превращается в мертвую абстракцию» Л. Марчер. И действительно чаще всего человек уходит из реальности тогда, когда он не чувствует опоры и уверенности в своих силах. Когда мы теряем нашу связаность с реальность, мы уходим в мир абстракций и фантазий, мы как бы "улетаем" туда где есть, вроде бы все, но втоже время этого всего нету рядом с нами здесь и сейчас.Очень яркой иллюстрацией, как мне кажется, этого процесса является сон одного из клиентов И. Ялома. «Когда-то пациент лег спать на воздухе; он глядел в небо и внезапно почувствовал себя отделенным от матери-земли плывущим среди звезд. Где он находится? Откуда пришел? Откуда пришел Бог? Откуда пришло нечто (в отличие от ничто)? Моего пациента захлестывали переживания одиночества, беспомощности, отсутствия опоры. Мне трудно поверить в то, что решения, касающиеся всей жизни, могут быть приняты в одно мгновение, но он настаивает, что именно там и тогда решил стать таким знаменитым и могущественным, чтобы подобных чувств никогда больше не возникало». Как мы видим И.Ялом подчеркивает именно чувства одиночества, беспомощиности и отсутствие опоры. Безусловно это состояние может быть очень ресурсным для человека, однако при условии что он в состоянии трансформировать опыт трансценденции в реальнось, а это сделать парой очень сложно. «В той мере, в какой человек отвечает за собственную жизнь, он одинок. Ответственность подразумевает авторство, осознавать свое авторство означает отказаться от веры, что есть другой, кто создает и охраняет тебя. Акту самосотворения сопутствует глубокое одиночество» И.Ялом. Именно в самом процессе, так называемых "актах", мы одникоки. Рядом с нами могут быть сотни и тысячи людей однако в тех процессах которые происходят внутри нас мы безусловно одиноки. (Напимер: процесс выбора, осмысления, чувствования и тд.) Для многих людей понятие "одиночества" включает в себя весь спектр чувств опустошения, отсутствия чего-то или кого-то, некое переживания глубокого разрушения или потери контакта. Это чувство похоже на долгое путешествие по пустыне без начала и явного конца, и мы как Моисей бродим среди песков и миражейв надежде найти нашу землю обитованную. Каждый из нас обособлен, мы отличны друг от друга и у каждого есть некая граница, которая изолирует и защищает его. В этих границах мы безусловно можем быть одиноки. Часто стремясь пережить одиночество, люди пытаются заполнить эту пустоту отношениями, другими людьми и это может проявляется в нарушениях собственных границ – отчуждение или слияние с партнером, растворение в нем, эмоциональные зависимости, патологическая ревность. Ведь мы чаще всего стремимся компинсировать одиночество именно в отношениях с другими. Дать точное определение чувству одиночества наверняка не получится так как это переживание будет трактоваться каждым человеком индивидуально, однако обобщая его можно сказать что – это некий процесс отделения от других, частей нас самих от самого себя, в конечном счете - это отделенность между индивидом и миром, это некая "пропасть между человеком и миром, через которую нет мостов". В глубине которого лежат страхи и переживания. Как говорил И. Ялом одними из которых являются страх смерти и страх свободы. Именно страх смерти приближает человека к осознанию того, что все мы одиноки перед лицом карающего судьи, приходящего к каждому из нас в отведенное время. Наша жизнь наполнена различными персонажами, играющими разные роли: друг – подруга, муж – жена, родитель – ребенок, и все они могут встретить сметь в один и тот же момент, некоторые даже готовы пойти на смерть ради другого, однако сам процесс умирания, те чувства, мысли, переживания, страхи будут субъективны и наполнены нашим внутренним бытием, нашей внутренней экзистенцией. Но безусловно мы едины в одном – это в первоначальном страхе перед смертью, который чаще всего заставляет нас жить. Как следствие одиночество порождает ощущение дискомфорта. Человек не в силах справится с ним и начинает искать, как бы его минимизировать. Причем он должен найти такой способ борьбы с дискомфортом что бы он работал постоянно, так как одиночество только и ждет момента что бы напомнить о себе. Как же мы можем с ней справиться? Есть несколько путей борьбы с ней: кто-то может взять на себя эту ношу и мужественно нести ее, кто-то пытается отказаться от своей уединенности и отделенности что бы войти в отношения с другим – таким же человеком или же божественной сущностью. Главная защита от ужаса глубокого одиночества, связана с отношениями. Но никакие отношения не могут уничтожить ее, каждый из нас одинок в существовании. Однако одиночество можно разделить с другим. Как говорил И. Ялом: "Только чувство любви может помочь наполнить пустоту внутри человека и заменить чувство одиночества на более сильное, конструктивное чувство". Я согласен с И. Ялом в том, что если мы сможем признать ситуацию своей изолированности в жизни и встретить ее, мы сумеем с любовью обратиться к другим, тем самым мы признаем это состояние и страх перед ним уйдет. Напротив, же если этого не сделать, нас может захлестнуть ужас перед бездной одиночества, мы не станем близки с другими. В этом случае наши отношения вообще не будут истинными отношениями, они будут лишь неудачами, искажениями того, что могло бы быть. Мы не сможем относиться к другим, полностью воспринимая их как самих себя. Ведь они, так же как и мы: тоже одинокие, тоже испуганные и тд.. Мы станем вести себя по отношению к другим существам как к инструментам, как к средствам. Именно на этом пути нам и могут помочь техники центрирования, так как они направленны на поиск самого себя и присвоение переживаний самому себе. Мы рождаемся «С» телом и «В» теле – это та данность которая присутствует в объективной реальности человека что и от части наполняет его бытие. Наше тело это скрытый источник ресурса. Даже если оно "устало", "истащено", "замучано", все равно оно может прийти к нам самим на помощь и вместе с нами стать опорой и "стволом". В разных направлениях психологии к вопросу центрирования и поиску внутреннего центра подходили по-своему. У представителей Юнганианства это архетип "Самость" у других это "Образ Я" в Я-концепции. Однако мы сегодня поговорим о синтезе психики и тела. И в этих концепциях к нам ближе подходит бодинамический анализ. В рамках этого направления центром человека мы называем некую точку в теле человека. Она находится рядом с позвоночником на 2-3 пальца ниже пупка и некоторые люди исследуя свое тело говорили, что она на ощупь напоминает шарик. Все мы когда-то представляли собой одну клеточку из которой путем метаморфоз создался человек. Это и есть тот центр о котором мы сегодня говорим. Способность сохранять фокус внимания, концентрироваться и поддерживать свой телесный центр означает цетрироваться. Это очень важный процесс при котором человек может найти силы внутри себя для преодоление любых трудностей, стоящих перед ним. Наш центр существует в абсолютно всех ситуациях, и именно его ощущение может дать нам чувство базовой основы, некой точки силы и жизни, ведь именно оттуда она и зародилась, это наша исходная точка. Она содержит в себе телесную память о всей нашей жизни, начиная с зачатия и именно она может стать сильнейшей точкой опоры для человека. Опыт осознания своего внутреннего центра ребенок начинает получать еще с рождения. Однако в первые месяцы жизни он связан с ощущениями существования и удовлетворения потребностей. Т.е. безопасно ли мне быть в мире и с миром и насколько мои потребности будут удовлетворены, получаю ли я то что хочу и сколько я хочу. Но как только ребенок входит в стадию автономии он учится вертикальной позиции, и тогда ребенок знакомится с внутренним ощущением своего физического центра равновесия и баланса. Хорошая связь с этой внутренней зоной дает ребенку ощущение стабильности как при эмоциональном подъеме, так и при изменении внешней ситуации. Это чрезвычайно важно, потому что ребенок этого возраста все еще поглощен тем, что он воспринимает; он находится в слиянии с тем, что ему интересно, т.е. потребностями. Обучаясь чувствовать центр равновесия, он легче восстанавливает эмоциональный баланс. Взрослые тренируют ощущение центра, занимаясь различными видами боевых искусств, медитативных практик, методами самообороны и многими видами спорта. И так наш внутренний центр — это то место в котором мы можем дать самому себе такой смысл или установку: "Я – это тот человек, которым я являюсь" или "Я есть, тот кто я есть", тем самым присвоить себе ту или иную эмоцию, ощущение или мысль, и при этом не испытывать чувство стыда, тревоги или вины, а делать это из достоинства. Ведь тогда, когда мы находимся в состоянии кризиса нам очень важен нужный ветер в парусах и крепкий якорь что бы переждать шторм. Очень важно иметь опору в себе, где можно принять ответственные решения и быть устойчивым, в противном случае это будет выражаться в потере или недостатке контакта со своей сутью и ощущаться, как "потеря самого себя". Какие же мышцы отвечают за центрирование? С точки зрения Бодинамики, это в основном мышцы таза, а именно: большая, средняя и мала ягодичная, грушевидная, квадратная и др., глубокие мышцы живота: подвзошная мышца, большая поясничная и другие. Это те мышцы которые физически помогают интегрировать верх и низ, право и лево, а также учувствуют в актах ходьбы и ползания. Таким образом, они создают на телесном уровне единство всего тела. Тем самым эти мышцы участвуют в понимании целостного образа себя. Как же научиться ощущать центр? Как тренировать центрирование? Конкретный способ — сфокусироваться на ощущениях тела и всего что находится вокруг центра тяжести. Это значит, нужно делать движения или упражнения на концентрацию, связанные с позвоночником, особенно в нижней части спины, глубокими мышцами живота (диафрагмой, дном таза, подвздошно-поясничной мышцей, ягодичными) и другими мышцами живота и таза. Если физическое ощущение пространства вокруг центра тяжести станет ясным это может повысить возможность ощутить энергетический центр. Также нужно описать свой центр. Его можно описать с помощью цвета, образа, формы, звука, ощущения или движения. Нахождение языка, способного описать ощущение центра, очень индивидуальный, для многих даже интимный процесс. Язык очень важен. Когда мы называем что-то, мы делаем это доступным для нашего сознания и это позволяет принять чувства на ментальном уровне. Кроме того все эти ощущения можно зарисосывать на бумаге, а потом с помощью этих образов возвращать ощущение центрированности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|